КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная и муниципальная политика в сфере культуры
Муниципальные органы управления образованием Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица. Муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями (рис. 5). ┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Функции муниципального органа управления образованием │ └──────────────────────────┬──────────────────────────┘ ┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐ │Планирование, организация,│ │ │Помощь в научно-методическом│ │регулирование и контроль├─┼─┤обеспечении муниципальных│ │деятельности муниципальных│ │ │образовательных учреждений │ │образовательных учреждений │ │ │ │ └─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘ ┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐ │Контроль условий аренды зданий,│ │ │Обеспечение содержания и развития│ │помещений и иного имущества├─┼─┤подведомственных учреждений │ │подведомственных учреждений │ │ │ │ └─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘ ┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐ │Координация деятельности│ │ │Информационное обеспечение│ │немуниципальных образовательных├─┼─┤подведомственных учреждений │ │учреждений │ │ │ │ └─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘ ┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐ │Взаимодействие с учреждениями│ │ │Контроль исполнения│ │науки и высшей школы │ │ │законодательства об образовании,│ │ ├─┼─┤соблюдения образовательных│ │ │ │ │стандартов и нормативов │ └─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘ ┌───────────────┴──────────────────┐ │Анализ состояния и прогнозирование│ │развития системы образования на│ │территории │ └──────────────────────────────────┘
Рис. 5 Функции муниципального органа управления образованием Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" был первым "отраслевым" законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры. Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники, пополнять копилку достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к достижениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры. Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством при условии сохранения основного вида деятельности, профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения. Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. К сфере культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности (рис.6). ┌──────────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────────────┐ │Культурно-просветительская│ │ Библиотечное дело │ │ Музейное дело │ │ деятельность │ │ │ │ │ └────────────┬─────────────┘ └─────────┬──────────┘ └───────────┬───────┘ └─────────────────────────┼────────────────────────┘ ┌──────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐ │ Театрально-концертная ├─┐ │ │ Кино-, │ │ деятельность │ │ │ ┌─┤ видеопроизводство │ └──────────────────────────┘ │┌────────┴───────┐│ └─────────────────────┘ ┌──────────────────────────┐ ├┤ Сфера культуры ├┤ ┌─────────────────────┐ │ Цирковая деятельность ├─┤└────────────────┘├─┤ Изобразительные │ └──────────────────────────┘ │ │ │ искусства │ ┌──────────────────────────┐ │ │ └─────────────────────┘ │ Декоративно-прикладное ├─┤ │ ┌─────────────────────┐ │ искусство │ │ │ │ Содержание и │ └──────────────────────────┘ │ │ │ реставрация │ ┌──────────────────────────┐ │ ├─┤ памятников истории │ │ Историко-архивная │ │ │ │ и культуры │ │ деятельность ├─┤ │ └─────────────────────┘ └──────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────┴───────┐ ┌──────┴──────┐ │ Радио и телевидение │ │ Краеведение │ └─────────────────────┘ └─────────────┘
Рис. 6. Состав сферы культуры
Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей. К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры. На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства. Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 года относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |