Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая, сбытовая и финансовая политика, их формирование в процессе бизнес – планирования ПАС

 

Организационная структура управления ПАС в значительной мере определяет результативность взаимодействия подразделений и эффективность функционирования управляющей системы ПАС. Поэтому она должна строиться с таким расчетом, чтобы обеспечивать достижение целей организации с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. При проектировании организационных структур управления ПАС должны учитываться такие принципы, как соответствие организационной структуры содержанию деятельности объекта управления, способность к трансформации при необходимости, равномерность нагрузки на все звенья управления и сопряженность деятельности всех структурных подразделений ПАС.

В практике использования различают следующие типы организационных структур управления как формы разделения труда, закрепляющие определенные функции за соответствующими подразделениями:

1. Жесткие (бюрократические) оргструктуры -

– линейные;

- функциональные;

- линейно – штабные;

- ограниченного функционализма;

- матричные.

2. Гибкие оргструктуры – продуктовые;

- дивизионные;

- региональные.

Организационно – управленческая структура ПАС зависит от принципа производства работ, в соответствии с которым строиться технология производственного процесса.

Выбор производственной структуры с региональным, технологически обоснованным распределением функций по цехам, участкам и рабочим местам с учетом конкретных условий и технологических связей между всеми подсистемами и их элементами является основой для принятия многих решений организационного характера. Производственная структура управления системой ТО и ТР должна соответствовать принятой стратегии и организации функционирования ПАС.

На ПАС могут применяться три типа производственных структур: технологическая, предметная и смешанная (рис. 9.1).

Работа основного производства по технологической структуре строится по методу специализированных бригад. Каждая бригада специализируется на выполнении только одного из видов технических воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР), что обеспечивает технологическую однородность каждого участка, повышает производительность работ благодаря специализации.

При существующей планово – предупредительной системе ТО и ТР технологическая структура нашла широкое распространение при организации работ в основном производстве. Однако вследствие нарушения системного принципа, отсутствия взаимосвязи между видами технических воздействий усложняется управление всей системой, т. к. конечным результатом труда разрозненных групп рабочих является не автомобиль, а только определенное техническое воздействие. Это затрудняет осуществление контроля качества выполняемых работ и оплату труда по конечному результату.

Наиболее существенным недостатком структуры такого типа является низкое качество работ по обслуживанию и ремонту автомобиля как единого целого, что приводит к росту случайных отказов, увеличению простоев в ремонте и снижению коэффициента технической готовности парка автомобилей.

Предметная автомобильная структура отличается от агрегатной тем, что объектом труда ремонтных рабочих является не группа агрегатов, а автомобиль в целом. При такой организационно – управленческой структуре обслуживание проводится по потребности, определяемой диагностированием, одной комплексной бригадой за одну постановку автомобиля на ТО и ТР. К недостаткам структуры можно отнести необходимость универсализации ремонтных служб и их высокой квалификации.

Предметная автомобильная организационная структура систем ТО и ТР способствует повышению ответственности ремонтных бригад за техническое состояние АТС и улучшение качества ТО и ТР.

Смешанная предметно – технологическая структура управления организации работ обладает преимуществами и недостатками предметной технологической структур. Смешанная структура используется на некоторых ПАС для организации работ основного и вспомогательного производства. К смешанной структуре можно отнести ПАС, на которой по технологическому принципу обслуживаются и ремонтируются автомобили (ЕО и ТО-1), а агрегаты по предметному – ТО-2 и ТР.

Каждая из рассмотренных организационно – управленческих структур имеет свою специфику, свой метод организации производства, обладает определенными преимуществами и недостатками.

Для каждой из них характерна и своя организация рабочих мест, которые различаются типом производственных постов для выполнения основных операций и отдельных элементов технологического процесса, определяющего число этапов и последовательность выполнения технических воздействий.

Обслуживание и ремонт автомобилей могут быть организованы на специализированных постах, поточных линиях или универсальных постах.

Специализированные посты (СП) используются для выполнения отдельных видов обслуживания и ремонта. В основном производстве на СП могут производиться некоторые номенклатурные работы (смазочные, крепежные и т. д.). Диагностирование также может проводиться на СП.

Дальнейшим развитием метода СП является поточный метод организации работ (ПМ). При ПМ выполнения воздействий на каждом посту необходимо выполнять работы в строго установленном порядке за ограниченное время в соответствии с тактом линии. Однако объем того или иного воздействия на АТС является случайной величиной, зависящей от многочисленных факторов и имеющей большое расстояние от ее математического ожидания. Вследствие этого в работе простоя возникает большая асинхронность, что в ряде случаев приводит к потерям рабочего времени, простоям оборудования и АТС.

При плановой стратегии поставок АТС на ТО и ТР, целесообразным является использование предметной организации работ (автомобильной в основном производстве и агрегатной во вспомогательном). В этом случае работы в подсистемах диагностирования и вспомогательного производства, как правило, выполняются на специализированных постах, а в основном производстве – на универсальных постах.

Ценообразование это процесс формирования цен и их применения для получения максимума материальных ценностей и услуг при минимальных затратах. Ценообразование направлено на достижение в наибольшем объеме тех функций, которые возлагаются на цены. В соответствии с этими принципами формируются как методологические, так и организационные основы ценообразования.

 

           
 
Выбор и постановка задачи ценообразования
 
Определение спроса на АТУ
 
Анализ и оценка издержек производства АТУ

 


 


 

 

       
   
 
 

 


 

Рис. Общий алгоритм ценообразования на автотранспортные услуги (АТУ).

Механизм ценообразования, ценовая политика – сложный и тонкий инструмент рынка. С одной стороны, цена определяет доходность деятельности ПАС. При неизменном объеме деятельности повышение цены на единицу реализуемых услуг увеличивает доход предприятия. С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги ПАС. Повышение цены в условиях конкурентности снижает количество клиентов, обращающихся к услугам предприятия и, следовательно, уменьшает объем реализуемых услуг.

Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя этими тенденциями составляет содержание ценовой политики предприятия в условиях свободных цен. Ценообразование позволяет изменить имидж предприятия и может быть использовано в качестве средства конкурентности между предприятиями. Ценообразование можно считать правильным, если в течение длительного срока:

- товары и услуги автосервиса продаются;

- затраты на материалы и услуги возмещаются;

- образуется достаточный доход на вложенный капитал.

При формировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические задачи предприятия. Наиболее распространены следующие цели ценообразования.

Выживание предприятия. Эта цель рассматривается как краткосрочная. В условиях конкурентного рынка часто идут на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет свое значение.

Краткосрочная максимизация прибыли и повышение рентабельности, что увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирма. Реализуя эту цель предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывают долгосрочные перспективы работы на рынке.

Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Учитывая чувствительность рынка к уровню цены. ПАС устанавливает цену на минимального допустимом уровне в надежде на расширение ниши рынка. Это очень рискованная политика – может привести к развязыванию ценовой войны.

Завоевание лидерства на рынке и в определении цен. Эта цель под силу ПАС с гарантией обеспечения высокого качества услуг. В рыночных условиях существует три способа ценообразования:

а) Ценообразование на основе затрат.

Ценообразование ориентировано на затраты ПАС, возникающие в связи с производством и реализацией услуг. Цена, рассчитанная на основе затрат, показывает ту цену продукции и услуг, которые обеспечивают рентабельность их продукции. Слабостью ценообразования, основанного на затратах, является абстрагированием от положения на рынке и рыночных цен. Ценообразование, основанное на затратах, также не учитывает полезность товара или услуги для потребителя.

б) Ценообразование на основе спроса

Ценообразование, ориентированное на спрос, основывается на ценности, которую потре­бители получают от продукции. Ценность продукции для потребителей определяется общей по­лезностью продукции по сравнению с её ценой.

в) Ценообразование на основе конкуренции

В ценообразовании, ориентированном на конкуренцию, важнейшим критерием опреде­ления цены являются цены конкурентов. Предприятию приходится выбирать свою цену, срав­нивая её с ценами конкурентов. В соответствии с положением на конкурентном рынке и целями предприятия выбирается цена выше, ниже или на том же уровне, что и цена конкурентов.

