Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое, тактическое и оперативное планирование

 

Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между стратегическими целями организации, его потенциальными возможностями и шансами развития с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды представляет собой стратегическое планирование. Этот процесс предполагает следующие этапы: планирование стратегии, разработку программ и планов реализации стратегии, контроль за результатами выполнения планов.

Этап планирования стратегии включает:

• формулирование миссии;

• определение стратегического намерения (видения);

• установление целей;

• выбор стратегии.

Этап разработки программ и планов реализации стратегии связан с формированием стратегических планов предприятия и его структурных подразделений.

Этап контроля за результатами выполнения планов предполагает:

• контроль за ходом выполнения планов;

• оценку достигнутых результатов;

• регулирование процесса реализации планов и их корректировку в случае необходимости.

Разработка стратегических планов начинается с анализа положения дел на рынке: тенденций развития потребительского спроса, основных направлений развития техники и технологии производства, сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов и т.п. Затем производится оценка собственных возможностей в той или иной области. Сопоставление положения на рынке и собственных возможностей позволяет выбрать подходящую стратегию развития.

Стратегический план — это документ, содержащий описание мероприятий по реализации стратегии, в том числе прописывающий место и сферу ответственности каждого работника. Этап его конкретной разработки проходит с участием специалистов различных направлений (маркетинг, НИОКР, производство, финансы, кадры и т.п.).

На практике преобладают два подхода к подготовке стратегического плана: а) планирование стратегии с учетом перспектив развития ресурсной базы (техники, финансов, кадров и т.д.); б) планирование ресурсов исходя из целей развития.

Невозможно предсказать будущее абсолютно точно, поэтому первые варианты стратегических планов имеют большую погрешность и постоянно уточняются. Достоинства стратегии и стратегических планов определяются не столько их изначальной точностью, сколько открытостью для улавливания новой информации, новых возможностей, пересмотра точек зрения и перераспределения ресурсов.

Опережающее развитие технологий и процессы глобализации рынков привели к быстрым изменениям во внешней среде, что обусловило переход от долгосрочного планирования (на десять лет) к среднесрочному стратегическому планированию (от трех до пяти лет). Это позволяет более гибко реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды, динамично переоценивать и уточнять, а при необходимости и изменять ранее разработанные концепции.

Тактическое планирование осуществляется менеджментом среднего уровня управления на среднесрочный период времени согласно промежуточным стратегическим целям. Тактические планы включают планы действий и методы реализации стратегии, необходимые для формирования условий деятельности организации и ее элементов.

Процесс оперативного планирования состоит из трех этапов.

Этап установления целей включает:

• определение тактических целей;

• выбор средств их достижения.

На этапе разработки программ и планов формируются тактические планы предприятия и его структурных подразделений.

Этап контроля за результатами выполнения планов предполагает:

• контроль хода выполнения планов;

• оценку достигнутых результатов;

• регулирование процесса реализации планов (в случае необходимости) и их корректировку.

Обычно предметом тактического планирования являются показатели, отражающие состояние внутренней среды организации: персонала, мощности, капитала, инвестиций, организационной структуры и культуры.

Оперативное планирование. Группа оперативных планов ориентирована на краткосрочный период времени (до одного года), преследует достижение оперативных целей, решение текущих задач организации и ее структурных подразделений, предполагает оптимиза­цию используемых ресурсов. В оперативном планирова­нии учитывается реальное состояние внешней и внут­ренней среды организации в планируемом периоде.

В содержании этапов оперативного и стратегическо­го планирования существуют отличия.

Этап установления целей включает:

• определение оперативных целей;

• уточнение средств их достижения.

Этап разработки планов посвящен формированию оперативных планов предприятия и его структурных подразделений.

Этап контроля и оценки предполагает:

• контроль хода выполнения планов;

• оценку достигнутых результатов;

• регулирование процесса реализации планов и их корректировку в случае необходимости.

Координирующей основой оперативного планирования является годовой план — оперативный документ, отражающий ключевые направления деятельности предприятия и планируемый по ним объем работ. Так, примерную структуру годового плана составляют следующие статьи:

• производство и реализация продукции;

• техническое и организационное развитие;

• повышение эффективности производства;

• нормирование работ и материалов;

• капитальные вложения и капитальное строительство;

• материально-техническое обеспечение;

• персонал и оплата;

• себестоимость, прибыль и рентабельность;

• системы материального стимулирования;

• финансовый план;

• социальное развитие;

• охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

На основе годового плана предприятия формируются его квартальные и месячные планы, а также планы его структурных подразделений.

Оперативное планирование работы структурных подразделений (конкретных действий на конкретный период времени с детализацией содержания) осуществляет менеджмент нижнего уровня управления. В планах содержится разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс и другие сферы деятельности предприятия, обеспечивающих достижение производственных и социальных целей и решение задач предприятия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие функции планирования | Система планов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.