Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка




Дошкольный возраст является периодом развития личностных механизмов поведения, которые связаны с оформлением потребностно-мотивационной сферы ребенка.

Поведение ребенка раннего возраста остается целиком во власти внешних впечатлений – переживания и поведение зависят от конкретной ситуации и эмоций. Мотивы равнозначны, их соотношение устанавливается извне, независимо от ребенка и связано с:

 
 


биологическими потребностями взрослым, который организует

(еда, сон и др.) и направляет деятельность

В дошкольном возрасте появляется устойчивое соотношение мотивов (одни выходят на первый план и подчиняют себе другие). А.Н.Леонтьев подчеркивает, что складывается соподчинение (иерархия) мотивов. Характерен феномен «горькой конфеты», когда внутренние переживания собственной неудачи оказываются для ребенка сильнее привлекательного утешительного приза.

Значимые мотивы для дошкольников

1) мотивы, связанные с интересом к миру взрослых

2) поощрение

3) мотивы, связанные с наказаниями

4) мотивы, связанные с запретами

5) игровые мотивы (интерес ребенка к самому процессу игры)

6) мотив сохранения и установления положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Хорошие отношения со стороны окружающих делают ребенка чувствительным к оценке и вызывают желание выполнять их требования и правила.

7) потребность в признании (мотив, который ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в обществе)

8) мотив личных достижений, самоутверждения. В дошкольном возрасте происходит формирование познавательных и соревновательных мотивов. В основе первых – любознательность, в основе вторых – стремление победить.

9) нравственные мотивы, т.е. выражение отношения к людям, осознание нравственных норм и правил, что имеет важное значение в формировании поведения

10) общественные – желание сделать что-то приятное, полезное, нужное людям.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы – бесполезно требовать от него обещаний. Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Соподчинение мотивов является важным новообразованием в развитии личности дошкольника, т.к. придает поведению определенную направленность. Наличие соподчинения мотивов позволяет ребенку отказаться от игрушки ради более важного, но скучного занятия.

Мотивы деятельности приобретают для ребенка определенную систему, поведение из «полевого» (как в раннем детстве) превращается в волевое. Эмоциональное предвосхищение (заранее прочувствование смысла своих действий для окружающих) позволяет ребенку соподчинять отдельные мотивы своих действий и регулировать свое поведение.

В дошкольном возрасте происходит становление этических инстанций и социальных чувств

           
   
   
 

 


развитие морального становление моральной развитие социальных

сознания (этической саморегуляции чувств

оценки).

Младшие дошкольники

оценивают действия по

их последовательности,

а не по намерениям детей.

СИТУАЦИЯ. Миша (5 лет), решив заниматься лепкой, начал лепить зайчика, на, увидев, что Коля рисует, переключился на рисование. В другой ситуации – начал рисовать машинку, а в процессе рисования цель его изменилась – нарисовал кораблик.

· С чем связаны такие действия Миши?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.