Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная необходимость автоматизации информационных процессов

Информационные процессы и объективная необходимость их автоматизации

Учебные вопросы:

· Важнейшие причины необходимости автоматизации информационных про­цессов в управлении экономикой.

· Цель информатизации. Инфраструктура информатизации. Задачи, реализуемые автоматизированной информационной системой.

· Учреждения как центры обработки информации.

· Виды и свойства информации

 

Стремительное развитие товарных и финансовых рынков в России послужило мощным толчком к интенсивному нараста­нию процессов информатизации всех сфер жизни общества. Соответственно растет потребность в разработках автоматизиро­ванных систем как научно-технического, так и экономического характера. Количественное накопление подобных разработок сопровождается качественным оформлением и дифференциаци­ей рынка информационно-технической продукции. Наиболее очевидной предпосылкой такого развития процессов информа­тизации является переход от использования электронно-вычислительных машин морально устаревших серий к персо­нальным компьютерам и сетям. Тем самым информационные и коммуникационные технологии вышли на качественно новый уровень, позволяющий без значительных капитальных затрат решать сложные экономические и прочие задачи не только в государственном масштабе, но и на уровне предприятий, орга­низаций, фирм.

Бурное развитие информационных процессов вызвано также изменениями в подходах к оценке роли информации в полити­ческой и экономической жизни страны. Наше общество стало открытым, возросли требования к потребляемой им информа­ции, которая должна быть актуальной, достоверной, полной и доступной. В настоящее время информация пронизывает все сферы деятельности субъектов экономики и производства, по­ставляет менеджменту всех уровней безотказный механизм управления при условии правильной постановки задач и обос­нованного выбора методов и программно-технических средств для их решения. В условиях рыночных отношений это в полной мере относится и к управлению ом, где анализ, пла­нирование, реализация и контроль за проведением комплексов мероприятий с целью достижения выгодных обменов с потреби­телями продукции и услуг, получения прибыли от них, роста объема сбыта, увеличения доли рынка основываются на качест­венном информационном обслуживании всех этапов деятельности.

Третьей причиной бурного развития рынка информацион­ных и коммуникационных технологий является повышение тре­бований к содержанию и формам представления данных. Преж­де всего это касается данных экономического характера. Во-первых, в результате законотворческой и регулирующей дея­тельности государства ужесточились требования к достоверно­сти, своевременности и законности отчетно-статистической ин­формации, вырабатываемой на уровне микроэкономического объекта. Во-вторых, информационное сопровождение производ­ства и бизнеса является необходимым условием полноты и своевременности сбора налогов, что на сегодняшний день все в большей степени становится основным условием развития, про­цветания и самого существования государства, которое превра­щается в главного потребителя информации. В-третьих, для со­временных микроэкономических структур обладание информа­цией в связи с развитием рыночных процессов еще важнее, по­скольку неопределенность в окружающей среде стократно воз­росла, что само по себе приводит зачастую к срывам в «жизнедеятельности» предприятий, организаций, фирм. Не­обоснованное принятие решений на любом уровне руководства может обернуться для них непоправимыми отрицательными по­следствиями.

Чисто рыночная ситуация, т.е. возрастание потребности и платежеспособного спроса, предъявляемого субъектами эконо­мики всех форм собственности на программно-технические продукты, также сказалась на развитии информатизации.

В рыночных условиях актуальным для выявления результа­тов деятельности любой организации является минимизация времени между совершением производственно-хозяйственных операций и их информационным отображением для принятия управленческих решений. Эта проблема решается лишь внедре­нием новых информационных технологий. В частности, исполь­зование ПЭВМ и специального программного обеспечения для фиксирования, обработки данных, получения аналитических и прогнозных сведений о состоянии продаж, ситуациях на рынках сбыта является основой деятельности, от этого зависит эффективность работы предприятий, организа­ций, фирм по производству ими продукции и услуг. В не столь отдаленном будущем, по мере активизации отечественного про­изводства, предприятия предъявят спрос и на сложные автома­тизированные системы управления производством, и на систе­мы проектирования технологических процессов. Что касается телекоммуникаций и связи, то нужда в подобных услугах уже сегодня становится чрезвычайно острой.

Наконец, на процессы информатизации оказывают влияние внутренние причины: ускоренное развитие самой информаци­онной отрасли; превращение деятельности по разработке и вне­дрению программных технологий в один из видов бизнеса, ста­новление, благодаря доступности западных источников техники и программного обеспечения как товара, внутреннего компью­терного рынка. Таким образом, актуальность вопросов информатизации всех сфер производственно-экономической деятельности не вызыва­ет сомнений. Потребность в разработке и применении эффек­тивных и адекватных реальной действительности компьютерных программ и технологий возрастает. Внесение порядка в хаос и свобода рынка — пока не до конца осознанная необходимость субъектов предпринимательской деятельности. На сегодняшний день компьютеризация, использование новых информационных технологий оказываются незаменимыми, поскольку дают воз­можность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию в е за счет применения новых средств сбо­ра, передачи и преобразования информации, увеличения ее ана­литических и прогнозных возможностей, что необходимо для оперативного принятия решений.

