Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свiдоме та несвiдоме




ПЛАН

1. Свiдомiсть як форма вiдображення дiйсностi

2. Свiдомiсть та мова

3. СвIдомiсть та самосвiдомiсть

4. Витоки свiдомостi

5. Свiдоме та несвiдоме

1.Свiдомiсть як форма вiдображення дiйсностi.

 

Человеческое сознание является сложным феноменом. Многогранность сознания делает его объектом изучения многих наук: философии, психологии, биофизики, информатики, кибернетики, юриспруденции, психиатрии.

Среди философских концепций сознания, разработанных в последние десятилетия, следует выделить две: А.Г. Спиркина (впервые изложена в работе «Сознание и самосознание») и А.В. Иванова (в его работе «Сознание и мышление»).

По А.Г. Спиркину, сознание – это способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. В субъективном мире сознание осуществляется воспроизведением объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, её планирование, выбор и целеполагание. Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком.

Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности (т.е. в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий предвидении их последствий), в способности личности отдавать себе отчёт как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своём собственном духовном мире. Сознание – это не просто образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Из отмеченных характерных признаков вытекает следующее определение сознания:

«Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно – творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека»*

Согласно А.В. Иванову сознание может быть схематично представлено в виде круга, разделённого на четыре равные части (при этом подчёркивается, что такое разделение в значительной мере условно по отношению к реально существующему сознанию):

 

Сверхсознание

II IV

мышление ценности

творчество

чувственное эмоции

познание память

I III

 

 

________________________________ Бессознательное_______________________________

 

Сектор I является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире и о своём организме.

Сектор II включает логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы чувственно воспринимаемого в сущностные уровни; это сфера общих понятий, мыслительных операция анализа и синтеза и логических доказательств.

Сектор III можно связать с эмоциональной компонентной сознания. Это сфера личностных, субъективно – психологических перепсиваний, памяти, предчувствий. Сюда относятся: 1) инстинктивно – аффектные состояния (неотчётливые перепсивания, предчувствия, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.п.); 3) чувства, отличающиеся большой отчетливостью, осознанностью и наличием образно – визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.п.)

Сектор IV может быть соотнесён с ценностной компонентности нашего сознания. Здесь присутствуют высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, творческие способности в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции.

Как замечает А.В. Иванов, предложенную схему сознания можно соотнести с межполушарной асимметрией мозга, где внешнепозновательной составляющей сознания (секторы I и II) будет соответствовать деятельность левого, «языкового», аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания (секторы III и IV) – интегративно-интуитивно работа правого полушария.

В поле сознания (в круге) могут быть выделены также нижний и верхний сегменты: нижнему соответствует бессознательное, а верхнему – сверхсознание.

С помощью сверхсознательных способностей мы выходим на универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи, формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира.

Во многих философских идеалистических системах доказывается, что высшее знание открывается сознанию лишь в актах сверхсознательного озарения, когда человек «сливается» с божественным или космическим Разумом.

 

2.СВIДОМIСТЬ ТА МОВА

Развитие и функционирование сознания тесно связано с языком. «Язык – это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности»* Посредством языка переживания, мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство общества. Язык является материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания и в этом качестве играет роль механизма социальной наследственности.

Внутренне противоречивое – диалектическое – единство мышления и языка проявляется в том, что своё адекватное выражение мысль получает в языке. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как её основа и орудие. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений (чувственного познания) к понятиям (логическому познанию).

Язык влияет на сознание, исторически сложившиеся нормы языка специальны у разных народов. Стиль мышления, например, в немецкой философской культуре иной, чем во французской, что в известной мере зависит от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной; мышление определяется главным образом своими связями с действительностью, язык же лишь отчасти видоизменяет форму и стиль мышления.

 

3. СВIДОМIСТЬ ТА САМОСВIДОМIСТЬ

 

Проблема сознания тесно связана с вопросом о самосознании. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Первая форма самосознания – самочувствие, т.е. осознание своего тела и его включенности в мир окружающих вещей и людей.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к той или иной социальной группе, этносу, той или иной культуре.

Наконец, самый высокий уровень развития самосознания – возникновение осознания своего личностного «Я». Познавая себя, человек развивается. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, сам осознающий человек берёт на себя ответственность за них.

Таким образом, самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самосознания, но это также всегда самооценка и самоконтроль.

Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание возникает не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, но в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Формирование самосознания невозможно без социального фактора; оно происходит в результате общения, при отграничении себя от других людей и в тоже время при соотнесении себя с позиции других людей и общества.

В процессе формирования самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической деятельности.

 

4. ВИТОКИ СВIДОМОСТI

 

В философской и научной литературе сформировались разные стратегии исследования этого вопроса: объективно-идеалистическая натуралистическая (вульгарно-материалистическая), реалистическая и др.

Объективно-идеалистический подход утверждает наличие структур и компонентов сознания, не зависимых от мозга и определяемых высшим духовным началом мира.

Натуралистическое направление сосредоточено на выявлении связи сознания с материально-вещным субстратом.

Некоторые его представители указывают, что мышление «вырабатывается» мозгом, подобно тому, как желчь вырабатывается печенью; характер мышления для них определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу.

Философско-реалистическое направление выделяет следующие факторы, обуславливающие содержание сознания:

1. Внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления, которые отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

2. Социокультурная среда – этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, знания, накопленные человечеством. Часть норм и запретов социокультурного характера переходит индивидуальное сознание в качестве «Сверх-Я» этого сознания. Благодаря этому сознание индивида способно «подниматься» над непосредственно данной ситуацией на уровень общественного осознания и осмысления.

3. Собственный духовный мир человека, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.

4. Мозг человека как микроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций сознания. На состояние сознания влияют и условно-рефлекторная деятельность мозга, и его биохимическая организация. Но в противоположность натурализму соотношение мозга и сознания понимается не как отношение причины и следствия, а как отношение органа, материального субстрата и его функции.

5. Вероятно, источником сознания выступает и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Исследователи в области биоэнерго-информатики приходят к выводам: «…мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной»…«мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи – энергетическим и информационным».*

 

В заключение следует отметить, что при формировании актуального содержания все указанные факторы взаимосвязаны. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе над личностных форм общественного сознания.

 

Наряду с сознанием в психике человека существует сфера бессознательного. Популярная энциклопедия по психоанализу даёт такое определение:

«Бессознательное – в наиболее распространённых значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не является предметом специальной вне научной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания».(1)*

Этому феномену можно дать и такое определение:

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся в данный момент контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояние невменяемости и т.п.

К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания.

Так называемые автоматизм и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. (Автоматизм – это достаточно сложные действия человека, которые, первоначально действуя под контролем сознания, в результате многократного повторения приобретают бессознательный характер: навыки игры на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, различные трудовые операции и т.д.)

В структуре бессознательного важное место занимает установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определённой активности в определённой ситуации.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определённым образом воздействовать на сознание.

В той или иной форме проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

В рациональной европейской традиции идея о бессознательном восходит к древнегреческой классической философии – к учению Сократа и Платона об анамнесисе – знании как припоминании.

Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли Б. Спиноза (учение о неосознаваемых причинах, детерминирующих желание), Г. Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), И. Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А. Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), Э. Гартман («философия бессознательного»), В. Вундт («неосознаваемое мышление»), Г. Гельмгольц (учение о «бессознательных умозаключениях»), И.М. Сечёнов («бессознательные ощущения»), И.П. Павлов («бессознательная психическая жизнь»), В.М.Бехтерев (активность «бессознательного») и др.

В XX в. наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З. Фрейдом,* создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном; К. – Г. Юнгом, развившем идеи о личном и коллективном бессознательном; Дж. Морено, разработавшем концепцию «общего бессоз­на­тель­ного» и Э. Фромом, развившем идеи о «социальном бес­соз­на­тель­ном». В целом эти психоаналитически ориентированные концепции дают определённое представление о природе сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

С точки зрения психоанализа содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании человека и 2) содержание, которое присутствовало сознании, но было вытеснено из него в бессознательное.

Рассматривая бессознательное и его содержание как источник неврозов и личностных конфликтов, З. Фрейд создал психоаналитическую теорию, ориентированную на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание этого вытесненного бессознательного.

Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчёркивая, что «все душевные процессы, по существу, бессознательны», З. Фрейд вместе с тем обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознания как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

По К.-Г. Юнгу (1875 – 1961), бессознательное состоит из трёх слоёв:

1) «Личностное бессознательное», т.е. поверхностный слой бессознательного, включающий в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности.

2) «Коллективное бессознательное», т.е. врожденный глубокий слой бессознательного, некий «общий центр», «ядро» психики, имеющий не индивидуальную, а всеобщую природу, сконцентрировавшую в себе опыт всех предшествовавших поколений людей; это ядро психики включает в себя сверх личное универсальное содержание и архетипы – наследуемые всеобщие образы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения. К общечеловеческим первообразам (архетипам) относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др. Архетип «Тень» представляет собой образ всего низменного в человеке. Архетип «Персона» – это та «маска», которой пользуется человек, чтобы скрыть своё истинное «Я». Архетипы тесно связаны с символикой и проявляются в сновидениях, художественном творчестве.

3) «Психоидное бессознательное», т.е. самый глубинный слой, обладающий свойствами, общими со всем органическим миром; «психоидное бессознательное», не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически не доступно сознанию.

Э. Фромм (1900 – 1980) – один из важнейших представителей неофрейдизма, является также признанным реформатором учения Фрейда. Э. Фромм видит перед собой не обособленного внесоциального индивида, а человека, вписанного в конкретный социальный фон. По мнению Фромма, человек, плохо приспособившийся к социальной структуре, вовсе не должен третироваться как невротик. В той же мере хорошо приспособленного преуспевающего индивида не разумно относить к более высокому уровню по шкале человеческих ценностей. Хорошая приспособленность часто достигается путём отказа от собственной индивидуальности.

Э. Фромм считает, что значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет «социальное бессознательное», представляющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и содержащие то, что данное общество «не может позволить своим членам довести до осознания». В результате невозможности реализовать свои глубинные потребности у человека возникают деформированные стремления и влечения. Фромм выделяет такие типы непродуктивной психической ориентации, как мазохистский, садистский, деструктивистский и конформистский.

Фромм известен как один из глубоких и проницательных исследователей «авторитарного характера». Предложенная им модель сыграла огромную роль в изучении нацизма. Но учёный показал, что «бегство от свободы» как специфическое явление современности присущее не только тоталитарному строю. В демократических обществах также присутствуют механизмы, которые уводят человека от спонтанности и свободы.

В настоящее время в психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного, а также диагностики и терапии используются: анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Существующая фрагментарность представлений о бессознательном дает основание полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из актуальных задач теоретической психологии.

В плане социально-философского анализа проблема бессознательного оказывается частью проблемы детерминации человеческой жизни и деятельности, взаимодействий и поступков человеческих индивидов. Связи и зависимости социального процесса далеко не всегда находят своё выражение в сознании людей. Бессознательное, не фиксируемое в мотивации человека или находящее там для себя превращённые формы, тем не менее становится предметом познания. Возникает сложная методологическая задача косвенной интерпретации бессознательного, включение его в теоретические модели социальных процессов.

 


ЛЕКЦIЯ 13. ФIЛОСОФСЬКЕ ВЧЕННЯ ПРО ПIЗНАННЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.