Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, причины и формы олигополии




Сущность, причины и формы олигополии

Тема 9. Поведение фирмы в условиях олигополии.

2.Принятие решений олигополией и её модели


Олигополия– рыночная структура состоящая из небольшого числа фирм. Причем некоторые из них имеют существенно большие объемы выпуска и продажи товаров относительно размеров емкости рынка этих товаров.
В отличии от монополии, олигополия строится на некоторых аспектах конкуренции производителей.
Олигополия преодолевает чистую(совершенную) конкуренцию и выступает в поле соперничества или соперничающей конкуренцией. Олигополистическая конкуренция характеризуется тем, что рынок поделен между несколькими фирмами и действие каждой из них затрагивает и интересы и действия всех остальных. Каждая монополия выступает и в виде монопсонии(одного покупателя). Наличие на рынке монополий и олигополий характеризует концентрацию рынка. Сам уровень концентрации рынка– степень преобладания на рынке одной или несколько больших фирм. Показателем измерения концентрации рынка исчисляемый как процентное отношения продаж 4-х крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж. В США коэффициент концентрации в автомобилестроении – 90%, в выпуске газет и журналов – 15%. Недостаток показателя коэффициента концентрации– он не дифференцирует каждую из этих фирм. В экономической практике для характеристики рыночной концентрации в условиях олигополистического рынка используется индекс Герфиндаля:

Этот индекс выступает, как индекс рыночной концентрации олигополистического рынка исчисляемый как сумма квадратов долей рынка выраженный в %-ах всех фирм продающих свою продукцию на этом рынке. Чем выше концентрация, тем выше индекс Герфиндаля.

Для абсолютной монополии индекс имеет предельное значение – 10000 баллов.
Величина индекса Герфиндаля зависит также от соотношения между собой удельного веса на рынке каждого из звеньев олигополии. В западной экономике все фирмы делятся на 4 группы конкуренции по показателю рыночной концентрации:

1) Чистая монополия – 100%, ход конкурентам заблокирован

2) Доминирующие фирмы – 50-90%, у них нет конкурентов, высокий уровень ценовой дискриминации

3) Ограничительная олигополия – 50-60% - рынок стабильно разделен, просматривается тенденция к сговору по ценам

4) Фирмы эффективной конкуренции: - менее 40% - доля рынка и цены часто меняются, но и доходы ниже.

В отличие от монополии, олигополии всегда взаимосвязаны. Олигополистическая взаимосвязь– зависимость поведения каждой фирмы от реакции входящей в данное олигополистическое объединение. На этой основе олигополии стремятся к картельному соглашению.

Картель– группа производителей совместно максимизирующих прибыль путем фиксации цен и объемов выпуска продукции и делением рынка на сферы влияния.

 

2. Принятие решений олигополией и её модели.

МОДЕЛЬ БЕРТРАНА.

 

 

Qk – конкурентный объем выпуска.

pk – конкурентная цена.

Предположим, что мы рассматриваем теперь не фирму, а всю отрасль, поэтому QK – суммарный выпуск всей отрасли в условиях конкуренции. АС и МС – усредненные отраслевые издержки. Все фирмы, существующие в данной отрасли, объединились в картель. В этом случае объединенный монополист получает власть над рынком и, следовательно, он выбирает другую комбинацию «цена–рынок», отличную от конкурентной. Он должен уменьшить предложение, чтобы увеличить цену.

Предположим, что в отрасли образовались 2 картеля. Цена продукции – pm, выпуск продукции каждого картеля QM/2.

Один из олигополистов рассуждает: если ему удастся снизить цену, то он сумеет увеличить объем продаж. Т.к. раньше объем производства был выше, то, следовательно, есть некоторый запас производственных мощностей.

При этом первый олигополист надеется, что за счет снижения цен он сумеет захватить большую долю рынка, т.е. он сумеет получить большую часть квазиренты за счет второго. Если второй не изменит цену, он потеряет существенную часть рынка. При этом средняя цена снизится, а отраслевой рынок несколько увеличится.

Предположим, что второй олигополист рассуждает таким же образом.

Результат деятельности: в результате открытой войны цен воспроизводится конкурентное поведение. В пределе, фирмы вернутся к конкурентному равновесию, и квазирента в отрасли исчезнет.

ОБРАТНАЯ МОДЕЛЬ БЕРТРАНА.

Следует из простого анализа модели Бертрана. Действие олигополиста по одностороннему увеличению экономической прибыли с учетом противодействия конкурентов убыточны для отрасли в целом. Стремление к односторонним преимуществам иначе называется стремлением к некооперативному равновесию.

Вместо некооперативного равновесия надо научится рассматривать совместное, а именно, кооперативное равновесие Наибольший выигрыш для производителей тогда, когда они действуют как единый монополист. Поэтому наиболее рациональная стратегия заключается в следующем:

· Определить отраслевой спрос.

· Определить возможное монополистическое равновесие, т.е. комбинацию «цена–выпуск», которая максимизирует квазиренту.

· Всем монополистам строго придерживаться этой цены и определить между собой квоты на объем производства, причем сумма всех квот должна быть равна монополистическому выпуску.

· Определить механизм распределения квот и их региональную привязку, а также санкции против нарушителей.

Таким образом каждый из олигополистов, действуя фактически в сговоре с другими, гарантирует себе определенную часть квазиренты.

Эта модель также имеет название – модель картелирования или модель тайного сговора.

Тайный сговор действует, когда поддерживается единая цена, выше конкурентной, и сознательно поддерживаются квоты производства, которые в сумме меньше, чем производство при конкуренции.

Эта ситуация наказуема. Вовсе не обязателен тайный сговор.

Пример: нефтяной картель ОПЕК (70–е гг. XX в.): объединились, разделили рынки, ограничили производство (нефтедобычу), установили монопольную цену.

МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ИГР.

Какое равновесие лучше – кооперативное или нет? Как достичь кооперативного равновесия в условиях неполной информации?

Дж. Нейтман и Оскар Мюргенштерн в 60–е гг. XX в. разработали раздел «теория игр и экономическое поведение». В дальнейшем этот подход развивали Нэш и Шекли (идея кооперативного равновесия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.