Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение причин и условий преступления

Статья 60 нового Уголовного кодекса Российской Федера­ции предусматривает, что «При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи». Среди них выделяются об­стоятельства, характеризующие состояние социальной среды, ситуацию совершения преступления, его мотивы и ряд иных.

К сожалению, применение на практике реализации данной нормы нередко вызывало серьезные затруднения, в том числе из-за слабой криминологической подготовки сотрудников пра­воохранительных органов, судей. В результате, судя по ма­териалам исследований, подавляющее большинство уголов­ных дел содержит криминологически ущербную информа­цию о причинах и условиях преступлений. Поэтому крими­нологу-исследователю почти всегда приходилось проводить свое дополнительное расследование.

Наряду с изучением уголовных дел по специальным программам опрашиваются (по специальным анкетам или программам-интервью) лица, совершившие преступления (в том числе в местах лишения свободы), их родные и другие знаю­щие их лица, потерпевшие и свидетели преступления, участ­ковые инспекторы, иные сотрудники милиции, прокуроры, су­дьи, сотрудники исправительно-трудовых учреждений, изуча­ются личные дела осужденных, находящихся в местах лише­ния свободы, иные документы.

Затем все полученные сведения обобщаются путем вы­членения данных:

1) о социальной среде личности в ее раз­витии;

2) о характеристиках личности;

3) о процессах взаимодействия социальной среды и личности, состоянии соци­ального контроля.

1. При анализе социальной среды личности учитываются:

а) характеристики микросреды (семейно-бытовой, досуговой, трудовой, учебной и т. п.) в единстве ее материальных и духовных условий), а также связи лица с более широкой социальной средой (участие в общественных объединениях, подключение к массовой информации, искусству), причем в динамике.

При этом выделяются референтные группы и лица, со­циальные позиции и роли, на которые лицо ориентируется;

б) субъективное восприятие преступником названных ус­ловий и его реагирование на них (исследователем материаль­ный уровень жизни семьи может оцениваться как удовлетво­рительный, а преступником — как нищенский). Иногда в при­говорах указывается, что наказание существенно смягчается, поскольку у осужденного имеются несовершеннолетние дети, но криминологический анализ при этом показывает, что он о них не заботился, наоборот, уносил из дома вещи и продавал их, систематически выгонял жену с детьми из дома;

в) особенности разных сфер жизнедеятельности: семьи, быта, учебы, труда, досуга, познавательной, общественной, иной деятельности; социальные связи лица в этих сферах. Устанавливается, в каких сферах имели место обстоятель­ства и связи, отношения, формировавшие криминальную мотивацию, решение совершить преступление, позволившие реализовать это решение, скрыть его следы, воспользовать­ся результатами преступной деятельности.

Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность была для конкретного лица самостоятельным и ведущим видом деятельности. Именно ей человек подчинял чтение литературы, занятия спортом, установление новых межличностных контактов и т. п. В то же время от участия человека в прямо криминальных, преступных формировани­ях надо отличать участие в так называемых досуговых кри­миногенных группировках. Это характерно для несовершен­нолетних и молодых людей в возрасте до 22—24 лет. В дан­ных группировках допускаются коллективное употребление спиртных напитков, наркотиков, иные факты явно безнрав­ственного поведения. Там формируются некоторые качества человека, навыки решения проблемных и конфликтных си­туаций, там же и бывают конфликты.

Анализ данных о преступнике предполагает выявле­ние его характеристик в динамике, а также планов, идеалов, ожиданий. Имеются в виду характеристики как причинно связанные с преступлением, так и другие: состояние здоро­вья, психофизиологические, психологические. Данные о них криминолог получает путем изучения актов судебно-психологической, судебно-психиатрической и других экспертиз, привлечения специалистов-психологов и иных, из докумен­тов поликлиник, больниц, опросов родителей, других близ­ких преступнику лиц, иных источников.

Важно полно определять социально-ролевое поле лич­ности, содержание ее деятельности в разных сферах и во взаимосвязи различных поступков, выделять ведущую дея­тельность. Кроме того, нужно учитывать значимость для лич­ности разных моментов ее социальной среды.

По данным криминологических исследований, определяю­щими являются во взаимосвязи:

а) для несовершеннолетних (14—18 лет) и лиц раннего молодого возраста (как правило, до 23 лет) — родительская семья, школа или иное учебное заве­дение либо коллектив по месту работы, досуговая группа;

б) для лиц в возрасте 24—30 лет — собственная семья, харак­тер труда и коллектив по месту работы, досуговые связи игра­ют заметно меньшую роль, значительной бывает зависимость от семьи собственных родителей или родителей супруги (супруга);

в) после 30 лет — семейно-бытовая среда нередко выхо­дит на первый план, поскольку лица, совершающие преступ­ления, нередко часто меняют род занятий, место работы; для другой же категории преступников существен вид занятий, яв­ляющихся основным источником доходов.

Самого тщательного анализа требует вся предшествую­щая деятельность человека с точки зрения того, допускал ли он ранее грубые нарушения моральных норм, правонарушения непреступного характера и преступления, выявлялись ли они, каким было реагирование на них, изменялось ли после этого поведение, и если да, то как именно. Каждый из фактов пре­ступлений подлежит изучению с учетом рекомендаций по ис­следованию механизма преступного поведения. Соответствен­но требуется при этом установление характера связи между отдельными актами преступлений и иных правонарушений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика процесса выявления причин­ности и детерминации преступности | Выявление причинности и детерминации преступности путем обобщения данных о преступлениях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.