КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос№ 4 Процесс моделирования
Процесс моделирования включает три элемента: 1. Субъект (исследователь), 2. Объект исследования, 3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. С М О Содержание криминалистического моделирования зависит от четырех условий: 1. Особенностей изучаемого объекта (моделирование осуществляется в уголовном судопроизводстве) 2. Цели изучения (Получение доказательственно- значимой информации) 3. Средства получения информации (проект в строго определенной форме, регламентированной УПК) 4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное) Очень важно, что приемы моделирования могут сочетаться, т.е применятся в комбинациях. Моделированию присуще собственная логика развития, образующая структуру этого метода. В чем заключается логика развития? Она заключается в следующем: Моделирование начинается: 1) с постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью; 2) Построения моделей объекта; 3) Изучение построенной модели; 4) Реализация модели (проверка модельной информации). Рассмотрим эти этапы более подробно: I этап 1. Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть: - восстановление картины преступления, - Проверка версий, - Установление личности преступника, - Проверка показаний обвиняемого, свидетелей, - Розыск похищенного, - Поведение преступника после совершения преступления II этап 2. Выбор и создание модели. Выбор способа моделирования. На этом этапе решают: - какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели, - удовлетворяют ли они объективности, полноты, всесторонности расследования. Построить модель объекта - это значит, во- первых, на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во- вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскиз «портрет» объекта; в - третьих, тем или иным способом зафиксировать построить модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.) Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения- рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Эта мыслительная работа осуществляется при помощи таких логических приемов, как анализ и синтез. В ряде случаев для выдвижения криминалистических моделей используются дедуктивные умозаключения, т.е. рассуждение от общего к частному. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков. Основанием для построения моделей может быть индукция. Особенность мышления в форме индукции состоит в том, что не ясен ход мысли, а полученный результат носит эвристический характер, однако если проследить возникновение индукции, то становится ясно, что это не плод голодной фантазии, а догадка, основанная на реально существенных знаниях, накопленных в виде большего практического опыта, большого знания жизни, умение логически мыслить. Мы часто употребляем словосочетание «личный, профессиональный опыт» это понятие будет в дальнейшем часто встречаться, поэтому есть смысл рассмотреть его подробнее. Итак, в чем заключается личный и профессиональный опыт? Личный и профессиональный опыт следователя проверяется: 1) в правильном понимании своих задач и обязанностей в процессе расследования; 2) в знании жизни, психологии людей, умение найти правильный подход к ним; 3) в знании способов совершения преступления, умения отделить их по тем последствия, которых влечет за собой применение того или иного способа; 4) в знании умения скрытия преступления; 5) в умении собирать, следовать и оценивать доказательства, т.е. доказывать; 6) в знании форм, приемов, методов доказывания, профессиональных условий этой деятельности, требований, к ней предъявляемых; 7) в умении правильно оценивать факты и ситуации и принимать правильные решения. III этап 3. Исследование модели и получения модельной информации. На третьем этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведения». Конечным результатом этого этапа являются множество знаний о модели. Исследование и получение информации может быть проведено различными путями: - следователем при осмотре места преступления; - по средствам экспертного исследования; - с помощью розыскных мероприятий. 4 этап. 4.Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена). На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам: 1) Знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта- оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели. 2) Мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели. 3) Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно. Моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправит в следующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |