Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психиатрические концепции причин преступности

В 1908 году американский криминолог, профессор уни­верситета в Огайо Генри Годдард начал серьезное исследо­вание умственного развития преступников. Через шесть лет Годдард опубликовал результаты своих изысканий: по его данным, 70% заключенных страдали слабоумием.

Используя тест Бинэ-Симона, Годдард определил умст­венный уровень лиц, страдающих умственной отсталостью в различной степени: интеллектуальный возраст идиотов со­ставлял 1—2 года, имбицилов — 3—7 лет, дебилов — 8—12 лет. Именно в рамках последней возрастной группы, по Годдарду, находится большинство преступников. Однако даль­нейшие исследования в данной области опровергли выводы Годдарда. Нередко преступники неохотно идут на контакт, с трудом выражают мысли, но это не следует путать с умст­венной отсталостью. Для того чтобы уйти от ответственно­сти, они подчас проявляют незаурядные интеллектуальные способности. Кроме того, низкий уровень интеллектуального развития также не является показателем слабоумия — не­редко это оказывается результатом неблагоприятной соци­альной ситуации, в которой рос и воспитывался человек.

Новое направление развитию психиатрического подхода к анализу преступности дали исследования австрийского ученого Зигмунда Фрейда. Учение 3. Фрейда нередко сводят к концепции сексуальности, хотя она была далеко не единст­венным элементом его психоаналитической теории.

Обычно сущность теории 3. Фрейда раскрывают при помощи трех понятий: Оно, Я и сверх-Я. Оно — совокуп­ность природных побуждений, передающихся человеку ге­нетически. Оно состоит из двух основополагающих инстинк­тов: самосохранения, разновидностью которого является сек­суальность, и разрушения. Инстинкт разрушения может быть направлен как внутрь (примером этого, по Фрейду, является совесть или самоубийство), так и вовне (агрессия). В основе функционирования Оно — принцип удовольствия. Око ирра­ционально и аморально. На поверхности непознанного и бес­сознательного Око покоится Я, возникшее на основе системы восприятий внешнего мира.

Я есть измененная под прямым влиянием внешнего мира часть Оно. Я старается заменить принцип удовольствия, кото­рый безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительно­стью, в противоположность Оно, содержащему страсти. В нор­мальных условиях Я предоставлена власть над Оно. Для рас­крытия характера взаимоотношений этих психических фено­менов Фрейд применяет аналогию: по отношению к Оно Я по­добно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади. При этом Фрейд, используя ту же аналогию, отмеча­ет, что в отдельных случаях главенство Я над Оно — лишь иллюзия: "Как всаднику, если он не хочет расстаться с лоша­дью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенную волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей".

В Я Фрейд выделяет часть, которую он называет Я-идеалом, или сверх-Я. Схематично сущность взаимоотношений Я и сверх-Я Фрейд выражает двумя императивами: "Ты дол­жен быть таким" и "Таким ты не смеешь быть". Сверх-Я аккумулирует традиции и идеалы прошлого.

Заповеди и заветы родителей, учителей и авторитетов сохраняют свою силу в Я-идеале и осуществляют в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требования­ми совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Таким образом, именно в сверх-Я аккумулируются контро­лирующие воздействия общества и влияние культуры.

Эта схема значительно углубила понимание многих мотивационных процессов, в том числе в криминальной сфере. На ее основе американский ученый У. Уайт провел ориги­нальный анализ феномена преступного поведения. По мне­нию У. Уайта, человек рождается преступником, а его после­дующая жизнь — процесс подавления разрушительных инстинктов, заложенных в Оно. Преступления совершаются, когда Оно выходит из-под контроля сверх-Я. Особенностью лич­ности преступника является неспособность его психики сфор­мировать полноценную контролирующую инстанцию сверх-Я".

По мнению Уайта, большинство мотивов преступного по­ведения во многом совпадают с желаниями, устремлениями типичного обывателя.

Исходя из фрейдистского понимания соотношения соз­нательного и бессознательного в человеческой психике, анг­лийский криминолог Э. Гловер дал оригинальную трактовку сущности преступности. По его мнению, это явление есть своеобразная цена приручения дикого от природы зверя. Преступность, утверждает Э. Гловер, представляет собой один из результатов конфликта между примитивными инстинк­тами, которыми наделен каждый человек, и альтруистиче­ским кодексом, устанавливаемым обществом.

По мысли 3. Фрейда, инстинкт смерти "функционирует в каждом живом существе и старается привести его к гибе­ли, сводя жизнь до первоначального состояния неодушев­ленной материи... Инстинкт смерти тогда превращается в инстинкт разрушения, когда с помощью специальных орга­нов он направляется вовне, на объекты. Живое существо со­храняет свою собственную жизнь, так сказать, разрушая чужую... Если эти силы обращены на разрушение во внеш­нем мире, живое существо получает облегчение...

Для нашей непосредственной цели из того, что было ска­зано, вытекает уже многое: пытаться избавиться от агрес­сивных склонностей людей бесполезно...".

Вообще 3. Фрейд не видел иного способа воздействия на агрессивную природу людей, кроме принуждения в их вос­питании, запрета на мышление, применения насилия вплоть до кровопролития, создания у людей определенных иллю­зий. Однако указанные меры он оценивал как неприемлемые с точки зрения их гуманности. Именно это удерживало его от прикосновенности к экспериментам в данной области.

Идеи 3. Фрейда и его последователей получили значи­тельное развитие в рамках клинической криминологии, ко­торая активно использует психоанализ как метод изучения и коррекции личности преступника.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Генетические теории причин преступности | Клиническая криминология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.