Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операционная система




Системы производственного обучения.

Система ПО – это совокупность взаимодействующих частей процесса обучения трудовой деятельности: содержания, методов, средств и организационных форм. В ходе развития человечества, роста науки, технического прогресса сложились системы ПО, связанные с подготовки кадров, которые широко используются в практике, или наоборот, менее удобны в применении в наше время. Некоторые из них рассматриваются ниже в историческом аспекте, то есть в порядке их появления.

1. Предметная система (называется так от предмета, изделия, который надлежит изготовить).

Мастер или ремесленник изготавливает продукт, а подмастерье присутствует, наблюдает за действиями мастера и в скором времени сам пытается скопировать часть работы, а затем весь процесс создания целого изделия.

Положительные стороны:

· Учащийся с самого начала приобщен к труду, у него появляется интерес к труду, который оказывает высокое стимулирующее воздействие. Учащийся видит важность товара и гордится изготавливаемой продукцией, выходящей из его рук.

· Простота в организации обучения, где со стороны мастера прилагается минимальное количество усилий (смотри-учись).

Отрицательные стороны:

· Отсутствие условий для проведения обучения, когда научные принципы дидактики не соблюдаются (игнорируется учет познавательных и возрастных особенностей учащегося, не применяется принцип построения от простого к сложному).

· Полное отсутствие теоретической подготовки и тренировочных упражнений при выполнении трудовых приемов. Подмастерье многое делает неосознанно, на основе бытовых знаний, приобретенных самостоятельно, что тормозит развитие и рост личности.

· У тех, кто обучался по этой системе, зачастую имеется ограниченное число трудовых приемов, и они осваивают лишь отдельные операции. При изменении ассортимента продукции, не все приобретенные навыки пригождаются и приходиться обучаться снова, чтобы выполнять операции в новых условиях.

Система существовала с того времени, когда обезьяна взяла палку и показала другой, как сбивать банан с бананового дерева, вплоть до появления крупного индустриального производства в середине 19 в. В некоторых случаях встречается по сегодняшний день.

Система появилась в период формирования училищ с производственной базой и сложилась на серьезном фундаменте. В 1868 году в Московском высшем техническом училище, ныне МГТУ им. Баумана, впервые было предложено разделить все трудовые процессы на операции. Профессии осваивались постепенно, в два этапа, в специально созданных и оборудованных местах. Первый этап – изучение и отработка выделенных из состава трудового процесса операций в учебно-производственных мастерских в училище. Второй этап – работа в стенах учебного завода, где учащиеся закрепляли приобретенные навыки и умения осуществления трудовых операций и производили товарную продукцию. Это было неким революционным прорывом в профессиональном обучении. Система попала «за океан» и стала называться «Русской».

Позитивные стороны системы:

· Разбиение процесса производства изделия на трудовые операции позволяло изучать его по составляющим, что увеличивало доступность материала.

· Изучение осуществлялось в порядке усложнения трудовых операций, что с научной стороны соответствовало индуктивному способу построения обучения (от простого к сложному).

Негативные моменты:

· На первом этапе работы учащиеся изготавливали фрагменты единого звена (одного вида товарного изделия), которые, как правило, не имели дальнейшего применения. Интерес учащихся падал, так как полуфабрикаты шли «в корзину».

· Ассортимент товаров часто заключал в себе небольшой спектр трудовых операций. Для качественного овладения профессией изучаемых операций было не достаточно. Выпускники обладали ограниченным набором навыков и умений.

· Учебные заводы состояли на условиях самоокупаемости, и поэтому учащиеся выпускали продукцию, значимую только для конкретного времени. Когда вкусы народа менялись, необходимо было обновлять производство на учебном предприятии. Перед училищем возникала проблема подготовки новых кадров, разработки перечня трудовых операций, соответствующих новым трудовым процессам, так как молодые рабочие плохо адаптировались и не могли без подготовки изготовлять востребованный товар.

3. В 1880х гг. педагогами профессионально-педагогического образования была внедрена операционно-предметная система. Согласно ей преднамеренно продумывались такие изделия, чтобы при их изготовлении отработать все трудовые операции по данной профессии. Система не нашла большого распространения, но использовалась более 40 лет.

Положительным моментом в ней является то, что обучение очень заинтересовывало учащихся. Но недостатки были:

· Обучение не предусматривало проведения упражнений для закрепления, следовательно, не происходило автоматизации навыков. Все товарные предметы изготавливались по шаблону, образцу, поэтому любые изменения сразу же вызывали затруднения.

· Очень сложно подобрать такие изделия, что бы трудовые операции, выполняемые при их производстве, в полном объеме удовлетворяли широкому спектру нужных для профессии операций.

4. В период 1920-1930х годов, во время индустриализации, Центральный институт труда (ЦИТ) предложил свою систему, систему ЦИТа. Суть ее заключалась в том, что многократными тренировочными упражнениями отрабатывались элементы движений, движения, приемы, операции трудовой деятельности и в итоге, целый процесс. В рамках такой подготовки были разработаны тренажеры для формирования у учащихся скоростных навыков. Обученные люди являлись незаменимыми работниками в условиях конвейерного производства. Одним словом, система ЦИТа подготовила целую «армию винтиков большого механизма».

Отрицательным моментом укажем полное игнорирование теоретической составляющей обучения.

5. В начале 30-х гг. на предприятиях появились школы фабрично-заводского ученичества (школы ФЗУ). В 1935-1936 гг. преподаватели и мастера ПО из них предложили операционно-комплексную систему ПО (ОКС). Согласно ей обучение ведется по схеме, где темы по освоению операций следуют определенном порядке, включая мероприятия по закреплению и проверке усвоенных операций (рис.5). Из рисунка видно, что сначала выполняются упражнения по отдельным операциям. Затем они закрепляются в комплексной УПР, составляя часть трудового процесса по изготовлению изделия или полный процесс (когда он не сложный). Причем, в УПР порядок операций может идти не в строгой последовательности, как они изучены, а соответствовать ходу изготовления какого-либо товарной единицы или ее части. В конце обязательно контролируется качество выполнения всех изученных операций. Система позволяет получить неплохие результаты.

 

…,

 

где - урок упражнений по освоению операций;

 

- комплексная учебно-производственная работа (УПР);

 

- контрольно-проверочная работа.

Рис.5. Схема операционно-комплексной системы ПО.

 

В настоящее время профессиям швейного производства обучают именно по ОКС. Однако, система не универсальна и не может быть применима к подготовке по творческим профессиям (художник по костюму), по профессиям, занятым на непрерывном производстве (сталевар, работа с мартеновской печью, которую нельзя останавливать) и др.

Кроме описанных систем ПО, существуют ситуативная система ПО и проблемно-тематически-видовая.

 

Тема 6

 

Тематический план учебного предмета и программа предмета теоретического обучения

 

Учебная программа предмета - документ, содержащий цели обучения, содержательную основу дисциплины, логику построения (порядок изложения материала) в виде текста. Существует два способа построения курса, т.е. порядка сообщения содержания предмета:

1. В технологической последовательности (в соответствии с порядком осуществления технологического процесса).

2. Дидактически целесообразной последовательности (соблюдая принцип от простого к сложному).

Из указанных вариантов редко прибегают к какому-то одному, чаще следуют «золотой середине», которая приносит меньше вреда:

В учебной программе приводятся относительно однородные части содержания предмета, которые называются темами, они, как правило, озаглавлены. Перечень заголовков с объемами часов на изучение каждой из тем представляют в виде тематического плана.

Для каждой подготавливаемой или вводимой специальности обязательно имеются рабочие учебные программы всех дисциплин и курсов, входящих в образовательную программу. В учебных заведениях системы НПО эти документы разрабатывают методисты и педагоги, и работа очень трудоемка. Понятно, если на местах по своему усмотрению готовить рабочие программы дисциплин, то нарушится их однообразие, содержательное наполнение и последовательность изучения тем. Хотя для разных профессий одна и та же дисциплина может изучаться либо углубленно, либо на ознакомительном уровне. В помощь начинающим разработчикам программ и в качестве образцов Институтом развития профессионального образования (ИРПО) предложены «Примерные учебные программы», на основе которых создают «Рабочие программы предметов» уже в образовательных учреждениях. Примерные программы основаны на ГОС, они не идеальны, поскольку их разрабатывают люди (которые могут ошибаться, не точно представлять реальную ситуацию или недобросовестно подходить к делу) и в неизменном виде редко могут обеспечивать учебный процесс. Поэтому необходимо проанализировать, можно ли ее доработать (что бесспорно возможно) и как справить недостатки примерных программ. Пути улучшения представлены ниже:

1. Проверить, удовлетворяет ли анализируемая примерная учебная программа некоторым требованиям:

· имеется ли пояснительная записка, где четко определены цели изучения предмета, организационные вопросы, виды учебных действий (паспорт программы);

· содержит ли подвергаемая анализу примерная программа информацию о необходимом дидактическом оснащении предмета (список учебной литературы, наглядных средств, средства контроля – могут быть тесты);

· представлен ли тематический план;

· в наличии ли непосредственно текст программы, структурированный, где абзацы соответствуют примерному содержанию одного из уроков.

2. Далее провести анализ примерной программы. Существуют принципы разработки и совершенствования учебных программ. В основном они совпадают с дидактическими (таблица 1). Для анализа выбрано 6 принципов плюс проверка содержания программы на соответствие требованиям ГОС. Каждая из составляющих проявляется нескольким способами реализации.

Таблица 1

Принципы разработки содержания программы Реализация принципа в учебной программе Методы анализа содержания программы Пути совершенствования программы

 

1. Соответствие содержания учебного предмета требованиям ГОС НПО 1.1. Соответствие содержания программы учебного предмета параметрам профессиональной деятельности (профессиональной характеристике) 1.1. Сопоставление программы с общепрофессиональными и специальными параметрами деятельности (знаниями, навыками, умениями), которые должны формироваться в ходе изучения предмета. Выявление недостающих и избыточных элементов содержания 1.1. Дополнение темы материалом, который непосредственно связан с параметрами профессиональной деятельности. Выработка рекомендаций по исключению (сохранению или дополнению) элементов содержания
1.2. Соответствие содержания программы «Обязательному минимуму федерального компонента профессиональной подготовки» 1.2. Сравнение текста программы с учебными элементами, приведенными в ГОС. Выявление недостающих и избыточных учебных элементов содержания 1.2. Дополнение темы недостающим материалом. Выработка рекомендаций по исключению (сохранению) избыточных учебных элементов
1.3. Соответствие содержания программы «Общим требованиям к образованности лиц, завершивших обучение по профессии» (при их наличии в ГОС) 1.3. Сопоставление программы с общими требованиями к образованности рабочего (служащего). Выявление учебных элементов содержания, формирующих «общую образованность» 1.3. Включение в тему дополнительных сведений, формирующих общую образованность рабочего (служащего)
2. Научность 2.1. Наличие необходимых разделов теоретического и прикладного учебного материала 2.1. Выделение и сопоставление рубрик в программах для профессионального училища и вуза. Сравнение фактов, явлений, понятий, законов, видов и способов деятельности в программах 2.1. Дополнение темы новыми рубриками. Введение в тему новых фактов, явлений, понятий, законов, следствий, видов и способов деятельности
2.2. Соответствие содержания программы современному уровню развития науки, техники и технологии производства товаров и услуг 2.2. Сопоставление терминов, понятий, теорий, технических, технологических сведений, содержащихся в программе, с аналогичными категориями ГОСТов, монографий, учебников и вузовских программ 2.2. Замена терминов, понятий, теорий, введение новых технических и технологических сведений и другого современного материала
  2.3. Наличие исторических сведений об открытиях, о развитии понятий, идей, деятельности 2.3. Выявление исторического материала в дисциплинах вуза и сравнение с анализируемым предметом 2.3. Дополнение темы историческим материалом о развитии теории и практики, об эволюции способов деятельности
2.4. Отражение в программе методов познания окружающей действительности 2.4. Выделение методов познания в содержании базовых дисциплин вуза и в содержании предмета в профессиональном училище. Сопоставление выявленных методов 2.4. Включение в программу разнообразных частных методов познания действительности (сравнение, аналогия, индукция, экстраполяция, анализ, синтез и др.)
3. Систематичность и последовательность 3.1. Систематичное и последовательное формирование знаний, навыков и умений учащихся 3.1. Определение цели и задач изучения каждой темы программы. Сравнение последовательностей рубрик соответствующего материала дисциплин вуза и профессионального училища. Выявление причин существующих последовательностей. Разработка и анализ сетевого графика 3.1. Перестановка рубрик внутри темы. Перераспределение материала между темами. Изменение логики изложения материала
