КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Геохимия постмагматического процесса
Геохимия постмагматических и метаморфических процессов Постмагматический (послемагматический) процесс – образование этапов и геофаз, следующих после кристаллизации самого расплава и часто от него пространственно и хронологически обособленные (поствулканический). Более детально рассмотрим вулканические возгоны, пегматитовый, пневматолитово-гидротермальный, контактно-метасоматический и гидротермальный процессы. Перенос химических элементов и их отложение в виде минералов может идти по двум направлениям: отложени я минерало в пр и кристаллизаци и и в результат е химически х реакций. При кристаллизации происходит выделение из раствора галита, гипса, барита, флюорита. Второй путь, который преобладает, – осаждение в результате химических реакций. Рассмотрим более детально второй путь осаждения минералов. Химические реакции могут быть обменными и более сложными, если удаляются и выделяются продукты реакции (CO2 и др.). Критериями, позволяющими определить формы переноса, служат: 1. Химический состав минералов наблюдаемой парагенетической ассоциации. 2. Характер и интенсивность изменения вмещающих пород. 3. Состав газово-жидких включений в минералах рассматриваемого генезиса. 4. Физико-химические свойства соединений, в форме которого возможен перенос рассматриваемого элемента. Они должны соответствовать реальности нахождения именно такого соединения в физико-химических условиях рудообразования. Рассмотрим примеры указанных четырех вариантов. Реализация первого варианта может осуществляться, если вместо очень устойчивого магнетита наблюдается парагенезис сидерита с гематитом. Это явление объясняется очень высоким парциальным давлением CO2, которое обусловливает реакцию: Fe3O4 + CO2 ↔ Fe2O3 +FeCO3 магнетит гематит сидерит По второму варианту изменение вмещающих пород состоит в следующем. Происходят важные процессы преобразования минералов, связанные со сменой щелочного или кислотного характера среды на окислительные условия. Например, серицитизация или карбонатизация пород в результате воздействия щелочных растворов; каолинитизация, порфиритизация, реже алунитизация пород при участии кислых растворов. Высокое содержание в растворах CO2 вызывает образование кальцита или доломита. Содержащийся в растворе H2S приводит к осветлению пород, разрушению темноокрашенных железистых минералов с выносом железа в виде пирита. Ионы фтора вызывают фторитизацию породы или образование фторсодержащих слюд. При более высоких температурах растворы с фтором образуют топаз. Если растворы натриевые, то происходит альбитизация породы, а при понижении температуры – цеолитизация. Калиевые растворы приводят к серицитизации или одуляризации породы. По третьему варианту состав газово-жидких включений в минералах служит достоверным признаком для выяснения состава рудоотлагающего раствора. В процессе роста кристалла важно использовать первичные включения, которые соответствуют первоначальному раствору. Вторичные используются для заполнения трещин в кристалле, так появляется во включениях горного хрусталя минерал-узник галит. По четвертому варианту рассмотрим реальные соединения, существование которых ограничено составом рудообразующего раствора и типом замещения вмещающих пород: щелочные элементы переносятся в расплавах и растворах в виде элементарных ионов K+, Na+, Ba2 + и т.д. При высоких температурах может происходить возгон галогенидов NaCl, KCl и др.; галогениды могут переноситься в виде элементарных анионов (F–, Cl–, B–, I–) в растворах. Однако фтор со щелочноземельными элементами Pb2+, Cd2+ образует труднорастворимые соединения, как CaF2 в составе зубной эмали. Фтор является сильным комплексообразователем по сравнению с его аналогами: K2[SiF6], Na2[SiF6]; сера транспортируется в виде газообразного H2S или его водных растворов в форме HS–, S2– при щелочной реакции, в эндогенных процессах – в виде молекулы газа: 2H2S = S2 + 2H2 Свободная сера может образовываться при термической диссоциации сульфидов железа, меди: 2FeS2 = 2FeS + S2 В гидротермальных растворах сера может мигрировать дополнительно в виде сульфоанионной формы: AsS2, Sb2S42–, SnS32–, AuS33–. Щелочные слои этих элементов хорошо растворимы, а строение и состав самих анионов зависит от рН, концентрации HS– и S2–. Между собой они связаны реакцией обратного равновесия типа: AsS2–+ SbS33– ↔ SbS2–+ AsS33– В зоне окисления ион серы переносится в форме SO42–, и при высоких температурах эта форма иона устойчива. Многие халькофильные элементы (Cu, Sn, As и др.) и переходные с достроенными электронными оболочками (Ti, V, Cr, Zr, Tr, U и др.) с высокой валентностью при средних ионных радиусах создают форму переноса в виде комплексных соединений: [Fe3+(C2O4)3]3–, [UO2(CO3)3]4–, [Si(W3O10)4]4–, [Sn(F, OH)6]2–. Они образуют минералы, которые могут отлагаться при изменении температуры. На осаждение комплексных ионов влияет гидролиз, отложение карбонатов, окислительно-восстановительные условия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |