Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методи та форми наукового пiзнання




 

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования.

Для эмпирического познания характерна деятельность, фиксирующая факты.

Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием познания выступают категории, законы, гипотезы и т.д.

Оба эти уровня связаны и предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое опытное знание предшествует теоретическому. Научное исследование предполагает анализ, обобщение и объяснение фактов, раскрытие принципов, законов и, наконец, построение научной теории.

Эмпирическое исследование, выявляя все новые данные наблюдения и эксперимента, ставит перед теоретическим мышлением каждый раз новые задачи, стимулируя его к дальнейшему совершенствованию. Обогащающееся теоретическое знание, в свою очередь, ставит все более сложные задачи перед эмпирией.

Научное исследование начинается не с наблюдения и сбора фактов, а с попытки решения некой исследовательской задачи, с постановки проблемы.

Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти её решение: правильная постановка проблемы направляет поисковую активность мысли. Когда учёный ставит проблему и пытается решить её, он неизбежно разрабатывает исследовательскую программу, строит план своей поисковой деятельности, продумывает систему средств достижения познавательной цели. При этом он исходит из какого-то предположения, догадки. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

 

4. Спостереження та експеримент

 

Наблюдение является элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне научного познания. Оно ставит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений действительности.

В отличие от различных видов наблюдения в обыденной жизни, научное наблюдение выделяется рядом особенностей, к числу которых относятся:

1. связь с решением определённой теоретической задачи;

2. планомерный и организованный характер;

3. систематичность, исключающая ошибки случайного происхождения.

Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить с наибольшей точностью и может быть многократно повторенным при изменении условий.

Особым видом наблюдений является измерение. Если обычное наблюдение даёт нам информацию о качественных особенностях объекта, о его свойствах, то измерение даёт нам информацию о количественных отношениях, характерных для изучаемого объекта. Хотя иногда измерение осуществляется непосредственно с помощью наших органов чувств (например, при подсчёте), однако в научном познании обычно используют специальные измерительные приборы, начиная от простой измерительной линейки и заканчивая современной сложной измерительной аппаратурой с электронным устройством.

В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на объект исследования с помощью различных приборов, орудий и других экспериментальных средств. Благодаря этому удаётся:

a) изолировать изучаемый объект от влияния побочных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в чистом виде;

b) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных и поддающихся контролю и учёту условиях;

c) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата.

В экспериментировании предметно-орудийная деятельность исследователя теснейшим образом связана с его теоретической мыслью, ибо эксперимент ставится не стихийно, а для решения определённых познавательных задач. Эксперимент необходим как средство накопления и изучения фактов, составляющих эмпирический базис всякой теории. Он является, как и вся практика в целом, объективным критерием истинности тех или иных теоретических положений и предположений (гипотез).

Эксперимент является основным методом эмпирического познания в естественных и технических науках. В общественных науках он также применяется, хотя его значение ограничено рядом причин. Во-первых, постановка социального эксперимента допустима, если при этом не унижается достоинство участвующих в нём людей и не возникает опасность для их здоровья. Проведение социального эксперимента ограничено моральными, гуманистическими принципами. Во-вторых, в лабораторных условиях нельзя воспроизвести большую часть социальных явлений и подвергать их воздействию приборов и инструментов. В-третьих, невозможно искусственно изолировать общественные явления, разъединить их (экономические, политические, идеологические и т.п.)

 

5.Моделi та моделювання

 

В тех случаях, когда экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднено, экономически нецелесообразно или нежелательно, прибегают к так называемому модельному эксперименту, в котором исследованию подвергается уже не сам объект, а замещающая его модель.

Модель – это некоторая реально существующая или мысленно представленная система, которая замещает в познавательном процессе оригинал и находится с ним в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале.

Моделирование – это построение модели, воспроизводящей особенности структуры, поведения, а также другие свойства оригинала в последующем экспериментальном или мысленном исследовании ее.

Модели могут быть материальными или идеальными (мысленными) в зависимости от того, создаются ли они из материальных элементов и функционируют по объективным законам природы или же они конструируются мысленно в сознании исследователя который совершает с идеальной моделью все операции в голове по определённым правилам и законам.

Важнейшей особенностью любой модели является её сходство с оригиналом в одном из строго зафиксированных и обоснованных отношений. Это сходство может быть пространственным или физическим подобием, сходством только структурным или только функциональным, но обязательно сформулированным в явной форме в виде специальных приоритетов подобия. Именно это сходство и позволяет переносить данные и результаты, полученные при изучении модели, на оригинал.

Экспериментальные исследования проводятся с материальной моделью, которая изучается в лабораторных условиях. Результаты затем по определённым правилам переносятся на подлинный объект.

Что касается мысленных, то операции с ними представляют так называемый «мысленный» эксперимент. Конечно, мысленный эксперимент не является экспериментом в собственном смысле слова и относится к теоретическому уровню научного познания.

Метод моделирования в настоящее время широко применяется в технических науках, в естествознании (физике и химии, биологии и физиологии), а также в социологии, психологии, экономике. С помощью современных кибернетических устройств моделируются процессы чувственного восприятия, памяти и логического мышления.

 

Различение эмпирического и теоретического уровней научного познания следует осуществлять с учётом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования;

2) тип применяемых систем исследования;

3) особенности метода исследования.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и туже объективную реальность, но её видение, её представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне сущностные связи ещё не выделяются в чистом виде. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде, как выявление закона.

На теоретическом уровне научного знания можно выделить два подуровня.

Первый – частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области знаний. Примерами таких частных теоретических законов могут служить закон колебания маятника в физике или закон движения тел по наклонной плоскости, которые были открыты ещё до того, как были построена ньютоновская механика.

Второй подуровень теоретического знания – развитая теория. В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствие фундаментальных принципов и законов теории. Строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи и применительно к ней формулируются законы, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Специфическим методом построения развитой теории является аксиоматический метод. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задаётся набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них по определённым правилам строится система выводных предложений. Эта совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе положений образуют аксиоматически построенную теорию.

Теоретическое знание может строится «снизу», за счёт индуктивного обобщения научных фактов. Но развитое теоретическое знание развёртывается как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Метод построения такого знания называется гипотетико-дедуктивным. Он состоит в том, что сначала создаётся гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конструируется.

Задача теоретического познания заключается в том, что бы дать целостный образ исследуемого явления. Но любое явление действительности предстаёт как конкретное переплетение самых различных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определённых научных абстракций. Но простой набор таких абстракций ещё не дает представления о природе явления. Для того, чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такое исследование называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как эта связь видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи устанавливает их взаимодействия и таким образом отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.