Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие самосознания в раннем возрасте

Развитие самосознания в младенчестве

В первый год жизни складываются «предличностные образования». На протяжении 1-го года жизни ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам. Главное условие развития самосознания – общение со взрослым, которое сводится к обмену положительными эмоциями, выражению взаимной любви. В любой оценке, которую дает взрослый ребенку с первых дней, главным является доброжелательное внимание (к 3-м мес.). Таким образом взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенное и ценное. В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субъектному самосознанию – он начинает чувствовать уверенность в себе, своей уникальности и нужности для другого; появляются условия для активного проявления себя.

Во втором полугодии отношение ребенка к взрослому начинает опосредоваться предметами и предметными действиями. Ребенок начинает дифференцировать положительные и отрицательные воздействия взрослых, по-разному реагировать на близких и незнакомых людей (усточивые образы взрослых). Все это свидетельствует о появлении начала самосознания, которое выражается в образе себя.

· 3 мес. – появление первого «предличностного образования» - активности, которое выражается в интересе к людям и предметам.

· 4-5 мес. – высокая инициативность ребенка.

· большую роль играет имя ребенка (в 6 мес. реагирует на имя).

· во втором полугодии ребенок проявляет яркие эмоциональные переживания в общении с близкими людьми, стремясь поделиться с ними.

· к 12 мес. ребенок связывает знакомого взрослого с определенными действиями, ожидая их от него.

О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребенка к своему отражению в зеркале (образ физического Я).

· в 2-3 мес. сосредоточенно рассматривает себя в зеркале; проявляет радостное отношение к отражению.

· 6 мес. – исследовательское поведение (дотрагивается, водит по зеркалу рукой).

· 11-12 мес. подолгу гримасничает, замечает и пытается исправить недостатки внешнего вида на себе.

Важный момент в развитии самосознания в раннем возрасте связан с отделением себя от своих действий, осознанием своих желаний. С освоением предметных манипуляций, а затем и общественно выработанных способов использования предметов приводит к отделению действия от предмета и перенесению его в новые условия (кормит куклу любой ложкой).

· возникает новое отношение к взрослому. Ребенок сравнивает свой результат с результатом другого человека. При этом взрослый выступает образцом. При ошибочном воздействии взрослых у детей раннего возраста возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм (реакция ребенка на подавление инициативы, избыток оценки и вмешательства) и синдром беспомощности (при полном отсутствии или минимальном внимании к делам и действиям малыша).

· отношение к себе зависит от успешности / неуспешности в деятельности. Бурно переживает свои неудачи и на основе оценок взрослого осознает критерии.

· выделяет общее положительное отношение к себе («ты хороший, я тебя люблю» и отношение, опосредованное результатом деятельности («молодец, быстро оделся»).

· ребенок оценивает себя недифференцированно («Я – хороший»), что является показателем психоэмоционального благополучия.

· становится важным оценка результата действий как условие утверждения своего Я. это связано со стремлением действовать самостоятельно и «гордостью за свои достижения».

· подлинная самостоятельность проявляется в «личных» желаниях ребенка (целеполагание: настаивает на самостоятельной еде ложкой).

· к 3-м годам формируется целеустремленность (способность с помощью старших соотносить полученный результат с намерением).

· большую роль в развитии самосознания продолжает играть имя как показатель индивидуальности ребенка.

· в речи возникают местоимения «я», «мое».

· возникает личное действие и осознание «Я сам» (действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому). Если взрослый не перестраивает отношение к ребенку, не организует сотрудничества, появляется негативное поведение.

· возникает новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребенка – его отношения со сверстниками. Появляется переживание своего сходства с другими (ребенок узнает себя в другом), что дает ощущение своей общности и сопричастности с другими.

· происходит становление полоролевой идентичности (составляющая самосознания, усвоение половой модели поведения).

· к 2-м годам ребенок знает, кто он – мальчик или девочка – и начинает идентифицировать себя с родителями.

· идет активный процесс самопознания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Когнитивный Эмоциональный Волевой | Развитие самосознания в дошкольном возрасте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.