КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип действия и конструкция асинхронных машин
Асинхронные машины (АМ) используются в основном как двигатели (АД). АМ состоит из двух частей: неподвижной части – с т а т о р а и вращающейся части – р о т о р а. Сердечник статора, представляющий собой полый цилиндр, как и сердечник ротора, набирают из отдельных листов, которые штампуют из холоднокатаной изотропной электротехнической стали (марок 2013, 2312, 2411 и др.) толщиной 0,5 мм. Перед сборкой сердечника листы изолируются друг от друга (покрываются с обеих сторон) масляно-канифольным изоляционным лаком (в машинах средней и большой мощности). Сердечники машин малой мощности иногда собираются из листов без лакового покрытия, т.к. в этом случае достаточной изоляцией является естественный или искусственно созданный слой окислов на поверхности листов стали. Иногда используют сталь, выпускаемую с электроизоляционным покрытием. На внутренней поверхности статора выштамповываются пазы, в которые укладывают обмотку. О б м о т к а с т а т о р а выполняется трехфазной и присоединяется к сети трехфазного тока. Поэтому она называется п е р в и ч н о й о б м о т к о й. Сердечник статора закрепляется в корпусе. Листы сердечников статора и ротора представлены на рисунке 14.
Рис. 14. Листы сердечников статора (1) и ротора (2) АМ
С е р д е ч н и к р о т о р а закрепляется на валу машины (малой и средней мощности) или на ободе с крестовиной и втулкой, надетой на вал машины (большой мощности). Вал ротора вращается в подшипниках, которые помещаются в подшипниковых щитах, прикрепляемых к корпусу статора (машины малой и средней мощности), или на отдельно стоящих подшипниковых стойках (машины большой мощности). На внешней цилиндрической поверхности ротора имеются пазы, в которых размещаются проводники обмоток ротора. Роторы АД выполняют двух видов: с короткозамкнутой обмоткой ротора и фазной обмоткой. Первый вид АД называют к о р о т к о з а м к н у т ы м и АД, а второй – АД с ф а з н ы м р о т о р о м или АД с к о н т а к т н ы м и к о л ь ц а м и. Наибольшее распространение имеют короткозамкнутые АД. О б м о т к а короткозамкнутого ротора представляет собой конструкцию наподобие б е л и ч ь е й к л е т к и (рис. 15).
Рис. 15. Обмотка ротора АД в виде беличьей клетки
В электрической соотношении она является многофазной обмоткой с числом фаз, равным числу стержней (пазов). Обмотку ротора выполняют путем заливки расплавленного алюминиевого сплава в пазы. Одновременно с обоих торцов ротора отливают алюминиевые кольца, замыкающие стержни пазов. Для усиления охлаждения двигателя вместе с кольцами отливают примыкающие к ним вентиляционные лопатки. В крупных машинах используется с в а р н а я о б м о т к а – в пазы вставляют медные стержни, которые на торцах присоединяют к медным короткозамкнутым кольцам. В короткозамкнутых роторах применяют полузакрытые или закрытые пазы, имеющие овальную, прямоугольную или фигурную форму. Ширину открытия пазов выбирают около 1 мм. Закрытые пазы перекрывают сверху овальным мостиком толщиной 0,3 – 0,5 мм (рис. 16). В двигателях с ф а з н ы м р о т о р о м в пазы укладывают трехфазную обмотку аналогично обмотке статора. Концы фаз такой обмотки соединяются обычно в звезду, а начала с помощью контактных колец, расположенных на валу, и металлографитных щеток выводятся наружу. Кольца изолированы друг от друга и от вала машины. К ним через неподвижные щетки подсоединяют пусковой или регулировочный реостат. Для фазных роторов применяют полузакрытые пазы овальной или прямоугольной формы.
