Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетентностного подхода

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Компетентностный подход в оценке персонала

Л е к ц и я 3

 

Идея общеевропейского образовательного пространства разрабатывается более 20 лет. В 1984 г. Европейская Комиссия выступила с инициативой создания системы с целью повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда. Методологической основой нового подхода к образованию был избран компетентностный подход.

В психологии понятие компетентность рассматривается как:

Причины, как компетентности, так и некомпетентности, могут быть разные: состояние личности, в том числе эмоциональная устойчивость / неустойчивость, хорошее или плохое здоровье и др. Судят о компетентности по конечному результату общения, труда и т.д. и в этом смысле каждый работник компетентен в той степени, в какой выполненная им работа отвечает предъявляемым требованиям.

Компетентность - понятие не новое, но сам подход в области профессионального образования начал реализовываться в конце ХХ в. в США (рис. 10). Американские исследователи определяют три основных компонента в компетентностном образовании: знания, умения и ценности.

Важным становится не то, что ученик знает и может пересказать, а то, что он умеет использовать в своей профессиональной и личностной деятельности, причем использовать самостоятельно. В странах Европы термин «компетенция» впервые употребил Бояцис (1982), определив его как способность, присущую индивиду. Она ведет к поведению, удовлетворяющему профессиональным требованиям в пределах параметров организационной среды, что, в свою очередь, приносит желаемые результаты. Позднее было предложено определять компетенцию как характеристику, причинно связанную с эффективностью и качеством профессиональной и ролевой деятельности.

 

 

 

Рис. 10. История возникновения компетентностного подхода (США)

 

В Великобритании к концу ХХ в. утверждаются две разновидности компетентностного подхода: функционально-аналитиче­ский, предполагающий анализ должностных обязанностей (что работник реально делает и что ему предписано делать; сосредоточен на видимых результатах поведения и деятельности, опирается на ключевые функции); личностно-ориентированный, предполагающий построение психологической характеристики личности (опирается на психологические характеристики менеджера, с помощью которых он добивается выполнения другими людьми нужной работы. Это совокупность умений и навыков, мотивов поведения и социальных ролей).

Цель – выявить блоки (элементы) компетентности из обобщенных управленческих ролей (ключевые функции), которые можно измерить; являются характерными для менеджмента вне зависимости от специфики конкретных отраслей производства. Каждый из этих подходов имеет своих сторонников и противников, преимущества и недостатки.

Функциональный анализ сосредоточен на видимых результатах поведения и деятельности, которые группируются вокруг главных функций или ключевых ролей. Оценить работу руководителя, большая часть которой протекает в пространстве взаимодействия с людьми, через описание должностных обязанностей, сложно. Не поддаётся эта работа описанию по схеме чётко регламентированных действий.

Специалистам удалось преобразовать метод функционального анализа таким образом, что он оказался вполне приемлемым для менеджеров младшего и среднего звена. Был составлен список ключевых функций менеджеров, и основанный на стандартах качества список компетенций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типажи по Майерс-Бриггс | Компетенция и компетентность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.