Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация истории экономических учений




Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Экономические учения моложе экономической мысли. История экономической мысли начинается с 16 века.

 

Предметом курса ИЭУ является процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и соц.сфере.

 

Структура курса включает 3 этапа

1) Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

2) Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Период становления капитализма.

3) Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики.

 

3. Зарождение экономической мысли

Древний мир: начало развития товарных отношений.

 

Наиболее вероятная дата начала становления человека и человеческого общества это приблизительно 2,5 млн. лет назад, которое завершается возникновением человека современного типа примерно 100 тыс. лет назад.

За это время на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди: питекантропы, синантропы, неандертальцы, пока, наконец, не появился «человек разумный». Произошло это в Северной Африке или Передней Азии. Кроманьонцы (так принято называть первых людей современного типа по месту первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью, которая сильно повлияла на их повседневный быт, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Крупнейшим открытием кроманьонцев, которое окончательно выделило человека из животного мира, стало искусственное добывание огня. Вскоре сложился первобытнообщинный строй: люди стали жить родовыми общинами, собственность которых была коллективной. Люди охотились, занимались собирательством, рыбной ловлей, и делились добычей с всей общиной. Но время от времени они получали избыточный продукт. Постепенно складывалось трудовое распределение — при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда.

Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин — соседские коллективы обменивались тем, что им давала приро­да: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами, обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен»: члены одной общины ос­тавляли свои дары в условленном месте и уходили, тогда при­ходили жители другой общины, осматривали ценности, и в том случае, если бывали удовлетворены, забирали их с собой. Если же дары их не устраивали, они оставляли их нетронутыми, и первая община вынуждена была добавлять новые подарки. По­том роли общин менялись. Дарообмен способствовал укрепле­нию связей между ближайшими общинами — его можно рас­сматривать как первую в истории человечества форму внешне­экономического сотрудничества.

Шло время. На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, обмен развивался все интенсивнее. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил.

Коче­вые — пастушечьи и оседлые — земледельческие племена об­менивались своим товаром — живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного об­ращения.

Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики — неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, дарообмен существовал как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали самые разнообразные предметы — от скота до бесполезных в хозяйстве птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал обществен­ный престиж. Экономический результат дарообмена был про­тиворечив: с одной стороны, он способствовал развитию про­изводства, так как для даров специально выращивались опреде­ленные растения, разводился скот, с другой стороны, процеду­ра дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком много съедалось и выпивалось понапрасну. Непроиз­водительные траты тормозили развитие общества. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем по­лучить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формиро­вании институтов власти.

 

Одними из первых государств, возникших на нашей планете в IV тыс. до н.э. были древние государства Месопотамии. С севера на юг страну пересекали две большие реки Тигр и Евфрат, которые служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями, что способствовало развитию товарных отношений.

Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве сельскохозяйственная и избыточная ремесленная про­дукция позволила начать ее обмен между производителями, затем в более широких масштабах — внутри страны, а позже вывозить за пределы государства. Об уровне торговли и наличии в стране уже в III тыс. до н. э. широких торговых связей свидетельству­ют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но и недвижимости (земельных участков, домов). В результате меж­дународной торговли в страну завозились необходимые товары. Из Индии привозили хлопок, яшму, из Ирана — олово, лазу­рит, обсидиан, из Сирии — кедровое дерево.

 

Другие два государства, Сирия и Финикия, находились на восточном побережье Средиземного моря, где пересекались торговые пути Египта и Азии, между северными и южными странами. Высокий уровень развития земледелия и избыточное производство сельскохозяйственной продукции в Сирии и Финикии, успехи ремесел также способствовали ран­нему возникновению и самостоятельности отдельных от­раслей внутренней и внешней торговли. Сначала торговля была сухопутно-караванная. Вьючные и колесные караваны шли от берегов Красного моря, вдоль всего побережья на север до Ма­лой Азии. Но уже в IV тыс. до н.э. главной стала морская тор­говля, которую в основном вели финикийцы. Они не только вывозили в другие страны продукцию своей страны: зерно, оливковое масло, скот, вино, фрукты, железо, дерево, ткани, краски, косметические и медицинские средства и другие изде­лия, но перевозили из страны в страну изготовляемую, добы­ваемую и выращиваемую там продукцию. По сути, вся ближне­восточная и средиземноморская торговля была сосредоточена в руках финикийцев.

Быстрый расцвет ремесел и торговли в Сирии и Финикии привел к созданию и росту городов, многие из которых возникли в IV—III тыс. до н. э. Это города Угарит (ныне Рос-Шамра), Библ, Сидон (ныне Сайда), Тир, Берит (ныне Бейрут), Боцруна и др.

Для развития торговли финикийцы стали создавать почти во всех доступных для них странах свои фактории и на их месте города. Обычно новые фактории-города строились на при­брежных островах, где сооружались гавани, склады, жилые до­ма, храмы. Часто эти города становились не только торговыми центрами, но и центрами восточной цивилизации в регионе. Такими были центры на островах Кипр и Родос, в Малой Азии и материковой Греции, в бассейне Черного моря.

Торговые пути финикийцев вели через Сицилию, Сарди­нию, Мальту до Иберии на Пиренейском полуострове, где ими также были созданы города. На северном побережье Африки они основали Карфаген и другие города. Выйдя через Гибралтар в океан, на западном побережье Африки финикийцы основали примерно 300 поселений, в том числе ставшие крупными горо­дами Тингис (ныне Танжер), Целис (ныне Азила). Есть предпо­ложение, что финикийцы доплывали и до Британии. О высо­ком мореходном уровне финикийцев и их монополии в мор­ской торговле свидетельствует тот факт, что по заданию еги­петского фараона Нехо II они совершили первое путешествие вокруг Африки.

Финикийская торговля и создание новых поселений в бас­сейне Средиземного моря в XVI—IX вв. до н. э. задолго пред­шествовали греческой колонизации в этом регионе. Позднее грекам, а затем римлянам пришлось вести долгую борьбу с фи­никийцами за гегемонию в торговле и за территории. Борьба эта была многовековой, часто кончалась разрушением фини­кийских городов. Пример тому — Пунические войны Рима с Карфагеном, окончившиеся его разрушением.

Конкурентная борьба греческих, позднее римских торговцев с финикийскими наносила большой экономический урон всем странам, участвующим в этой борьбе. Кроме того, эта борьба, видимо, стала началом антисемитизма, явления, оказавшего позднее негативное влияние на экономическую и политиче­скую жизнь многих стран, явления ничего общего не имевшего с этническими и религиозными различиями народов, а лишь отражавшего и отражающего доныне экономическую конку­ренцию, экономическую борьбу промышленников, торговцев, нередко и политических деятелей, ведущих борьбу под пред­логом национального и религиозного различия.

Большие масшта­бы ремесленного про­изводства, внутренней и внешней торговли, требование ведения уче­та, правового оформ­ления сделок и т.д. привели к необходи­мости совершенствова­ния фиксации инфор­мации, совершенство­вания системы письма. Заслугой финикийцев стало создание алфа­витной системы пись­менности. На основе вавилонской клино­писи и египетских иероглифов они в XIII в. до н.э. разра­ботали алфавит из 22 алфавитных знаков, обозначавших согласные звуки. Этот алфавит стал потом осно­вой греческого, латинского и славянского алфавитов.

 

Располагавшаяся на пересечении важных торговых путях ме­жду Египтом, северными и восточными странами, Палестина, уже в III тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожу, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дере­во, слоновую кость.

Наибольшее экономическое развитие Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внеш­нюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, отку­да стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За рубеж вывозились зерно, масло.

 

В Древнем Египте были хорошие плодородные почвы и умелые земле­дельцы, что позволяло не только обеспечивать сельское население продуктами питания, но и создавать избыточный продукт. Раннее выделение из сельского хозяйства ремесел стало основой обмена между сельским и городским населением. Возникла внутренняя торговля. В то же время в стране не хватало метал­лов. Их приходилось покупать за рубежом либо пополнять ре­сурсы за счет завоеванных стран. Медь привозили из Аравий­ской пустыни и с Синайского полуострова, позднее с Кипра. Золото ввозили из Нубии. Лесоматериалы привозились из Ли­вана и Экваториальной Африки. Из Малой Азии привозили железо, из Месопотамии — бронзу, лазурит, а также лошадей.

Еще в период Древнего царства сложи­лись торговые пути из Египта в Нубию, на Синай, в Палестину и Сирию. В этот же пе­риод появились весовые металлические деньги в виде слитков. В период Нового царства в Египте уже широко применялась денежно-весовая единица — дебен, равная 91 г, который делился на десять равных час­тей. Крупные торговые сделки документаль­но оформлялись в особом присутственном месте, при свидете­лях, имена которых записывались в документах.

 

Самую крайнюю восточную часть Азии занимает Китай, на территории которого с древнейших времен сложилась своя самобытная цивилизация.

Рост объема избыточного продукта привел к появлению сначала меновой торговли, а затем и денежной. Развитие внутренней торговли обусловливалось не только разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, но и обособлением скотоводческих и земледель­ческих районов. В качестве денег в эпоху Шан сначала исполь­зовались привозимые из южных стран раковины моллюска кау­ры. Затем появились металлические деньги.

Следует отметить, что в Китае были впервые сделаны по­пытки по замене металлических денег на казначейские билеты. В эпоху династии Хань в результате постоянных войн с гунна­ми казна опустела, и император У-Ди стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя в виде квадратов с ри­сунками. Каждый квадрат был равен 400 тысячам медных мо­нет. Позднее эта идея была возрождена в Китае примерно в 800 г. н. э., когда стали печатать денежные знаки из бумаги. Для сравнения можно заметить, что в Европе первые бумажные деньги появились в 1601 г. в Швеции.

В каждом городе были рынки. Государство регламентирова­ло торговлю. Государственными актами устанавливались каче­ство и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами.

Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда — в Сирию и Римскую империю. На востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником доходов, как государственной казны, так и развитого слоя купечества.

 

В Древней Греции основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство: в нем было занято большинство населения, земледелие, как и раньше, считалось единственным видом прак­тической деятельности, достойным гражданина. Процессы, на­чавшиеся в сельском хозяйстве в VIII—VI вв. до н. э., получают дальнейшее развитие: увеличивается товарность производства, углубляется региональная специализация (например, греческие полисы Северного Причерноморья и Сицилии являлись по­ставщиками зерновых, Афины — оливкового масла, острова Хиос и Фасос — вина и т. д.). Однако полностью натуральное хозяйство не было вытеснено. По-прежнему привлекательным как для отдельных людей, так и для полисов оставался прин­цип автаркии — независимости от окружающего мира, полити­ческой и экономической самостоятельности, самообеспеченно­сти.

В связи с общим экономическим подъемом, широким ис­пользованием рабского труда, развитием торговли в греческом ремесле в V в. до н. э. происходит расширение производства, уг­лубляется разделение труда. Особенно активно развиваются от­расли, связанные с судостроением и мореплаванием, горное дело, производство керамики.

Еще большее значение, чем в предшествующую эпоху, при­обретает внешняя морская торговля. В этом отношении из древ­них народов с греками могли сравниться только финикийцы, а в более позднее время только Голландия XVI—XVII вв. может быть сопоставима с Древней Грецией классического периода по вкладу в развитие торговли своей эпохи. Характерно, что если финикийцы и голландцы занимались в основном посредниче­ской торговлей, то древние греки, не пренебрегая посредничеством, широко вывозили свою сельскохозяйственную и особенно высококачественную ре­месленную продукцию.

Основными статьями экспорта в другие страны являлись оливковое мас­ло, вино, металлические изделия, ке­рамика. В Грецию ввозили преимущест­венно продукты питания (особенно зерно, соленую рыбу), рабов, различ­ные виды сырья (железо, медь, лес, смолу, меха, кожу, лен, слоновую кость и т. д.). В торговле отдельных греческих поли­сов друг с другом преобладали ремесленные изделия, на произ­водстве которых специализировалась та или иная область. Ос­новными центрами греческой внешней торговли являлись Афины, Милет, Коринф.

Внутренняя торговля в греческих полисах была развита го­раздо слабее. На городской рынок в основном приезжали кре­стьяне из окрестных деревень и продавали сельскохозяйствен­ную продукцию в обмен на ремесленную.

Экономическая мысль древнего мира

Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

Источники экономической мысли Древнего Востока:

  • Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;
  • Китай — Конфуций;
  • Индия - трактат «Архашастра».

Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.
Конфуций (Кун-цзы) (551 - 479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства — этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

 

Индийский трактат «Артхашастра» (буквально - «наука о пользе, о практической жизни») — это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутчлья (IV в. до н. э.) - древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны:

  • чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;
  • ведущая роль в экономике отводится собственности государства;
  • неприкосновенность частной собственности.

 

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.


Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» - попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему:

  1. естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов;
  2. любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:

  1. обязательным является наличие частной собственности;
  2. все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;
  3. деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;
  4. человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Экономическая мысль Средневековья

Источники экономической мысли Средневековья:

  • в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);
  • в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);
  • в России: «Русская правда» (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).

Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Идеи Ибн-Халдуна
Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)- арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к:

  1. осознанному отношению к труду;
  2. борьбе с расточительством и жадностью;
  3. пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

Взгляды Августина
Главные труды Блаженного Августина - «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина:

  • вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
  • нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
  • «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.


Взгляды Фомы Аквинского

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. В своем основном произведении «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:

  1. деньги не могут порождать деньги;
  2. необходимо сословное деление общества;
  3. богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
  4. признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:

  • цену, которая сообразна издержкам;
  • цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

Меркантилизм. Понятие концепции меркантилизма

Меркантилизм (итал. - «купец, торговец») - направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров).

Политика меркантилизма заключалась в поощрении - с целью увеличения производства товаров для экспорта - развития промышленности, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий.

Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий.

Ранний меркантилизм (XVI в.) - монетаризм

Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно следующее:

  1. всестороннее ограничение импорта товаров;
  2. вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;
  3. установление высоких цен на экспортируемые товары;
  4. система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.

Поздний меркантилизм

Характерные черты позднего меркантилизма:

  • снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;
  • доминирует идея «торгового баланса»;
  • протекционизм экономической политики государства;
  • определяющей функцией денег признается функция средства обращения;
  • система монометаллизма.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.