  3.2. Последовательное изложение родственного материала в различных предметах на основе межпредметных связей 3.2. Разработка и анализ сетевого графика 3.2. Перераспределение учебного материала между предметами. Устранение дублирования. Оптимизация последовательности изучения тем предметов
4. Связь содержания предмета с общественным развитием 4.1. Наличие в тексте динамической части, которая изменяется в ходе развития товарного производства и производства услуг 4.1. Изучение динамики развития производства и производственных отношений. Нахождение в тексте программы материала, требующего регулярного обновления 4.1. Оптимизация объема (расширение, сужение) динамической части программы. Корректировка текста, включение материала по новой технике и технологии производства товаров и услуг
4.2. Наличие в программе вариативной части, содержание которой учитывает нужды заказчика рабочей силы 4.2. Изучение специфики деятельности рабочих (служащих) на предприятии, особенностей трудовых и технологических процессов, передового опыта работы и сопоставление с имеющимися в программе сведениями 4.2. Разработка педагогом вариативной части программы
5. Связь теории с практикой 5.1. Наличие в содержании программы производственного (практического) обучения материала, требующего знаний теории, технологии и оборудования производственных процессов 5.1. Анализ сетевого графика тематического плана. Изучение и сопоставление учебных программ по производственному (практическому) обучению и по анализируемому предмету 5.1. Дополнение темы материалом, необходимым для формирования производственных навыков. Устранение дублирования материала в теоретическом и производственном обучении
5.2. Соответствие последовательности производственного (практического) обучения последовательности рубрик анализируемой темы. 5.2. Сопоставление рубрик соответствующих тем в анализируемом предмете и в производственном (практическом) обучении. Изучение рубрик смежных с ними предметов 5.2. Изменение структуры темы. Перестановка рубрик темы местами. Перераспределение учебного материала между предметами
6. Доступность и посильность обучения 6.1. Обеспечение равномерности информационной насыщенности текста программы во всех темах 6.1. Определение в тексте всей программы числа строк, приходящихся на 1 час занятий. Сравнение полученной величины с аналогичными данными, рассчитанными для каждой темы программы 6.1. Корректировка программы, увеличение или уменьшение степени подробности учебных элементов, структурирование текста, выделение абзацев с учетом норматива: 3 – 4 строки текста на один час занятия
  6.2. Соответствие объема и сложности материала темы выделенному на его изучение количеству часов 6.2. Определение количества новых понятий, приходящихся на 1 час изучения, и оценка возможности их усвоения учащимися в различных темах. Сравнение этих показателей. Выбор оптимальной величины 6.2. Уменьшение количества новых понятий или расширение отведенных на тему часов путем перераспределения материала между темами или между предметами
7. Унификация и дифференциация 7.1. Родственный учебный материал в различных темах имеет идентичную структуру 7.1. Выделение в тематическом плане родственных тем и сравнение их структур 7.1. Дополнение анализируемой темы материалом для создания идентичной с другими темами структуры
7.2. Отражение в содержании программы специфики рабочей профессии 7.2. Изучение тем программы, которые, будучи общими для подготовки рабочих (служащих) разных профессий, содержат специфический учебный материал, предназначенный для анализируемой профессии 7.2. Расширение программы за счет внесения учебного материала, обусловленного спецификой профессии

 

Рассмотрим определение анализа. Анализ – метод познания, когда сложный объект или явление разбивается на части (выделяются его признаки) и каждый изучается в отдельности, выявляется строение исследуемого объекта, его структура. Обнаруженные факты воссоединяют в целое, что является уже синтезом, в результате чего изучаемый объект приобретает другой вид, о нем имеется еще одно представление, открывается другая его грань.

 

Александр Андреевич, далее в лекциях представлен только сетевой график. Информации о сравнении рубрик дисциплин вуза и ПУ нет. По-Вашему усмотрению можно добавить материал из Практикума.

 

Лекцию № 7 не конспектировали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.