Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространственная организация общественных центров поселений




Особенности пространственной орга­низации общегородского центра. Ма­лые города и сельские поселения в основ­ном формируются как моноцентрические структуры, где в едином центре размеща­ется преобладающее число объектов общеселенного значения. Особый случай представляет двухцентровая система, ког­да наряду с традиционным центром в ста­рой части поселения, создается новый центр во вновь формируемой планиро­вочной зоне. В больших и крупных горо­дах, а также в городских поселениях со сложной планировочной структурой (рас­члененной, рассредоточенной) общего­родской центр представляет собой поли­центрическую систему, в состав которой входит главный центр и его ядро (часто историческое ядро города), а также цен­тры — полифункциональные и (или) мо­нофункциональные (специализирован­ные), которые могут размещаться как в границах города, так и в пригороде. Эти центры формируются на основе функций, восполняющих недостающие в главном центре или дублирующих их (подцентры). При этом специализированные центры включают преимущественно объекты од­ного вида (культура, наука, торговля и др.). В таких центрах выделяются ведущие (про­фильные) функции и сопутствующие.

Торговые центры — крупные предпри­ятия торговли или группа объектов, рас­положенных на общем участке, запроек­тированных и управляемых как единое целое (арендная площадь торгового цен­тра не менее 5 тыс. кв. м). В состав тор­говых центров входят универсальные и специализированные магазины, предос­тавляющие посетителям широкий выбор товаров. Торговые центры обычно разме­щаются в общественных центрах городов и городских районов.

В настоящее время наибольшее распространение получают крупные торговые центры, со встроенными автомобильными парковками, включающие не только объек­ты торговли, но и объекты бытового обслуживания, развлечений, которые получили название — торгово-обслуживающие комплексы (центры). Сеть торговых центров в городах формируется взаимосвязано с транспортной инфраструктурой с тем, чтобы обеспечить их удобную транспортную доступность для населения.

Торгово-обслуживающие комплексы (центры) — совокупность предприятий и учреждений торговли, обслуживания, раз­влечений и проведения досуга, располо­женных на общем участке в одном или не­скольких зданиях, объединенных единым архитектурным замыслом. Торговые объекты в составе торгово-обслуживающих комплексов представлены крупными магазинами (супермаркет, гипермаркет, универмаг, магазин электроники, спортив­ных товаров и др.), а также небольшими специализированными магазинами. Объекты обслуживания предоставляют большой выбор услуг и включают ремонт­ные мастерские, прачечные, парикмахер­ские, рестораны, кафе, пункты быстрого питания и др. Обязательно наличие авто­стоянок большой емкости, которые, в за­висимости от градостроительной ситуа­ции, бывают наземными, многоуровневы­ми и подземными.

В больших и крупных городах особая роль в функционировании системы цент­ров принадлежит общественно-транс­портным центрам, которые формируют­ся на базе узлов внешнего транспорта (железнодорожный, автобусный вокзалы, аэропорт).

Одним из современных видов специа­лизированных центров является деловой (финансово-деловой) центр, где преоб­ладают офисные объекты с различной степенью кооперации зданий и сооруже­ний, средств связи и информации. Уни­кальными функциональными и визуально-эстетическими свойствами обладают исторические центры, которые могут входить в планировочную структуру об­щегородского центра в роли его ядра или в силу особенностей развития города быть пространственно обособленными.

Общественные здания на территории общегородских центров объединяются в группы на основе их социальной и компо­зиционной значимости, общности функци­онального назначения, требований к транспортным коммуникациям, взаимному поло­жению, благоустройству территории и т.д. Основными функциональными зонами об­щегородских центров являются: зона административно-деловых и общественных организаций, зона культурно-просветитель­ных учреждений и объектов отдыха и раз­влечений, зона торговых и бытовых пред­приятий. Каждая из них, помимо основных объектов, имеет сопутствующие — неболь­шие предприятия общественного питания, торговли, информации, благоустроенные места отдыха и т. п.

При функционально-пространственной организации городских центров необхо­димо обеспечивать удобное использова­ние открытых пространств, предназначен­ных для проведения народных празд­неств, гуляний, демонстраций.

Общая площадь городского центра оп­ределяется с учетом величины города. В малых городских поселениях расчетный показатель составляет 10-20 кв. м терри­тории городского центра на 1 жителя, в больших и крупных — 2-5 кв. м.

При проектировании общегородских центров следует учитывать рекомендуе­мые показатели плотности общественных функций (табл. 4).

 

 

Таблица 4 – Рекомендуемые плотности общественных функций, тыс.кв.м. рабочей площади\га

Типы городов плотность общественных функций, тыс.кв.м. рабочей площади\га
Крупнейшие 8,0-10,0
Крупные 6,0-8,0
Боьшие 4,0-6,0
Средние 2,0-4,0
Малые 0,8-2,0

 

Архитектурно-художественный об­лик общественных центров. Первоосно­вой архитектурно-художественного обли­ка центра является его композиционное построение, в котором важнейшую роль играют ландшафт и историко-культурное наследие. Архитектурная ком­позиция центра должна вытекать из об­щей композиции города, композиционно­го решения отдельных функциональных зон, ранжирования архитектурных доми­нант, их взаимосвязи.

