Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описания личности по уровням




Личность и уровни ее описания

Л е к ц и я 2

Психологические черты – свойства, которые проявляются и формируются у человека при взаимодействии с внешней средой, людьми и самим собой.

Траектория жизни есть результат непрерывного взаимодействия:

«Я и моё тело» (генетическое наследие);

«Я и другие» (культурная среда);

«Я и Я» (внутренняя жизнь).

В современных научных исследованиях понятие нормы используется в различных контекстах. Норма – эталон, т.е. должное, на которое следует равняться. Существуют спортивные нормы, нормы питания, поведения. Такие нормы всегда условны и имеют значение только в определенной системе отсчета. Норма как среднестатистическая величина – нечто часто встречающееся, массовое – то, что характерно для большинства. Норма как функциональный оптимум подразумевает протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надежностью, экономичностью и эффективностью. Функциональная норма индивидуальна, и ее нарушение определяется не величиной отклонений от статистически среднего, а функциональными последствиями.

Понятие нормы имеет и содержательные параметры: нормы морали, физиологии и психологии могут совпадать или не совпадать друг с другом. Это разные нормы, имеющие разные системы отсчета.

В современной психологии описание человеческого «Я» строится с опорой на системный подход как ведущий принцип построения психологического знания. Это означает, что вначале выявляются уровни, каждый из которых функционирует по-своему, и, что особенно важно, свойства одного уровня прямо не выводятся из свойств другого. Поэтому для составления прогноза относительно проявления того или иного свойства следует учитывать уровень, в котором это свойство зарождается, и уровень, в котором оно может проявляться.

Психологическая характеристика строится исходя из трех уровней: конституционального, ролевого, личностного (рис. 3).

 

  Рис. 3. Уровни описания личности

 

Каждый человек имеет определенные физиологические характеристики, природную основу – задатки, на основе которых развиваются те или иные психологические особенности. На этом уровне психологов интересует конституция человека (строение тела), его мозг и нервная система. При взаимодействии человека (физиологическая природа) с окружающей средой проявляются его вторичные свойства – психофизиологические черты (рис. 4).

На конституциональном уровне изучаются тип нервной системы, темперамент, экстравертность – интровертность, природная и обусловленная ею социальная активность.

Человек живет среди людей, взаимодействуя с ними. В обществе каждый человек «играет роль». Роль в психологии рассматривается как социальная функция личности и способ поведения человека, соответствующий принятым нормам в зависимости от его статуса или позиции в обществе.

 

 

Рис. 4. Конституциональный уровень

 

Все роли парные: ребенок – взрослый, мужчина – женщина, учитель – ученик, начальник – подчиненный и т.д. Взаимодействуя друг с другом люди проявляют индивидуальные черты. На этом уровне формируется субъект труда, который именно в этой роли выступает как полезный член общества. На ролевом уровне изучаются: убеждения, мировоззрение, моральные качества, чувства, социальная активность и социальный интеллект как результат освоения ролевых норм и стереотипов. Предсказать поведение «ролевого человека» – правилосообразного, реализующего усвоенные характерные для каждой роли правила (способы поведения), – несложно.

Ролевой уровень представляет человека как субъекта социальной жизни, развивающегося в определенной социальной среде (рис. 5).

Человеческое «Я» многогранно. При взаимодействии «Я» с самим собой образуются индивидуально-личностные черты. Появление в человеке личностно неповторимого – личное дело каждого человека, именно его, а не общества или других людей.

Пусковым механизмом формирования индивидуальности выступают рефлексия, позволяющая человеку осознать свои природные и ролевые особенности и перестроить их с учетом собственного «Я». Личностный уровень определяет система ценностей, задающая направление развития личности и, конечно, локус контроля – зона ответственности, которую на себя берет человек.

 

Рис. 5. Ролевой уровень

 

 

 

Рис. 6. Личностный уровень

 

Личностный уровень обусловлен развитием внутреннего мира человека, формированием его индивидуальности через осмысление социальной среды и преобразования ее воздействий (рис. 6).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.