Чётко налаженный механизм ценообразования основывается на принципе, при котором как подъём, так и снижение цены вызывает уменьшение прибыли. Ценообразование является для руководства предприятия центральным средством управления и к нему необходимо отно­ситься с наибольшей степенью серьёзности.

Цены, кроме исключительных случаев, не могут быть ниже действительных затрат на единицу продукции. Предприятие также не может функционировать в течении продолжитель­ного периода времени, если не выполняются требования минимальной прибыли, в случае, если цена, получаемая на рынке не обеспечивает необходимого уровня прибыли, необходимо выяс­нить возможности снижения затрат, рассмотреть вопрос о целесообразности своей деятельно­сти..

Снижение цен непосредственно влияет на прибыль. Для сохранения валовой прибыли на прежнем уровне при снижении цен, необходимо дополнительное увеличение объёма реализации продукции.

Если валовая прибыль предприятия, например, составляет 30 % и предоставля­ется 10 % скидка, то реализацию необходимо увеличить на 50 %, чтобы сохранить данный уро­вень прибыли. Необходимо помнить, что льготы в условиях оплаты также означают скидку.

Краткое руководство по ценообразованию на примере предприятия обслуживания

В практике ценообразования чаще всего исходят из величины собственных затрат. К за­тратам прибавляют соответствующую потребность в прибыли. При определении конечной цены принимают во внимание состояние спроса и конкуренции, сложившиеся на рынке.

Минимальную стоимость часа предоставляемых услуг можно рассчитать следующим об­разом:

1. Рассчитываются годовые постоянные расходы

2. Рассчитываются годовые расходы по процентам

3. Рассчитывается величина списаний (амортизации)

4. Рассчитывается необходимая прибыль (нетто-доход предпринимателя)

5. Рассчитывается количество оплачиваемых рабочих часов в течение года

6. Подсчитываются затраты (итог пунктов 1.2.3 и 4). Таким образом получают потреб­ность в валовой прибыли.

Минимальная цена часа = зарплата с начислениями + валовая прибыль

Оценка финансового состояния предприятия

Предприниматель должен постоянно следить за экономическим положением своего предприятия. При оценке хозяйственно-финансового положения предприятия важно сохранить комплексный подход. Оценка финансового состояния предприятия включает множество показа­телей, которые необходимо упростить и систематизировать на основе соотношений, установ­ленных между ними, все показатели экономического положения предприятия можно разделить на три группы. Это показатели рентабельности, платежеспособности и финансовой устойчиво­сти.

Рентабельность

Основной вопрос, на который даёт ответ показатель рентабельности предпри­ятия, достаточен ли доход? Рентабельное предприятие работает с прибылью, т.е. доходы пред­приятия превышают его расходы. В годовом отчёте отчёт о финансовом результате составляет основной источник для оценки рентабельности. В то же время рентабельность предприятия нельзя точно определить до корректировки отчёта о финансовом результате. В корректирован­ном отчёте о результате:

- расходы подлежат проверке и непроизводственные расходы умышленно не исключают­ся;

- амортизационные отчисления соответствуют запланированным на хозяйственный пери­од;

- нет случайных доходов; все доходы относятся к основной коммерческой деятельности или являются регулярными.

Рентабельность Можно рассматривать с трёх точек зрения:

1. Структура затрат и сравнение с предприятиями данного вида деятельности Расчёт ре­зультата можно упростить тем, что оборот принимают за 100%. Все прочие статьи относят к обо­роту и определяют их долю в обороте в процентах. После этого возможно сравнение структуры затрат и доходов своего предприятия с другими предприятиями данного вида деятельности.

2. Доход от капитала. Кроме проверки отчёта о результате, необходимо постоянно сле­дить за уровнем дохода от капитала. Уровень дохода от капитала показывает результативность вложенного в хозяйственную деятельность капитала. У преуспевающего предприятия доход от капитала более 25 %.

3. Достаточность ре зультата

При расчёте результата необходимо оставить достаточно денег в распоряжении предпри­ятия. Финансовый результат показывает возможность финансирования из дохода.

Финансовый результат должен быть достаточно большим. Денег должно остаться столь­ко, чтобы одновременно иметь возможность обеспечить возврат взятых ссуд, долю собственно­го финансирования осуществляемых инвестиций и распределение прибыли.

Каждое предприятие подходит к проблемам ценообразования по – своему. В небольших фирмах цены обычно устанавливает руководство. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формируют цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов.

Маркетинговые цели и издержки предприятия служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары и услуги. Прежде чем установить окончательную цену, ПАС учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных продаж продукции и услуг. Независимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию и услуги, во внимание принимаются общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости продукции и услуг.

Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к проблеме цены довольно ясен. Стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке.

В условиях рыночной экономики искусство управления сосредоточивается на использовании внутреннего потенциала ПАС, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что в свою очередь требует совершенствования приемов и методов финансового управления ПАС.

Стратегические и тактические направления деятельности, ориентиры ПАС в бизнесе определяют следующие задачи, от решения которых зависит успех функционирования предприятия:

- организационно – управленческая и финансово – экономическая оценка состояния дел на данный момент;

- выявление потенциальных возможностей деятельности ПАС с акцентированием внимания как на сильных, так и на слабых сторонах;

- формирование инвестиционно – проектных целей этой деятельности на планируемый период.

Решение этих многофакторных задач позволит обеспечить бизнес – план – программный документ, дающий детальные пояснения, как будет происходить управление бизнесом для увеличения прибыльности предприятия и возвратности инвестиций, который предназначен для принятия инвестором и кредитором решения о финансировании намеченных в плане инвестиций.

В бизнес – плане излагаются возможности предприятия автосервиса, подробности финансирования его на рынке, а также дается оценка ресурсов. Необходимых для достижения целей предприятия в условиях конкурентности.

Стабильность роста зависит от эффективности планирования. На первом этапе производится оценка текущего состояния дел, т. е. своего бизнеса и рынка.

При оценке сильных и слабых сторон бизнеса производится анализ услуг и их маркетингово­го комплекса. Если услуга пользуется спросом, надо выяснить почему, т.е. преимущества этой услуги. Совокупность преимуществ услуги есть ее маркетинговый комплекс

Центральной в теории маркетинга является идея, суть которой в том, что каждый рынок включает в себя обособленные сегменты, у каждого из которых специфические требования к услуге.

Если предприятие приведет свою услугу в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше конкурентов, оно сможет увеличить долю своего участия в рынке, а следовательно, и прибыль.

Оценку услуги предприятие может считать положительной, ответив «Да» на большинство следующих вопросов:

- Определен ли сегмент рынка, на который нацелена услуга?

- Ясны ли запросы клиентов?

- Определены ли преимущества услуги?

- Можно ли эффективно довести услугу до клиентов?

- Успешно ли конкурирует предлагаемая услуга с услугами других исполнителей в отношении качества, цены, стимулирования спроса, места расположения?

- Есть ли идеи по развитию новых услуг?. \

- Обладает ли предприятие сбалансированным ассортиментом услуг?

Последние два вопроса задаются при бизнес-планировании производства новой услуги на уже существующем предприятии автосервиса. Кроме того, при таком бизнес-планировании не­обходимо дать характеристику персонала предприятия и его руководства, а также охарактеризо­вать имущество предприятия. При этом следует обратить внимание на сроки амортизации иму­щества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене.

После анализа своего бизнеса необходимо оценить рынок, его возможности и проблемы. Эта оценка имеет три составляющие - оценка клиентуры, конкурентов и экономического окружения предприятия.
Оценка клиентуры может считаться положительной, если на большинство следующих вопро­сов можно ответить положительно:

- Соответствуют ли показатели качества услуг уровню этих показателей в регионе?

- Возможно ли повышение качества услуг, оказываемых предприятием в будущем?

- Сохраняться постоянные клиенты у предприятия?

- Отсутствуют ли жалобы у клиентов?

- Получается ли со стороны клиентов какая-либо информация о возможности переориен­тации на другой сегмент рынка или разработки новых услуг?

Небольшие предприятия автосервиса являются наиболее уязвимыми для конкуренции со сто­роны крупных. Поэтому большинство из них ищет ниши, где они были бы защищены от конку­ренции, которая является одним из основных источников проблем в экономическом окружении предприятий. Анализируя свою конкурентоспособность, составитель бизнес-плана должен в первую очередь определить своих главных конкурентов. Их сильные и слабые стороны по каж­дому из показателей маркетингового комплекса: цене, рекламе, продвижению продукции на рынке услуг и месту их предоставления.

