Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекцiя 10. Онтолог iя: вчення про буття

Роздiл II. ТЕОРЕТИЧНА ТА ПРАКТИЧНА ФIЛОСОФIЯ.

 

ПЛАН

 

1. ОСНОВНI ФОРМИ БУТТЯ

2. МАТЕРIЯ I РIВНI II ОРГАНИIЗАЦII

3. ПРОСТ I Р I ЧАС. СУЧАСНI НАУКОВI УЯВЛЕННЯ ПРО ПРОСТIР ТА ЧАС.

4. РУХ. КЛАССIФIКАЦIЯ ФОРМ РУХУ.

1. ОСНОВНI ФОРМИ БУТТЯ.

Бытие – одна из основных философских категорий. Изучение бытия осуществляется в такой «отрасли» философского знания, как онтология.

Онтология – учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Человек в своём познании, двигаясь от явления к сущности, от менее общего к более общему, формулирует понятия, включающие в свой объём все явления окружающей действительности, - это понятия «космос», «мир», «мироздание», «реальность», «бытие». В соответствии с философской традицией, категория «бытие» позволяет логически развернуть ряд фундаментальных философских категорий, таких как «субстанция», «материя», «пространство», «движение», «время» и других, которые объединяются под эгидой обобщающей категории бытия в целостную теорию, которая называется онтологией.

Корни проблемы бытия в реальной жизни человека. Во-первых, в убеждении человека в том, что мир есть, наличествует, существует. Во-вторых, в представлении о том, что мир сохраняется как относительно стабильное целое. Проблема бытия возникает тогда, когда эти предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий.

Исследуя мир, философы обнаружили, что он внутренне противоречив. С одной стороны, он непреходящ как неограниченное целое, а с другой – неоднороден в своём существовании, так как состоит из отдельных вещей, организмов, людей, которые конечны, смертны. Между бытием мира как целого и бытием в мире отдельных вещей существует различие. И в то же время мир в его существовании образует единство, универсальную целостность. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.

Бытие в широком смысле охватывает все, что имеет характер объективно заданных условий и предпосылок деятельности отдельных людей и поколений. Категория бытия помогает сделать первый шаг в направлении исследования мира в целом и места человека в этом мире.

В содержании категории «бытие» входят три момента: а) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; б) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; в) мир (в различных формах существования) образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Разрешить проблему бытия в самом общем виде – значит раскрыть вопрос о предельной общей связи между всем существующим в мире. Как ни уникальное каждое сущее, практика и познание требуют, чтобы единичное объединялось в обширные целостности, в формы бытия.

В философии с древних времен осознаны и выделены две противоположные сущности мира – материальная (объективная реальность) и духовная (дух, сознание, субъективная реальность). Человек – точка пересечения двух миров, существо, которое объединяет в себя эти две основные сферы бытия; человек мыслит себя в центре мира.

В сфере объективной реальности (материи) известны две основные формы бытия. 1) Бытие вещей (тел), процессов, которое делится на бытие природы («натура», или «первая природа»), которая включает в себя физический мир (неживую природу) и биологический мир (живую природу). 2) Бытие «второй природы», или цивилизации, которая включает в себя совокупность материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством, а также способы (средства) создания этих ценностей (например, орудия труда).

Субъективная реальность, или сфера духа также может существования в разных формах.

1) Мировой дух (Бог, «абсолютная идея», «мировой разум») – объективное духовное первоначало бытия (его существование признаётся в объективном идеализме и религиозной философии).

2) Сознание (индивидуальное) – способность человека отражать мир в идеальных образах.

3) Общественное сознание (духовная культура) – совокупность духовных ценностей и способы их создания, сохранения, передачи.

Диалектика «первой» и «второй» природы представляет собой сложный противоречивый процесс. Природа как объективная реальность включает в себя ближний и дальний космос в целостной совокупности материальных и духовных вещей, явлений и процессов, это – флора и фауна, окружающие человека и все общество, природный мир (природные условия и богатства). Человек и общество, с одной стороны, есть часть природы, её важнейшая составляющая, которая осознает своё место и роль в мире. С другой стороны, человек, общество как часть, «больше» целого – природы, ибо обладает уникальной способностью «удвоения мира», т.е. создания в своём сознании идеального образа реального мира и затем – практического преобразования его с целью приспособления к своим потребностям. Человек, общество и природа находятся в теснейшем взаимодействии и взаимозависимости. Человек, общество не могут существовать без природы, не осуществляя обмена веществом, энергией, информацией и не достигая при этом своих субъективных целей.

Создание «второй природы», в которой органически совместились собственно природные свойства и качества, субъективные цели и продукты производственной деятельности человека, и является важнейшей качественной особенностью человека и общества. В человеческой трудовой деятельности «первая природа» превращается во «вторую».

Природа, закономерно развиваясь, имеет ту особенность, что её функционирование осуществляется естественно, в «стихийно-автоматическом» режиме, и в этом смысле является самодостаточным и самоуправляемым. Человеческое общество привносит в природу феномен сознательной активности человека и, опираясь на использование естественных природных закономерностей, осуществляет деятельность по преобразованию природных вещей, процессов и свойств с целью приспособления их к своим целям и потребностям. Собственно социальная жизнь есть постоянный деятельный процесс превращения человеком «первой» природы во «вторую» – технократическую, а в самой истории общества, по мнению К.Маркса, нет ничего, кроме многообразной человеческой деятельности и её продуктов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 13 | Матерiя та рiвнi II органiзацii
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.