Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фiлософське вчення про розвиток

 

Диалектика (от греч. – искусство вести беседу, спор) – учение о наиболее общих закономерных связях в становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. главным объектом диалектики является процесс развития в целом, понимаемый как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

С точки зрения диалектики, в процессе непрерывного изменения и развития находятся как материальный мир, так и человеческое познание, поэтому уже в античной философии в рамках диалектики разделяются понятия объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика – развитие бытия, объекта, объективного мира (диалектика природы), субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа).

Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести эффективный спор – диалог, направленный на обсуждение проблем с целью достижения истины путём противоборства мнений.

Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребил Гегель, трактовавший её как умение отыскивать противоположности в самой действительности.

Для первой – античной – исторической формы диалектики характерны две существенные черты, которые в последующих этапах были во многом утеряны и возрождены в науке и философии ХIХ-ХХ веков:

1) единство объективной и субъективной диалектики (у древних развитию были подвержены как мир, природа, Космос, так и познание его);

2) представление и догадки о внутреннем источнике развития Космоса (единство и борьба противоположностей).

В средневековой философии источник развития был окончательно перенесен в сферу духа. (Бог актом свободной воли постоянно творит мир из ничего). В философии Нового времени идея бытия как становящегося процесса заменяется представлением о мире как механическом агрегате. Этот период характеризуется господством метафизического мышления. метафизика понимается как антидиалектика, противоположная диалектике концепция развития. В философии господствует идея абсолютной неизменяемости природы. Чем же объяснить тот факт, что на фоне быстро развивающегося естествознания господствовала метафизическая концепция развития?

Во-первых, со времен средневековья природа рассматривалась в качестве пассивной субстанции; только дух обладает всеми признаками развития и творчества. Во-вторых, само естествознания ещё не проникло в глубинную сущность природы. Оно находилось на уровне классификации и сбора научных данных.

Преобладание метафизики не означало отсутствия диалектики. Диалектические идеи развивались Спинозой в его учении о субстанции (природе) как «причине самой себя», в учении Лейбница о монадах как атомах бытия, самодвижущихся активных субстанциях, в гипотезах французских материалистов ХVIII века о самодостаточности, самодвижении материи. Дальнейшее развитие диалектики связано с немецкой классической философией. Гегель впервые в истории философии представил природный, социальный и духовный мир как процесс. Он сформулировал основные принципы, законы и категории диалектики, но на идеалистической основе. Конечной причиной развития мира у него является саморазвитие мирового духа.

В ХIХ-ХХ веках в философии вновь возобладала идея единства развития материи и духа, природы и сознания. В философии марксизма синтезируется диалектика духа Гегеля и диалектика природы. Современная наука, проникнув в суть многих процессов природы, обосновала и подтвердила многие диалектические идеи. Открытия клеточного строения живой материи, закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория происхождения видов Дарвина, генетика, квантовая механика, теория относительности, неэвклидова геометрия, теория катастроф подтвердили сложность и противоречивость природных процессов, а также эффективность диалектического метода в постижении сущности мира.

Диалектика, исследуя процесс развития в целом, связи и закономерности любого изменения явлений, представляет собой не только общую теорию развития, но и универсальный метод познания, для которого характерно гибкое, творческое постижение мира. Противоположностью диалектического метода является догматизм как антиисторический, схематически-окостеневший тип мышления. Основные элементы теории диалектики (принципы, законы, категории) организуются в целостную систему.

Верхний «этаж» диалектики занимают принципы диалектики. К ним обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем этот принцип выделяет в многочисленных видах движения его ведущую сторону – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трёх видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность. Принцип развития исходит из того, что любое явление, событие – это процесс, в котором всегда присутствует рождение, возникновение, становление, гибель (уничтожение) и появление на старой основе нового качества. Смена качеств как бесконечный процесс характеризует механизм развития.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, он раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможны в изолированном состоянии; они предполагают теснейшую связь внутреннего и внешнего. Следовательно, необходимо исследовать многообразие внешних и внутренних связей; связь определяется как взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени. С выявления закономерных связей начинается научное познание, а для философии характерно изучение универсальных связей.

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, всеобщность процесса развития, захватывающего и природу, и человеческое мышление, и общество.

В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике данный принцип выражен в другой форме, т.е. как единство диалектики объективной, диалектики природы и – диалектики субъективной, диалектики мышления. Диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания связывает диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Принцип восхождения об абстрактного к конкретному организует процесс познания – как движение от конкретного в действительности к конкретному в познании. Конкретное – это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета воспроизведение какой-то одной его стороны и противопоставление одной стороны другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения рассудочного мышления.

Принцип единства логического и исторического указывает пути человеческому познанию истории. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии её конкретных форм. Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают.

Центральной частью материалистической диалектики является учение о категориях и законах. Основные законы – это закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицаний. Эти законы раскрывают источники, механизмы и цели развития. Категории диалектики, так называемые «парные» категории – это сущность и явление; количество и качество; часть и целое; свобода и необходимость; возможность и действительность; единичное и всеобщее; причина и следствие.

Эти категории выражают стороны противоречий, пронизывают разные типы и формы противоречий, углубляя наши представления о характере процесса познания. Категории и законы диалектики нераздельны, законы есть принципы связи этих парных и обусловленных друг другом категорий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекцiя 11. Фiлософське вчення про розвиток | Диалектика количественных и качественных изменений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.