Особую роль в формировании архитек­турно-художественного облика городских центров играет ансамблевость застройки. Архитектурный ансамбль как высшее про­явление градостроительного искусства представляет собой гармоническое един­ство пространственной композиции зда­ний, инженерных сооружений, монумен­тальной живописи, скульптуры, зеленых насаждений, внешнего благоустройства.

В связи с расширением городских тер­риторий (особенно в больших и крупных городах),усложнением их планировочной структуры выдвигаются новые требования к пространственной организации общего­родских центров с учетом психофизиоло­гических условий восприятия ансамблей, особенностей архитектурной среды и т. д.

Важнейшими приемами и средствами совершенствования архитектурно-худо­жественного облика городских центров являются: структурность (функционально обоснованная система доминант, акцен­тов, открытых пространств и визуальных осей); соразмерность (соотношение про­порций и масштаба пространственных элементов с человеком и размерами го­рода); гибкость композиционных систем (поэтапное формирование и преобразо­вание пространственных структур при сохранении определенной степени завер­шенности); целостность (обеспечение воз­можности обобщенно представить компо­зицию пространства); разнообразие.

В состав городских центров, как прави­ло, входят парки, а в крупных городах — их системы. При высоком уровне простран­ственной организации они не только вы­полняют рекреационные функции, но и ока­зывают большое влияние на архитектурно- художественный облик центров в целом.

На архитектурно-художественный об­лик центров влияет также архитектура транспортных сооружений (путепроводов, мостов, подземных переходов) и транспор­тный дизайн. В больших и крупных горо­дах характер городского движения требу­ет достижения динамичности простран­ственных композиций. При этом следует учитывать, что для того, чтобы избежать «информационного голода» у пешехода следует предусматривать смену видового кадра через каждые 20 метров при сред­нем времени восприятия одного кадра —14 секунд. Обзор из транспортного средства (скорость движения 60 км/час) требует смены кадра через каждые 230 метров.

В формировании композиции центров важную роль играет цвет. Он способен в значительной степени объединить компо­зицию, подчеркнуть форму, ритм, акцен­ты застройки, организовать эмоциональ­ную среду. Цветом можно радикально изменить визуальное ощущение архитек­турной формы, ее пространственно-пла­стические характеристики, смысловое содержание. Актуальность включения цвета в композицию обусловлена повсе­местным использованием таких ахрома­тических материалов, как бетон и ас­фальт; необходимостью регенерации ис­торической цветовой среды многих центров. Это требует профессионально­го подхода к цветовому решению ансам­бля, основанному на закономерностях цветового восприятия. В противном слу­чае цвет может внести в архитектуру дис­гармонию.

В центрах городов, в которых имеются памятники истории и культуры формиру­ются культурно-туристические зоны. Создание таких зон предполагает сохране­ние исторической среды, выявление туристско-экскурсионных объектов, охранных зон, особенностей ландшафтных условий, разработку маршрутов движения посети­телей с определением видовых точек, мест раскрытия видовых панорам.

Транспортное обслуживание городс­кого центра. Общегородской центр явля­ется не только фокусом притяжения лю­дей, пользующихся услугами размещенных здесь объектов, но и служит местом рабо­ты. В современных больших и крупных го­родах доля рабочих мест в центральной зоне составляет более 50% от городского объема. Помимо этого в центр постоянно доставляются различного рода товары. Все вместе обусловливает высокую транспортную емкость центра. При этом возникает проблема удобства и безопасности пеше­ходного движения (рис. 10, 11).

Рис. 10. Пример создания пешеходных улиц в центре исторического города

Рис. 11. Схемы размещения магистральных улиц по отношению к городскому

центру: 1 – территория центра, 2 – магистральные улицы

 

Наиболее общими требованиями орга­низации транспорта в городских центрах является:

•удобная связь центра со всеми струк­турно-планировочными составляющими города, в том числе с узлами внешнего транспорта;

•изоляция территории центрального ядра от транзитных транспортных потоков;

•наличие в центре пешеходных зон и пешеходных путей, полностью освобож­денных от наземного транспорта;

•размещение основных объектов мас­сового посещения (торговля, театры и т. п.) на расстоянии не более 150-200 м (3 ми­нуты ходьбы) от остановок массового пас­сажирского транспорта;

•отделение (пространственное или вре­менное) подъездов грузового транспорта к объектам центра от пешеходных путей;

•достаточная вместимость автостоя­нок и удобное их размещение с учетом посетителей центра и работников учреж­дений и организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.