Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цвет минерала в порошке. Черта

Несмотря на изменчивость окраски многих минералов, цвет порошка минерала весьма постоянен, а потому является важным диагностическим признаком. Обычно цвет порошка минерала устанавливают по черте (т.н. «цвету черты»), которую оставляет минерал, если им провести по неглазурованной фарфоровой пластинке (бисквиту). Например, минерал флюорит бывает окрашен в разные цвета, но черта у него всегда белая.

Огранка минералов.

Огранка – это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по заранее разработанному рисунку.

Назначение огранки, с одной стороны,— для наиболее полного выявления их свойств(блеска, окраски, дисперсии света) = лучше выявить цвет камня, усилить его блеск и подчеркнуть особые световые эффекты, с другой,— по возможности замаскировать, сделать малозаметными небольшие недостатки, дефекты, стараясь максимально сохранить величину необработанного кристалла (потеря массы при шлифовке и огранке доходит иногда до 50—60%). Лишь после огранки драгоценные камни обретают особую «игру».

При огранке камня ему придают строго определенные геометрические формы с тем или иным числом, формой и размером граней.

Профессиональная обработка увеличивает в стоимости минерал, а посредственная огранка, наоборот, обесценивает камень.

 

!!! При огранке драгоценных камней решающее значение имеют оптимальные углы наклона граней павильона, так как пучок лучей света, входящий через коронку в камень, должен «отражаться от граней низа и выйти через грани верха в воздух». Чем большее число лучей света выйдет из камня, тем лучше блестит и сверкает камень. Если же грани павильона будут наклонены не под оптимальными углами, то большая часть лучей пройдет через камень, не отражаясь от нижних граней, блеск камня будет тусклым, а цвет бледным. Показатель преломления у различных камней различный, поэтому для каждого камня существуют свои критические углы наклона граней низа.

 

!!!В зависимости от вида драгоценного камня огранка может быть различной. Так яркие сапфир и изумруд гранят ступенчатой огранкой (прямоугольной формы), алмазы же требуют более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру. Процесс обработки этого камня немыслим без специального технического оборудования и использования гранильных станков.

 

Стремление к красоте было свойственно человечеству на протяжении всей его истории. Об этом свидетельствуют и наскальная живопись и археологические раскопки. Природный камень сыграл огромную роль в развитии общества вообще, дав название «каменному» веку. Способы же использования минералов в качестве украшения, их ассортимент и популярность тесно связаны с доступной на данный момент технологией обработки.

Самыми первыми каменными украшениями были, вероятно, окатанные водой аллювиальные галечки. В глубокой древности драгоценные камни носили в необработанном виде. Позже, для повышения блеска, их поверхность стали шлифовать природными абразивами. При этом драгоценные камни, естественно, сохраняли очертания, близкие к формам найденных природных кристаллов или их окатышей. Так как сепарировать абразивы по размеру зерна вначале не умели, окончательную шлифовку, скорее всего, осуществляли на мягком носителе абразива – коже или дереве. Получить таким способом совершенную плоскость невозможно, но выпуклая поверхность шлифуется относительно хорошо. Твёрдость доступных абразивов не могла превышать твёрдость глинозёма Al2O3, что накладывало ограничения на ассортимент обрабатываемых материалов. Тогда и ценились совсем не те минералы, что ценятся сейчас. Археологические находки и этимологические исследования названий драгоценных камней свидетельствуют [1, 2], что до освоения технологии их совершенной полировки были популярны только ярко окрашенные непрозрачные разновидности минералов – лазурит, бирюза, яшма, нефрит, жадеит, цветные халцедоны и т. п. Значительная доля скрытокристаллических минералов в этом списке объясняется большей лёгкостью достижения приближающегося к полировке качества обработки их поверхности. Такие материалы как рубин, сапфир или изумруд и, тем более алмаз, скорее всего, тогда ещё не использовались.

В древние времена камням почти не пытались придать какую-то определенную форму, главным образом камни просто шлифовали, раскрывая частично лишь их цветовые возможности. Сохранялась, в основном, и природная форма камней, а оправа подгонялась, подчиняясь капризам этой формы. Несколько из таких "исторических камней" дошло до наших дней, не изменив при этом формы, хорошими примерами являются "Рубин Черного принца" и "Рубин Тимура" - они считаются исключительно ценными среди сокровищ Британской короны.

Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) или округлой, выпуклой (сводчатой).

Следующим шагом должно было стать уплощение одной из сторон гальки для облегчения её закрепления на поверхности бытовых предметов, оружия или украшений. Так возникла самая примитивная форма огранки, называемая кабошон. Слово "кабошон" произошло от французского слова, которое в свою очередь было образовано от латинского "cabo" - голова. "Считалось, что такие камни помогают людям, страдающим близорукостью; это объясняется тем, что прозрачные камни, обработанные в виде полного кабошона, представляют собой вогнутую линзу. Известно, например, что Нерон наблюдал бои гладиаторов через кристалл изумруда".

В древности для того, чтобы придать камню округлую форму, камень разрезали при помощи специальной пилы, а затем срезом прикрепляли к так называемой "державке" из дерева. Полученная конструкция использовалась при шлифовке камня.

В Индии шлифовали камень о камень, чтобы потери в массе и размерах при этом были минимальными. Камню, как правило, придавали форму гладкой линзы, плоские поверхности (фаски) делали без определенных правил.

