Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные роли

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ В КОМАНДЕ

 

Одна из главных особенностей команды – распределённость не столько обязанностей между ее членами, сколько ролей. Изучая особенности функционирования команды, разные исследователи выделяют и используют разные основания для описания функциональных ролей, например: целевые роли, обеспечивающие результативное решение поставленных задач, и роли поддержки, направленные на эффективное взаимодействие внутри команды (табл. 12). Целевые роли необходимы для подбора групповых задач и их выполнения. Роли поддержки нужны для сплочения группы и организации группового взаимодействия.

Т а б л и ц а 12

Целевые роли (решение задач) Роли поддержки (групповое взаимодействие)
Инициатор: предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям; способы преодоления трудностей и решения задач Вдохновитель: поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений
Разработчик: детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими Гармонизатор: посредник в ситуациях разногласия
Координатор: комбинирует идеи и предложения, координирует деятельность других Примиритель: поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнение других
Контролер: направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонение от намеченного Диспетчер: создает возможности для общения, побуждая к нему других членов, регулирует процессы общения
Оценщик: критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами Нормировщик: формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов
Погонщик: стимулирует группу и подталкивает ее к действиям и новым решениям Ведомый: пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях

 

Стиль лидерства определяется многими факторами и может меняться в зависимости от ситуации (рис. 28). Наиболее оптимальным является тот стиль, который учитывает уровень и степень ориентированности членов команды на результат или на людей.

 

Рис. 28. Стили лидерства в команде

 

 

По мере развития команды происходят изменения и в поведении людей:

· в коммуникациях появляется более четкая специализация;

· изменяется отношение к пространству, занимаемому группой. Поначалу оно распределяется в соответствии со статусом, потом – в соответствии с задачами;

· изменяется отношение к обучению; появляются коллективные формы обучения, люди учатся друг у друга;

· изменения претерпевает процесс принятия решения. Формальный процесс, идущий сверху, заменяется стремлением все решать сообща (дискуссии, широкие права группы на принятие решения при участии руководства и отдельных ее членов);

· меняется отношение к власти: открытое признание власти коллектива и власти индивидуальной.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы формирования команды | Командные роли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.