Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональный анализ товарооборота

Региональный анализ товарооборота – изучение состояния и развития товарооборота каждого отдельного региона, характеристика межрегиональных товарных связей, исследование межрегиональных различий объема, уровня, структуры и динамики товарооборота.

Товарооборот региона складывается под воздействием совокупности факторов:

1. производственных;

2. финансово-экономических;

3. социально-демографических;

4. природно-климатических.

В регионах имеются существенные различия в формировании оптового и розничного товарооборота. Последний обычно ограничен пределами региона и ориентирован на проживающий в регионе контингент населения (кроме курортных районов и туристических центров).

Оптовый товарооборот, с одной стороны, в значительной мере связан с производственным потенциалом региона, с другой – с потребительским комплексом региона. Размеры оптовой продажи и оптовой покупки в регионе может существенно различаться от типа его экономики.

Существует три основных типа региональной экономики по признаку товарных связей:

1. автаркический (автаркия – греческое слово, в переводе означает «самообеспечение») – когда производство полностью удовлетворяет потребности (покупка равна продаже);

2. экспортный – когда объем производства превышает потребности региона, излишек товара вывозится (продажа превышает покупку);

3. импортный – когда объем производства не удовлетворяет потребности региона. Разница возмещается за счет ввоза товаров из-за его пределов (продажа меньше покупки).

Одним из методов анализа направления и размеров межрегионального обмена служит модель шахматного баланса с таблицей ввоза-вывоза. Суть модели заключается в расчете соотношения между объемом произведенных в регионе товаров, проданных в пределах региона и проданных в другие регионы. Другим аспектом расчета является соотношение между продажей товара в регионе на цели внутреннего потребления и товарами, закупленными за пределами региона и ввезенными в него.

Шахматный баланс раскрывает полную картину товарных связей и дает перечень регионов-партнеров, а также предостерегает против нерациональных товаропотоков.

Степень соответствия территориального распределения товарооборота величине региона, распределению производственных мощностей, финансовых ресурсов и т.п. измеряется так называемыми показателями географической ассоциации, в частности:

1. коэффициентом локализации, который рассчитывается по формуле:

,

где Xj – доля j-го региона в общем объеме факторного признака, %;

Yj – доля j-го региона в общем объеме результативного признака (товарооборота), %.

Чем ближе коэффициент локализации к нулю, тем больше совпадает распределение товарооборота с распределением данного фактора, и, следовательно, теснее с ним связано.

2. индексом локализации, который вычисляется по каждому региону и показывает в какой мере не совпадает доля региона в общем объеме товарооборота с долей изучаемого фактора:

.

Колеблемость индексов локализации может быть обусловлена региональной колеблемостью уровня жизни населения. Оценку региональным различиям можно дать с помощью коэффициента вариации товарооборота на душу населения, который рассчитывают по формуле:

;

;

.

Региональные различия могут быть также обусловлены территориальной колеблемостью цен. Можно исключить влияние данного фактора, если пересчитать фактический товарооборот каждого региона в единые для всей территории цены. В качестве таких цен можно выбрать среднюю цену товара, тогда товарооборот на душу населения рассчитывают по формуле:

;

.

В целях упрощения расчета часто региональные цены взвешивают по численности жителей региона, т.е.:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет и анализ товарной структуры товарооборота | Методология и организация процесса разработки управленческого решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.