В античные времена искусство обработки камня значительно усовершенствовалось: появилась резьба по гематиту и халцедону, началась обработка прозрачных камней. Однако и в это время алмаз никак не ценился и не использовался в украшениях. Только его ненужностью в то время можно объяснить существование столь нелепых предрассудков - чтобы расколоть алмаз, следует помазать его козлиной кровью. Действительно, хотя алмаз иногда встречается в природе в виде хорошо огранённых октаэдрических кристаллов, конфигурация природных граней в сочетании с его оптическими свойствами столь неудачны, что они совершенно не способны демонстрировать тот «огонь» (цветные вспышки), за который ценят современные бриллианты. В камнях же с выпуклой поверхностью хорошо проявляются явления, обусловленные ориентированными включениями и называемые астеризмом и кошачьим глазом. Камни с этими эффектами особенно ценились до изобретения огранки плоскими гранями. В регионах, где до недавнего времени, качество огранки оставалось низким, такие камни ценятся необычно высоко и сейчас.

Возникновение огранки плоскими гранями совершенно естественно – огранщики кабошонов знают, что безукоризненно гладкую округлую поверхность на камне получить труднее, чем ломаную поверхность образованную плоскими участками произвольной формы.

Пожалуй, первый камнем, который долгое время, вплоть до 15 века, не могли обработать из-за его чрезвычайной прочности, был алмаз. "Огранка" алмаза вначале сводилась к шлифовке его естественных граней. Вполне возможно, что шлифовку граней алмаза металлическими дисками с алмазным порошком изобрели в Индии. Первоначально, расположение граней было достаточно случайным, в большой степени оно определялось формой исходных кусочков сырья. Индийский гранильщики покрывали камень многочисленными беспорядочными гранями, умело скрывая недостатки или пороки камня. Но попыток создать при огранке симметрию не предпринималось.

Они еще не знали, какое могучее средство усиления красоты алмаза находится у них в руках (металлические диски).

 

Методом проб и ошибок для наиболее распространённых ограночных материалов и были экспериментально найдены довольно хорошие (но, конечно, не лучшие) пропорции огранки \. Интересно, что это было сделано ещё до первых попыток математически обосновать такую форму. Однако неправильная форма обломков кристаллов и аллювиальных галек не могла подсказать или сформировать строгий симметричный орнамент граней. Исключением являются удлинённые кристаллы берилла и турмалина, форма которых легла в основу багетных и изумрудных форм огранки.

* В литературе нередко указывается, что способ шлифовки алмазов друг о друга был изобретён (первым среди европейцев научился шлифовать алмазы) Людвигом Ван-Беркеном в 1454 году. Он огранил свой первый алмаз, который впоследствии получил название «Санси». После смерти Беркема секрет шлифовки алмазов был утрачен, но вскоре был найден снова.Однако имеется упоминание об огранённом алмазе, относящееся к 9 веку (Венеция). Более того, оказывается, что способ шлифовки, алмаза другим алмазом был известен в глубокой древности, на Востоке.

 

Наивысший расцвет ремесла по обработке драгоценных камней наступил после 1456 г., когда голландец Людвиг ван Беркем сообщил о преимуществах шлифовки (в том числе алмазов) алмазным порошком - бортом.

* Для огранки и полировки камней, в том числе и алмаза, обычно используется тщательно отшлифованный чугунный диск, в поверхность которого втирается алмазный порошок, разведённый в репейном или оливковом масле. Обрабатываемый камень принимают к поверхности вращающегося круга, в результате чрезвычайно большой скорости вращения этого круга или диска алмазный камень нагревается и частично сгорает или переходит в легко стирающийся графит. В итоге на камне образуется полированная поверхность.

*Борт — природные микрокристаллические технические алмазы, обычно используемые в качестве абразивного порошка.

 

Лишь к концу 16 века были созданы очень простые и правильные формы огранки алмазов - алмазный наконечник и алмазная таблица.

Путь к бриллиантовой огранке был долог: вначале появился ее прообраз — огранка «розой», которая отличалась от современной обработки отсутствием основания, т.е. гранилась только лицевая часть, причем вариации были различны: крестообразная роза, голландская, шестигранная и т.д. Огранка розой состоит из полусферы с нанесенными на последнюю 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы. Это одна из форм, изобретение которых приписывают кардиналу Мазарини (Франция), но вполне вероятно, что эта огранка впервые появилась в Индии и была завезена в Европу венецианскими купцами в 16 веке.

Первые бриллианты, то есть алмазы с полной бриллиантовой огранкой, были изготовлены приблизительно в 1600 году. Поскольку произошло это событие в Париже, понятно, почему слово «бриллиант» произошло от французского слова "брийе", которое означает «сверкать, блестеть».

Как правило, эволюцию огранки плоскими гранями прослеживают на примере алмаза. В старину наиболее ценились прозрачные октаэдрические кристаллы алмаза с зеркально-гладкими гранями. Такими алмазами по преданию была украшена мантия Людовика Святого. Еще в древней Индии было замечено, что при трении одного алмаза о другой грани их шлифуются и блеск возрастает. Спустя некоторое время в Индии, а позднее в Италии, Франции и Бельгии стала применяться огранка алмазов «площадкой» или «октаэдром». Для такой простейшей огранки брались природные восьмигранные кристаллы или выкалывались блоки соответствующей формы из алмазных кристаллов другой формы. Огранка заключалась в стачивании противоположных вершинок октаэдра до образования вместо одной из них новой широкой плоской грани, называемой «площадкой», а на месте второй - небольшой притупляющей грани, известной под названием «калетты».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хим состав | Формы и типы огранок имеют свои названия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.