Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос№ 4 Процесс моделирования




Процесс моделирования включает три элемента:

1. Субъект (исследователь),

2. Объект исследования,

3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. С М О

Содержание криминалистического моделирования зависит от четырех условий:

1. Особенностей изучаемого объекта (моделирование осуществляется в уголовном судопроизводстве)

2. Цели изучения (Получение доказательственно- значимой информации)

3. Средства получения информации (проект в строго определенной форме, регламентированной УПК)

4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное) Очень важно, что приемы моделирования могут сочетаться, т.е применятся в комбинациях.

Моделированию присуще собственная логика развития, образующая структуру этого метода.

В чем заключается логика развития?

Она заключается в следующем:

Моделирование начинается:

1) с постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью;

2) Построения моделей объекта;

3) Изучение построенной модели;

4) Реализация модели (проверка модельной информации).

Рассмотрим эти этапы более подробно:

I этап

1. Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть:

- восстановление картины преступления,

- Проверка версий,

- Установление личности преступника,

- Проверка показаний обвиняемого, свидетелей,

- Розыск похищенного,

- Поведение преступника после совершения преступления

II этап 2. Выбор и создание модели. Выбор способа

моделирования.

На этом этапе решают:

- какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели,

- удовлетворяют ли они объективности, полноты, всесторонности расследования.

Построить модель объекта - это значит, во- первых, на основании

собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во- вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскиз «портрет» объекта; в - третьих, тем или иным способом зафиксировать построить модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.)

Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения- рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Эта мыслительная работа осуществляется при помощи таких логических приемов, как анализ и синтез. В ряде случаев для выдвижения криминалистических моделей используются дедуктивные умозаключения, т.е. рассуждение от общего к частному. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков.

Основанием для построения моделей может быть индукция. Особенность мышления в форме индукции состоит в том, что не ясен ход мысли, а полученный результат носит эвристический характер, однако если проследить возникновение индукции, то становится ясно, что это не плод голодной фантазии, а догадка, основанная на реально существенных знаниях, накопленных в виде большего практического опыта, большого знания жизни, умение логически мыслить.

Мы часто употребляем словосочетание «личный, профессиональный опыт» это понятие будет в дальнейшем часто встречаться, поэтому есть смысл рассмотреть его подробнее.

Итак, в чем заключается личный и профессиональный опыт?

Личный и профессиональный опыт следователя проверяется:

1) в правильном понимании своих задач и обязанностей в процессе расследования;

2) в знании жизни, психологии людей, умение найти правильный подход к ним;

3) в знании способов совершения преступления, умения отделить их по тем последствия, которых влечет за собой применение того или иного способа;

4) в знании умения скрытия преступления;

5) в умении собирать, следовать и оценивать доказательства, т.е. доказывать;

6) в знании форм, приемов, методов доказывания,

профессиональных условий этой деятельности, требований, к ней предъявляемых;

7) в умении правильно оценивать факты и ситуации и принимать правильные решения.

III этап 3. Исследование модели и получения модельной

информации.

На третьем этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведения». Конечным результатом этого этапа являются множество знаний о модели. Исследование и получение информации может быть проведено различными путями:

- следователем при осмотре места преступления;

- по средствам экспертного исследования;

- с помощью розыскных мероприятий.

4 этап. 4.Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена).

На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам:

1) Знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта- оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели.

2) Мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели.

3) Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно.

Моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправит в следующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.