Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип микропрограммируемости

Принцип запоминаемой (хранимой) программы

Принципы работы компьютера

С помощью какого-либо ВУ в память компьютера вводится программа. УУ считывает содержимое ячеек ОЗУ, где находится первая команда программы, и организует ее выполнение. Эта команда может задавать ввод или вывод данных с ВУ в память или, наоборот, из памяти на ВУ, выполнение арифметических (сложение, вычитание, деление, умножение) или логических операций.

После выполнения первой команды УУ считывает вторую, которая находится в следующей ячейке памяти, и выполняет ее и т.д. Последовательность выполнения команд может быть изменена с помощью команд передачи управления (перехода). Эти команды указывают УУ, что необходимо продолжить выполнение программы, начиная с команды, содержащейся в другой ячейке памяти. Это позволяет использовать одни и те же команды несколько раз – в цикле или при необходимости, выполнять различные последовательности команд в зависимости от определенных условий и т.д.

Таким образом, УУ выполняет инструкции автоматически, без вмешательства человека. Оно может обмениваться информацией с ОЗУ и ВУ компьютера. Поскольку ВУ, как правило, работают значительно медленнее, чем остальные компоненты компьютера, УУ может приостанавливать выполнение программы до завершения операции ввода/вывода с ВУ.

 

Принцип хранимой программы основывается на принципе однородности памяти и считается одной из наиболее важных идей компьютерной архитектуры. Согласно ему, команды программы, закодированные в цифровом виде, хранятся в памяти наравне с числами. В команде указываются не сами участвующие в операциях числа, а адреса ячеек ОП, в которых они находятся, и адрес ячейки, куда помещается результат операции.

Поскольку программа уже хранится в памяти, одни и те же команды могут любое нужное количество раз извлекаться из нее и выполняться. Более того, так как команды представлены в форме чисел, то над ними машина может производить операции так же, как и над числами. Это называется «модификация команд».

Перед решением задачи на ЭВМ программа и исходные данные должны быть помещены в ее память. Обычно эта информация предварительно заносится во внешнюю память. Затем при помощи устройства ввода программа и исходные данные считываются из внешней памяти и помещаются в ОЗУ. Кроме того, программы и данные могут неограниченное время храниться во внешней памяти и быть использованы, как только это станет необходимо.

 

Микропрограммируемость – это микропрограммный принцип управления компьютером, когда каждой программе ставится в соответствие своя микропрограмма, хранящаяся в памяти. Например, операция сложения состоит из ряда элементарных операций: передача информации от одного узла к другому, одноразрядный сдвиг и суммирование одного разряда, чтение первого слагаемого, чтение второго слагаемого и т.д. Техническая реализация этого способа проста благодаря тому, что можно легко видоизменить содержание любой операции и, соответственно, команды за счет изменения микропрограммы.

Для реализации микропрограммируемости необходимо наличие в компьютере постоянной памяти, в ячейках которой будут постоянно храниться коды, соответствующие различным комбинациям управляющих сигналов. Каждая такая комбинация позволяет выполнить элементарную операцию, т. е. подключить определенные электрические цепи и схемы.

Чтобы выполнить элементарную операцию, необходимо задать управляющий сигнал. Он хранится в ячейке постоянной памяти, имеющей конкретный адрес. Достаточно задать определенную последовательность адресов, чтобы был сформирован набор управляющих сигналов для выполнения элементарных операций. Задает эту последовательность адресов микропрограмма, также хранящаяся в постоянной памяти.

Команда выполняет все действия в зависимости от того, какой код операции в ней находится. Каждой команде, а точнее коду операции, соответствует своя микропрограмма. Эта микропрограмма, состоящая из адресов ячеек, где хранятся управляющие сигналы, вызывает их на выполнение и обеспечивает подключение необходимых электрических цепей и схем.

В этом случае для выполнения операции сложения двух чисел, например, на ассемблере, программист описывает следующие действия:

– загрузка первого слагаемого в регистр (ячейку памяти с адресом) EAX;

– загрузка второго слагаемого в регистр EBX;

– вызов микрооперации сложения;

– загрузка результата из регистра EAX.

Дальнейшее развитие этой идеи приводит к появлению микрокода – программы, реализующей набор инструкций процессора. В этом случае микропрограмма состоит из серий микроинструкций. Микроинструкции управляют процессором на самом низком уровне, они и есть элементарные действия над данными: загрузка операнда в регистр, установка флага, вызов микрооперации сложения и т. д. Микропрограмма вызывается при помощи специальных операторов, которые программист указывает при написании программы.

Современные микропроцессоры позволяют записывать в них значительное количество микрокодов, выполняющих порой весьма сложные преобразования данных. Сформировались два основных направления микропрограммного развития. Первое – CISC (англ. Complex instruction set computing, компьютер с комплексным набором команд) – концепция проектирования процессоров, которая характеризуется тем, что для широкого набора сложных операций в микропроцессоре предусмотрены собственные микропрограммы. Предполагалось, что это позволит упростить создание сложных программ и ускорит их выполнение. Так и было до определенного момента, но универсальный характер ПЭВМ обусловил применение компьютеров для решения такого широкого круга задач, что комплексный набор команд оказался малоэффективным.

Второе направление – RISC (англ. restricted (reduced) instruction set computer, компьютер с сокращённым набором команд), архитектура процессора, в которой количество инструкций уменьшено, а сами инструкции упрощены. Сложные действия над данными, которые в CISC выполняются одной командой, осуществляются рядом простых инструкций. Однако за счет того, что декодирование инструкций упрощается, сокращается количество обращений к памяти и т.д., выполнение программы ускоряется.

Сегодня микропроцессоры в основном проектируются на основе RISC-архитектуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационная технология | Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.