Рис. 16. Пазы ротора АМ
В АД воздушный зазор между статором и ротором выбирают минимально возможным из механических соображений (чтобы ротор при вращении не задевал о статор), по условиям производства (определенные стандарты на заводах изготовителях) и надежности работы. В машинах небольшой и средней мощности он составляет доли миллиметра (0,3 – 0,5 мм), а у крупных машин – миллиметры.
Рассмотрим принцип действия а с и н х р о н н о г о д в и г а т е л я [2]. Предположим, что ротор АД неподвижен и к его валу не приложен тормозной момент. Если трехфазную обмотку статора подключить к трехфазной сети, то токи, протекающие по обмотке, создадут вращающееся магнитное поле. Угловая скорость этого поля, называемая синхронной, равна: , с-1, (9) где: – частота питающей сети. Магнитное поле при своем вращении пересекает проводники обмотки ротора и индуцирует в них ЭДС. Направление индуцируемой в одном из проводников ротора ЭДС показано на рис. 17 (при определении направления ЭДС по правилу правой руки принималось, что поле неподвижно, а движение проводника происходит в сторону, противоположную вращению поля).
Рис. 17. Направление электромагнитного момента, созданного током ротора
Так как обмотка ротора замкнута, то в ней возникает ток , активная составляющая которого будет по направлению совпадать с ЭДС. Ток , взаимодействуя с магнитным полем, создаст вращающий момент , под действием которого ротор придет во вращение. Как можно установить по правилу левой руки, направление момента и вращения ротора будут совпадать с направлением вращения поля. По мере разгона ротора его угловая скорость будет увеличиваться, но даже при отсутствии нагрузки на валу (холостой ход) он не сможет достигнуть скорости вращения поля. Объясняется это тем, что ток в роторе, а следовательно, и вращающий момент могут возникать только в том случае, если магнитное поле пересекает проводники ротора, т.е. когда . Так как при холостом ходе в машине существует небольшой тормозной момент , обусловленный механическим трением в подшипниках и трением ротора о воздух, то для его преодоления двигатель должен создавать вращающий момент, а поэтому должно выполняться неравенство . Ток и момент двигателя увеличиваются с ростом ЭДС в роторе, которая пропорциональна разности . При увеличении момента нагрузки на валу двигателя должен увеличиваться электромагнитный момент двигателя , вследствие чего возрастает разность . Таким образом, для рассматриваемого двигателя характерной особенностью является несинхронное (асинхронное) вращение его ротора с магнитным полем. Отсюда и его название – а с и н х р о н н ы й д в и г а т е л ь. Разницу между скоростями или частотами вращения ротора и поля принято оценивать величиной, называемой с к о л ь ж е н и е м : , (10) где: – частота вращения магнитного поля статора, об/мин: . (11) В зависимости от необходимой номинальной частоты вращения поля обмотки двигателя выполняют на соответствующее число пар полюсов . АД общего назначения выпускаются с синхронными частотами вращения 3000, 1500, 1000, 750, 600, 500 об/мин. АМ может работать также в генераторном режиме и режиме электромагнитного тормоза. Генераторный режим возникает в том случае, когда ротор с помощью постороннего двигателя будет вращаться в направлении поля со скоростью, большей скорости поля. Скольжение в этом режиме будет отрицательным. Теоретически можно как угодно увеличивать скорость ротора относительно вращающегося поля. Поэтому при работе АМ в генераторном режиме скольжение находится в пределах от . Если ротор под действием посторонних сил начнет вращаться в сторону, противоположную вращению поля, то возникает режим электромагнитного тормоза. Так как скорость ротора отрицательна, то согласно (10) скольжение в этом режиме будет.В режиме электромагнитного тормоза скольжение находится в пределах от . Таким образом, пределы изменения скольжения в АМ от до . На рис. 18 дана шкала скольжений, а также показаны направления скоростей ротора и поля для различных режимов работы машины.
Рис. 18. Пределы изменения скольжения АМ в различных режимах ее работы
Лабораторная работа № 4
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |