Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутрифирменное предпринимательство

 

Внутрифирменное предпринимательство (intrapreneurship - интрапренерство) представляет собой предпринимательскую деятельность структурного подразделения инновационной фирмы, наделенного определенной хозяйственно-экономической самостоятельностью и ответственностью в рамках, определенных внутрифирменными положениями. Оно направлено на получение дополнительной прибыли фирмы за счет использования части (в первую очередь резервов) ее имущества и финансовых средств путем удовлетворения потребностей потребителей.

 

Другими словами: внутрифирменное предпринимательство – «собственная» без собственного ЮЛ (капитала) предпринимательская активность (творчество) наемных работников на больших предприятиях, автономия коллектива работников (подразделения), ориентированная на самостоятельность, способности и самомотивацию к инициативным действиям, ориентированным на интересы всей фирмы.

 

Целью интрапренерства является повышение эффективности деятельности фирмы за счет активизации и использования творческого потенциала сотрудников, повышения эффективности использования ресурсов фирмы, быстрой реакции на изменения потребностей рынка, быстрой реализации нововведений, создания основы для дальнейшего развития, диверсификации деятельности.

Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства, показаны на рис. 3.2.

Для организации внутрифирменного предпринимательства в фирме необходимо создать для внутрифирменных предпринимателей следующие условия:

- получение части прибыли (выручки, если затраты компенсируют внутрифирменные предприниматели) от дополнительно выпускаемой продукции (выполнение работ, оказание услуг), другая часть прибыли (выручки) идет фирме;

- свободу в пользовании финансовыми и материально-техническими ресурсами;

- свободу в управлении персоналом и заработной плате;

- самостоятельный выход на рынок;

- принятие на себя риска.

Как правило, внутрифирменные предприниматели – небольшое подразделение единомышленников, которое действует на основе внутрифирменного положения, имеет отдельный лицевой субсчет в расчетном счете фирмы.

 

 

Рис. 3.2. Предпосылки для возникновения внутрифирменного

предпринимательства

 

Во многих крупных фирмах для организации и поддержки внутрифирменного предпринимательства создаются бизнес-центры (бизнес-инкубаторы, инновационные центры), которые после тщательной экспертизы проектов оказывают внутрифирменным предпринимателям следующие виды поддержки:

- финансовую (безвозмездное выделение денежных средств, выдача займов на безвозмездной основе или под небольшой процент);

- материально-техническую (пользование производственными площадями, оборудованием, материалами и т.д.);

- организационно-правовую, управленческую (ведение бухгалтерского учета, работа с банком, налоговыми и другими учреждениями, составление и ведение договоров с контрагентами, работа с контролирующими органами и т.д.);

- информационную;

- имиджевую;

- внешнеэкономическую и т.д.

Внутрифирменное предпринимательство имеет свои плюсы и минусы, как для самой фирмы, так и для ее внутрифирменных предпринимателей.

Плюсы для фирмы:

- дополнительные доходы;

- диверсификация деятельности (внутрифирменные предприниматели могут найти и «раскрутить» такой вид деятельности, который может стать для фирмы и других ее подразделений одним из основных).

Минусы для фирмы:

- во всех взаимоотношениях с внешними организациями выступает фирма, поэтому вся ответственность ложится на нее, в том числе и по делам внутрифирменных предпринимателей;

- увлекшись ПД, внутрифирменные предприниматели могут хуже выполнять свою основную деятельность.

Плюсы для внутрифирменных предпринимателей:

- дополнительный доход, нередко значительный;

- возможность самовыражения, приобретение чувства самодостаточности;

- приобретение опыта ПД.

Минусы для внутрифирменных предпринимателей:

- отсутствие полной самостоятельности, в любое время фирма может закрыть внутрифирменную ПД, уволить внутрифирменных предпринимателей, увеличить отчисления от ПД фирме и т.д.;

- все имущество, приобретенное на средства внутрифирменных предпринимателей, принадлежит фирме (числится на ее балансе), и внутрифирменные предприниматели не могут им распоряжаться самостоятельно.

Поэтому внутрифирменные предприниматели со временем часто выходят из фирмы и открывают собственный бизнес, найдя и «раскрутив» эффективный вид деятельности, имея рынки сбыта, получив опыт, связи, накопив деньги и т.д. При этом нередко уводят и клиентов фирмы.

Ну а если не задалось внутрифирменное предпринимательство, то его участники продолжают работать на фирме, как раньше работали.

 

При продуманности, обоснованности и хорошей организации внутрифирменное предпринимательство позволяет достичь эффективного сочетания преимуществ крупной фирмы (стабильности, устойчивости к негативным внешним воздействиям за счет масштабов деятельности, больших ресурсных и финансово-экономических возможностей, сильных внешних, в том числе внешнеэкономических связей и т.д.) и малого бизнеса (мобильность, управляемость, эффективность перераспределения внутренних ресурсов и т.п.).

В настоящее время после приватизации, экономического кризиса на многих крупных предприятиях есть здания, сооружения, оборудование, транспорт, технологическая оснастка и инструмент, которые мало используются или почти не используются, а сдать все это в аренду не всегда возможно или целесообразно. Создание интрапренерства может решить эту проблему. Базовое предприятие не только не потеряет контроль над своим имуществом, но и будет получать доход от внутрифирменного предпринимательства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и сущность предпринимательской деятельности | Общие положения. Индивидуальная предпринимательская деятельность граждан
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.