Реформа методов управления экономическими объектами повлекла за собой перестройку организации процесса автомати­зации управленческой деятельности, а также распространение новых форм технико-институциональной реализации этой дея­тельности. Вычислительные центры коллективного пользования (ВЦКП) ушли в прошлое, а их место заняли локальные, корпо­ративные, глобальные сети персональных ЭВМ. Сегодня руко­водители и исполнители служб на своих рабочих местах могут практически мгновенно получить исчерпывающую информацию о производимых товарах и услугах, ценах на них, спросе на товары и т.п. для анализа конкретной производствен­ной или рыночной ситуации. Такие преобразования в организа­ции управленческого труда стали возможны благодаря сущест­венным качественным изменениям в его технологии. Автомати­зация потоков информации, применение экономико-математи­ческих методов обработки данных, внедрение в практику работы баз данных и баз знаний — все это приняло совершенно новые, конкретные способы формирования, подготовки управленче­ских решений и их реализации по сравнению с «доперестроечным» периодом. Произошло смещение акцентов и в формули­ровании критериев эффективности автоматизированных систем управления. Если раньше в административно-командной систе­ме аналитических данных и возможности использования прогнозных моделей. Такая постановка вопросов привносит в практику предпринимательства научно-исследовательский аспект, поэтому возникает естественная необходимость ставить управленческие задачи на научно обоснованном, а не на чисто практическом уровне.

Однако на сегодняшний день в нашей стране недостаточно теоретических работ в сфере информатизации предпринима­тельской деятельности, а практически реализованных систем автоматизации, а еще меньше. Это является следстви­ем нашего отставания от мирового уровня в развитии техники, инструментального и программного обеспечения, тем более в сфере рыночной информационной инфраструктуры. Поэтому возникает необходимость в систематизации знаний, касающихся данной научно-практической области, а также в развитии мето­дического аспекта процесса создания и практики использования новых информационных технологий в деятель­ности.

Цель информатизации.

Реализация стратегической цели—вывод России из кризиса, достижение высоких экономических и социальных результатов, достижение роли полноправного партнера в мировой экономической системе в значительной степени зависят от того, каковы будут масштабы использования информационных технологий во всех сферах деятельности, а также от того, какую роль будут играть эти технологии прежде всего в повышении эффективности общественного труда.

Информатизация должна быть ориентирована на все возможные области деятельности отдельного человека, любого субъекта рынка 'и государства. Информатизация предусматривает массовое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной и социальной структуры.

Для решения этих проблем разработана государственная Программа информатизации России. Ее основные проекты направлены на стимулирование естественно развивающихся коммерческих процессов информатизации и на экономическую поддержку тех направлений, где рыночные механизмы пока не могут дать результатов, необходимых для активного развития экономики и социальной сферы России.

Проект «Информатизация России» содержит рекомендации по формированию и развитию Программы информатизации России по основным сферам деятельности общества и включает: информатизацию государственных органов управления; региональные проекты информатизации; информатизацию социальной сферы; создание типовых проектов для основных сфер и объектов информатизации.

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя: создание информационных техники и технологий, обеспечивающих производство, обработку и распространение информации; разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации: производство самой информации, информационных продуктов и услуг.

Инфраструктура информатизации включает в себя: систему коммуникаций, вычислительных средств и сетей, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий; программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры; информационные средства и базы данных; систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии экономические и правовые механизмы. способствующие эффективному развитию процесса информатизации. Создание современной инфраструктуры информатизации должно обеспечивать пользователям широкий набор информационно-вычислительных услуг с доступом к локальным и удаленным машинным ресурсам, технологиям и базам данных.

Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации. При этом под информацией понимаются сведения об объективно существующих объектах и процессах, а также их связях и взаимодействии, доступные для практического использования в деятельности людей. Задача информатизации состоит в сокращении различных видов материальных, энергетических, финансовых и других потоков за счет их частичной замены и компенсации информационными потоками. Для этих целей применяются информационные системы, реализующие соответствующие информационные технологии (ИТ).

Информационная технология—это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Эффективное применение информационных технологий во многом определяется уровнем квалификации субъектов процессов информатизации при условии, что предлагаемые рынком технологии максимально доступны потребителю. Соответственно должна постоянно совершенствоваться система подготовки и переподготовки кадров специалистов, создающих и использующих ИТ в своей практической деятельности.

Экономические цели информатизации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования всех видов народнохозяйственных ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, финансовых, производственных.

Социальные цели информатизации состоят в улучшении качества и расширении ассортимента социальных услуг, предоставляемых гражданам, за счет использования информационных технологий в социальной сфере; интеллектуализации досуга и увеличении доли свободного времени в общем времени жизнедеятельности человека: обеспечении реализации демократических свобод для широких слоев населения, в том числе повышение качества образования: повышение уровня медицинского обслуживания; укрепление социальной защиты; смягчение издержек социальных преобразований; развитие демократизации и гласности; повышение оперативности и обоснованности политических и экономических решений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. по дисциплине “Информационные технологии ” | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.