Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовые взгляды французских просветителей

Лекция 8

План:

1. Политико-правовые воззрения Шарля Луи Монтескье.

2. Жан Жак Руссо: анализ воззрений на государство и право.

 

 

Среди французских просветителей XVIII в. двое мыслителей уделяли особое внимание проблемам политики и юриспруденции: Шарль Луи Монтескье и Жан Жак Руссо.

Французский политолог и юрист Ш. Монтескье в своих работах обосновал принципиально новую методологию познания государственно-правовых явлений. По его мнению, ход истории определяется не божественной волей, не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. Применение историко-сравнительного метода, рационалистического и эмпирического подхода к исследованию государственно-правовой действительности, комплексный подход к изучению политико-правовых явлений выделили Монтескье из плеяды просветителей Нового времени. К числу его идей, получивших большой общественный резонанс и ставших впоследствии классическими, можно отнести следующие.

1. Понятие государств. По мнению ученого, общество не может существовать без правительства, а политическая власть предполагает союз некоторого количества семейств. Государство и есть сам такой союз, «великая семья», охватывающая все отдельные семьи. В ней при правильной организации каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути дела стремиться к общему благу. Государство немыслимо без правового регулирования, оно – общество, где есть законы.

2. Теория закона. Ученый определяет закон как необходимые отношения, вытекающие из природы вещей. Все, что существует имеет свои законы, есть они и у божества, и у мира материального, и у животных, и у человека. Монтескье выделяет законы человеческого существования, классифицируя их на религиозные, моральные, политические и гражданские. Первые необходимы потому, что человек ежеминутно забывает своего создателя, и Бог ежеминутно напоминает ему о себе в заветах религии. Наличие моральных законов обусловлено тем, что человек ежеминутно забывает самого себя, и философы направляют его требованиями морали. Человек, созданный для жизни в обществе, способен забывать своих ближних, поэтому законодатели призывают его к исполнению обязанностей посредством политических и гражданских законов.

3. «Законное» объяснение возникновения государства. Появление политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать через функционирование законов. Первый закон человека в естественном состоянии – страх, заставляющий трепетать дикарей в лесах и обращать их в бегство. С чувством слабости человек соединяет ощущение своих нужд, которое воплощается во втором естественном законе – стремлении добывать себе пищу. Чувство собственной нужды трансформируется в нужду в другом человеке, а осознание взаимности страха ведет к желанию сближения, так появляется третий естественный закон – просьба (как направленность чувства от себя к другому). Далее рождается четвертый естественный закон – желание жить в обществе. Однако это общественное состояние продуцирует войну. Каждое отдельное сообщество начинает сознавать свою силу, и возникает война между народами. Отдельные лица, ощущая силу, пытаются обратить в свою пользу выгоды общества – начинается война между отдельными лицами. Все это инициирует установление законов как ограничителей взаимных действий людей.

4. О духе законов. Законы, по мнению просветителя, должны отвечать некоторым требованиям. Во-первых, соответствовать свойствам народа, природе, физическим свойствам страны, ее климату, качествам почвы, размерам, образу жизни населения, религии, нравам и обычаям. Во-вторых, законы должны быть связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя и порядком вещей. Т.е. дух законов должен соответствовать духу нации. Таким образом, Ш. Л. Монтескье выявил причины, воздействующие на дух нации (и, следовательно, воплощающие в духе законов). Это причины физического свойства, определяющие жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости (климат, размеры и положение страны, численность населения и т.д.) и причины моральные, вступающие в действие с развитием цивилизации (принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи). Историческое развитие общества есть результат сложного взаимодействия объективных (физических) и субъективных (моральных) причин.

5. Учение о формах правления. При характеристики форм правления ученый пользовался двумя понятиями: природой правления (это отношения между правителями и управляемыми, определяемые тем, кому принадлежит власть) и принцип правления (душа, пружина государства, человеческие страсти, движущие народом). При демократии природа правления состоит в том, что верховная власть принадлежит народу, который в некоторых отношениях является государем, в некоторых – подданным. Принцип правления при демократии – политическая добродетель, представляющая собой любовь к Отечеству, равенство, предпочтение общественного благо частной пользе. При аристократии верховная власть находится в руках группы лиц, которые выделяются из народа в силу знатности, богатства, иных преимуществ. Принцип правления – умеренность, которая удерживает аристократию от произвола, побуждает ее действовать в соответствие с законами страны, что и позволяет народу забыть о своем бесправии. Природа правления монархии заключена во вручении верховной власти одному лицу, соблюдающему основные законы государства. Принципом монархии Монтескье называет честь, правила которой связывают монарха и подданных.При деспотии природа правления характеризуется отсутствием политико-правовых отношений между правителями и управляемыми. Эти отношения подменяются рабско-господскими. Принцип деспотии – страх, воспитание народа в духе рабской покорности, однако, по мнению просветителя «человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления. В деспотиях закономерны революции». В учении о формах правления видное место занимает противопоставление умеренных и неумеренных форм правления. Умеренные (демократия, аристократия, монархия) осуществляются в правовой форме, характеризуются разделением государственной власти между социальными силами и должностными лицами, осуществлением взаимного контроля и взаимных сдержек. При неумеренной деспотичной форме государственная власть осуществляется произвольно, нет ее четкого распределения, зато присутствует концентрация ее в одном лице, органе или сословии.

6. Идеальная модель государства будущего. В трудах Монтескье эта тема воплощена в проекте свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать граждан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечить политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. Свободу французский просветитель делил на два вида: естественную (характерную для догосударственного состояния людей) и политическую. Естественную свободу люди утратили в тот период, когда на смену догосударственному состоянию приходит общество, начинаются войны и раздоры, возникает необходимость принятия законов, благодаря которым люди опять станут равными. Политическая свобода есть право делать то, что дозволено законами. Монтескье отмечает, что произвол, злоупотребление властью вытекает из природы человека. «Известно по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении пока не достигнет положенного ему предела». Обеспечить гарантии защиты от произвола, верховенство права может только разделение властей. Для мыслителя разделение властей не только разграничение полномочий между органами власти, но и соотношение социальных сил в обществе. Нет подлинной политической свободы там, где основные должности в государственных органах занимают лица одного и того же сословия. Так, законодательная власть (выражение общей воли), чья главная задача – формулировать право, должна принадлежать народу. Исполнительной властью, осуществляющей законы, необходимо наделить монарха, т.к. эта сторона правления, требующая быстрого действия и лучше выполняется одним, чем многими. Судебную власть, карающую преступников и разрешающую столкновения частных лиц, Монтескье также предлагал передать лицам из народа. Судебные функции не должны связываться с богатством и знатностью. Задача судей – добиться, чтобы их решения и приговоры всегда были точным применением текста закона. В проектах Монтескье речь не идет о равновесии властей, у него законодательная власть играет доминирующую роль, т.к. создает законы, выражающие общую волю. Две другие ветви лишь реализуют и исполняют законы, их деятельность носит подзаконный характер.

7. Правила законодательной техники. Монтескье полагал, что при составлении и издании законов нужно соблюдать известные технические нормы. Во-первых, содержание законодательных предписаний должно быть сжатым. Во-вторых, слог законов должен быть простым. В-третьих, необходимо, чтобы слова законов вызывали у всех людей одни и те же понятия. В-четвертых, если в законе были точно определены известные понятия, не следует более возвращаться к неясным выражением. В-пятых, законодательные нормы не должны содержать формально-логических противоречий. В-шестых, законы не должны вдаваться в тонкости. «Они предназначаются для людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия простого отца семейства». В-седьмых, не следует вносить изменения в закон без достаточных к тому оснований. В-восьмых, мотивировка закона должна быть достойна закона. В-девятых, презумпция закона лучше презумпции человека. В-десятых, законам должна быть присуща определенная чистота. В-одиннадцатых, если закон устанавливает какое-либо наказание, следует по возможности избегать выражения его в денежной форме. В-двенадцатых, зачастую бывает полезным «испробовать закон, прежде чем установить его окончательно».

Помимо вышеперечисленных идей Монтескье были высказаны интересные соображения относительно мятежа как средства противодействия злоупотреблениями правителей, свободы слова, преодолении бедности государства, налогообложения, наказаниях за преступления, изменения нравов и обычаев народа и их связи с законами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция естественных прав: теоретико-правовая характеристика | Жан Жак Руссо: анализ воззрений на государство и право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.