Ответив утвердительно на следующие вопросы, предприятие может считать, что оценка конку­ренции на рынке в его пользу:

- Знает ли предприятие своих главных конкурентов?

- Есть ли информация о размерах прибыльности и принципах ведения дел у конкурентов?

- Конкурентоспособны ли услуги в отношении цены, производительности и качества?

- Представляет ли трудность для конкурента оказывать те же услуги?

Экономическое окружение оценить трудно, особенно малым предприятиям. Нужно предуга­дать изменение экономики в целом, изменение процентных ставок, курсов валют, цен на сырье, появление новых законов, изменение технологий оказания услуг, появление новшеств в оказа­нии планируемых услуг.

После того, как предприятие оценило общую ситуацию своего бизнеса, оно может начинать планировать на будущее. Первым делом, необходимо сформулировать основные направления деятельности. Это поможет предприятию понять природу своего бизнеса, а также определиться в том, каким он будет в. будущем.

Формулировка основных направлений деятельности определяет количественно обоснованные цели, которые должны быть ограничены во времени, реалистичны и достижимы. Они позволят предприятие точно знать, к чему оно стремится, а также оценить, когда это будет достигнуто.

И основные направления, и цели говорят о том, чего предприятие хочет достичь в бизнесе.

С формулирования основных направлений деятельности начинается весь процесс планирова­ния. Они очерчивают границы бизнеса предприятия, определяемые его сильными и слабыми сторонами. Это необходимо для того, чтобы представлять себе возможности бизнеса и не тра­тить понапрасну усилий, пытаясь добиться успеха в тех областях, в которых у предприятия не­достаточно опыта.

Цели, которые ставит предприятие, должны быть количественно определенными, огра­ниченными во времени, реалистичными и достижимыми. Если цели удовлетворяют этим критериям, то они помогут предприятию и послужат своего рода шаблоном, по ко­торому оно сможет судить об эффективности своей деятельности. Количественно обос­нованные цели должны отражать формулировку основных направлений деятельности. Направления и цели показывают, чего хочет достичь предприятие. Задачи и действия показы­вают, как этого достичь.

Формулировка основных направлений деятельности помогает поставить цели церед бизнесом. И основные направления, и цели говорят о том, чего хочет достичь предприятие, следующая стадия - сформулировать их так, чтобы они показывали, как предприятие хочет этого достичь, определив при этом задачи, которые необходимо решить. Эти задачи должны отражать ту стра­тегию, которая принята для достижения целей. Стратегия - это последовательность действий, которая включает общую координацию всех основных управленческих функций.

 

 
 


 

 
 


 

               
 
Маркетинговые
 
Бухгалтерия
 
Эксплуатационные
 
Кадровые

 


 

 

 

 

 

Рис. 9.1. Структура управленческих функций.



Стратегия должна состоять из серии простых задач. Бизнес- план должен дополняться более детальным - планом действий. Бизнес-план может ис­пользоваться как дополнение к кредитному договору.

При анализе бизнес-плана инвестор или эксперт финансовой организации может опирать­ся на;

• отчетную информацию фирмы, подготовившей бизнес-план,

• статистические справочники и журналы, каталоги, периодическую печать,

• аудиторские учреждения.

 
 

 

 


Рис. 9.2. Структура методов оценки информации

 

Функциональные элементы бизнес – плана и их содержание:

Титульный лист бизнес – плана включает:

· название фирмы - и ее адрес;

· имена и адреса комитета по транспорту;

· суть предлагаемого проекта;

· стоимость проекта;

· ссылку на секретность.

Описание кампании.

В этом разделе бизнес-плана необходимо кратко сказать о характере деятельности, производственно-сбытовой и организационной структурах, финансовом положении, ре­гионе и престиже фирмы. Типовое содержание сведений о фирме должно включать:

а) полное и сокращенное наименование фирмы;

б) почтовый адрес фирмы, страну регистрации, номер расчетного счета в банке (и в каком банке), номер телекса, телефакса и телефона;

в) величину фирмы (крупная, средняя, малая), величину капитала, активов, оборотов,
объемов продаж; занимаемое фирмой место среди крупнейших компаний, производящих дан­ную продукцию (и какое);

г) характер собственности фирмы, -
д) характеристику фирмы по капиталу и контролю (национальная, иностранная, смешанная);

е) год основания и пути развития фирма (данные по крупным слияниям, реорганизациям,
изменению наименования фирмы, изменению.юридического статуса);

ж) сферу деятельности;

з) основные услуги; ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции,

и) банки, через которые фирма осуществляет свои операции,

к) состав руководящих органов, организационную структуру аппарата управления, чис­ленный и персональный состав правления, фамилии основных административных лиц фирмы,

л) производственную и материально-техническую базу фирмы, число и местонахождение предприятий, их мощность,

м) число занятых на фирме, количество основного промышленного персонала, вспомога­тельных рабочих, численность аппарата управления;

н) основные показатели финансового положения и деятельности фирма за ряд лет и послед­ний год,

о) производственно-технические и прочие связи с другими фирмами (указать наименова­ние фирм и формы связей).

В настоящее время в России нет единых нормативных требований к составлению бизнес – плана обоснования проекта автосервисного предприятия и его функционирования. На практике каждый предприниматель выбирает свой вариант построения бизнес – плана. Бизнес – план автосервисного – предприятия рекомендуется разрабатывать по следующим основным разделам:

1. Резюме (концепция проекта).

В резюме указывается назначение проекта сервисного центра, обеспечивающего ТО и ремонт автомобилей, продажу запасных частей и сопутствующих материалов, оказание дополнительных услуг автовладельцам.

Приводятся сведения о размерах предприятия по численности работающих, количество постов и объемы работ по основным видам деятельности.

Прогнозируются ожидаемые финансовые результаты, в том числе себестоимость работ, объемы продаж, рентабельность, размеры уставного капитала и источники финансирования, расчетный срок окупаемости инвестиций на создание проекта.

2. Оценка спроса на сервисные услуги.

Особенностью бизнес – плана проектируемого ПАС по сравнению с действующими на рынке автосервисных услуг является то, что маркетинговое изучение спроса на услуги и состояния конкуренции на рынке осуществляется раньше, чем дается характеристика проектируемого ПАС.

Изучение спроса на услуги позволит установить место размещения предприятия, его специализацию и мощность.

В этом разделе бизнес – плана дается характеристика основных клиентов, для ТО автомобилей которых создается ПАС. Прежде всего необходимо выделить крупных автовладельцев; по каждому из них привести сведения о численности и составе АТП по маркам и модификациям АТС, интенсивности их эксплуатации по пробегу, информацию о тенденциях развития предприятий – автовладельцев, их финансовом состоянии.

Устанавливается число автомобилей, принадлежащих населению населенного пункта.

С крупными автовладельцами целесообразно заключить договора на ТО и ремонт АТС, предусматривающие применение разнообразных льгот и преференций, позволяющих удержать их на длительное время.

В начале функционирования ПАС огромное значение имеет активная рекламная компания.

Маркетинг на стадии создания автосервисных предприятий должен быть направлен на привлечение клиентов лучшими условиями обслуживания, чем у тех СТО, где они обслуживаются в настоящее время:

- первоочередным ТО без многодневного ожидания;

- высоким качеством работ;

- организацией, при необходимости, вечернего сервиса;

организацией кратковременного ремонта без предварительной записи;

- низкими ценами на запчасти и сопутствующие товары;

- контрольно – диагностическими работами;

- регулировкой углов установки управляемых колес; топливной аппаратуры бензиновых и дизельных двигателей, тормозной и зажигания систем, фар, рулевого управления и др.;

- электротехнические работы на автомобиле и др.

Дополнительные услуги: установка дополнительного оборудования, замена дисков и шин, установка тонированных стекол, установка охранных систем, звукового оборудования и т. д.

Торговля запасными частями, продажа аксессуаров, технологических жидкостей, необходимых для ремонта и обслуживания, шин и дисков должны вести для тех автомобилей, которые обслуживаются на ПАС и соответствуют его специализации. Универсальные материалы, которые могут использоваться на других АТС, отпускаются всем покупателям, а не только клиентам ПАС.

3.Эффективность функционирования ПАС в значительной степени зависит от места его размещения. ПАС должна быть не только удобно расположена, но и обустроена таким образом, чтобы быть заметной и оставлять хорошее впечатление.

Исходными данными для проектирования ПАС являются:

– число автомобилей, планируемых обслуживать в течение года и тип станции обслуживания – универсальная или специализированная по определенной модели АТС;

- число заездов в АТС на станцию обслуживания в год (для города) и в сутки (для дорожных станций);

- режим работы станции обслуживания.

На основе расчетного числа рабочих постов по моделям автомобилей, а также данных об имеющихся станциях – конкурентах, где планируется строительство СТО и ремонта, производится технико – экономическое обоснование, в результате которого определяется целесообразность проектирования станции обслуживания, ее тип и мощность.

Бизнес – планирование носит внутрифирменный характер и служит способом обоснования принятия решения как на стадии создания предприятия, так и на стадии его функционирования. Бизнес – планирование позволяет стимулировать цель и задачи предприятия автосервиса на предстоящей период, определить потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, оценить эффективность их использования. Вести успешную предпринимательскую деятельность без бизнес – плана практически невозможно. Его наличие дает возможность строить деловые отношения с коммерческим банком и другими инвесторами по вопросам финансирования.

 

Тема 10. Цели, задача, классификация и порядок разработки нормативно – технической документации.

 

Сферы деятельности автосервисных предприятий: техническое обслуживание и ремонта АТС, оборудование для ТО и ТР, средства механизации и др. – регламентированы правилами и нормами, которые могут быть государственными, отраслевыми и нормативами предприятия. Всего в системе автотранспорта России действует свыше 500 наименований нормативных, конструкторских и технологических документов, в том числе: 175 наименований документов по техническому обслуживанию; 104 – по капитальному ремонту; 102 – стандартизации и метрологии; 77 – по текущему ремонту; 19 – по оборудованию для ТО и ТР автомобильной техники; 17 – по диагностике; 11 – по ремонту и обслуживанию шин.

Нормативная база представляет собой систему норм, устанавливающих количественные характеристики использования различных ресурсов, показателей, параметров состояния автомобилей и процессов.

Использование государственных и отраслевых нормативов не вызывает каких – либо осложнений в работе. Каждое предприятие в силу специфики вырабатывает нормы и нормативы (например, расхода топлива, шин в зависимости от режимов движения, дорожно – маршрутных условий и т. п.) с учетом фактических положений дел и потребностей производства.

Разработка нормативов предприятий опирается на достижения современной науки и техники, передового опыта с учетом директив и требований государственных актов.

Государственные и отраслевые нормативы регламентируются соответствующими нормативно – техническими документами.

Государственные стандарты определяют техническую политику в области автомобильного транспорта и включают:

- справочно – расчетные таблицы по начислению сумм на восстановление износа и ремонт автомобильных шин на 1000 км. Пробега;

- временные линейные нормы расхода жидкого топлива и газа для автомобильного транспорта;

- амортизацию на полное восстановление и ремонт АТС.

Отраслевые нормативы включают:

- положение о техническом обслуживании и ремонте АТС (I и II части);

- нормы затрат на ТО и ремонт автомобилей;

- инструкцию по получению, хранению, выдаче и учету топлива и смазочных материалов;

- правила эксплуатации автомобильных шин;

- руководство по диагностике технического состояния автомобильного транспорта;

- типаж гаражного оборудования и специализированного инструмента для АТП и БЦТО Минтранса РФ;

- методику определения экономической эффективности от внедрения мероприятий новой техники, изобретений и рационализаторских предложений на предприятиях и организациях Минтранса РФ.

- методику определения экономической эффективности от внедрения мероприятия новой техники, изобретений и рационализаторских предложений на предприятиях и организациях Минтранса РФ.

Предприятия разрабатывают нормативы по следующим элементам системы:

- предельные нормативы периодичности ТО – 1 и ТО – 2 с учетом возраста автомобилей и условий эксплуатации;

- нормативы на объемы работ, ТО ТР автомобилей предприятия в соответствии с конкретными условиями эксплуатации;

- нормативы на предельно допустимые состояния элементов автомобиля в результате проведения экспериментальных работ, исходя из конкретных условий эксплуатации и применения имеющейся на предприятии диагностической аппаратуры;

- нормативы на необходимый оперативный запас элементов оборотного фонда на промежуточном и центральных складах;

- дифференцированные нормы расхода запасных частей на автомобили в зависимости от пробега и условий эксплуатации;

- дифференцированные нормы расхода топлива автомобилями в зависимости от условий эксплуатации;

- предельно допустимые значения параметров состояния элементов АТС, влияющих на расход топлива;

- дифференцированные нормы гарантийного пробега шин в зависимости от условий эксплуатации;

- предельно допустимые значения параметров состояния элементов АТС, влияющих на ресурс шин;

- предельное время простоя автомобилей на технических воздействиях и др.

Система менеджмента предприятия помимо нормативов должна быть обеспечена эффективной нормативно – технической документацией: документально – справочной, официальными актами, формами и т. д. В процессе оказания автосервисных услуг на предприятиях различного назначения и специализации складываются регулярные документальные потоки по каналам прямой и обратной связи, позволяющие целенаправленно совершенствовать организацию функционирования предприятий автосервиса.

Разработка НТД, определение порядка и сроков ее внедрения в производство должна выполняться в соответствии с графиком документооборота предприятия. Графики документооборота разрабатывается в виде схемы или перечня работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. В график включаются работы по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту АТС, выполняемые каждым подразделением предприятия с учетом их взаимодействия. Квалифицированная разработка НТД и внедрение ее в технологический процесс предприятия автосервиса обеспечивают четкую организацию работ ПАС и выполнение своих функций каждым работником, а также позволяет усилить контроль за качеством выполнения работ по ТО и ТР автомобилей.

Для каждого предприятия автосервиса график документооборота разрабатывается с учетом его конкретных особенностей, вида деятельности, структуры управления и по каждому НТД включает следующие разделы:

- порядок разработки документа, ответственный и срок исполнения;

- порядок проверки и согласования документа, ответственный и срок исполнения;

- порядок внедрения в технологический процесс производства ТО и ремонта, ответственный – руководитель участка, зоны, цеха и срок исполнения;

- передача оформленного документа в архив на длительное хранение и многоразовое использование.

В системе управления ПАС действует целый ряд связей: организационных, информационных и экономических. Функционирование порождает и специфические потоки информации, непосредственно используемой в менеджменте и маркетинге управления предприятием. Обеспечение единства организационных, информационных и экономических связей позволяет эффективно управлять внутренними и внешними процессами автосервиса.

Документальные системы управления ТО и ремонтом, эксплуатацией автомобильного транспорта можно разделить на следующие группы, представленные на рис. 10.1.

 

3.4 Заработная плата

       
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 
   
 

 

 


Рис. 10.1. Классификация нормативно – технической документации системы управления эксплуатации, ТО и ремонта АТС

1. Исходная документация: путевой лист, НТД учета ТО и ТР, накладные.

2. Оперативная документация:

- оперативный план – отчет ТО (Д);

- карта диагностирования Д – 1 и Д – 2;

- суточный сетевой график выполнения ТО и ТР;

- карта диагностирования по элементам автомобилей;

- график постановки АТС на технические воздействия.

3. Накопительная документация:

- лицевая карточка автомобиля;

- накопительная карта диагностирования;

- лимитная карта автомобиля;

- заборная карта;

- накопительный журнал схода автомобилей с линии;

- карточка учета работы автомобильных шин;

- лицевые карточки автомобиля и водителя по расходу топлива;

- паспорт или бортовой журнал текущего состояния автомобилей и качества работы водителей;

- карта учета отказавших элементом автомобиля, сданных на промежуточный склад.

Основной исходный НТД является путевой лист, дающий информацию о пробеге автомобиля, о транспортной работе водителя, о расходе топлива, о нахождении автомобиля в наряде и др. Листок учета ТО и ТР дает первичную информацию об отказах, пробеге и необходимых технических воздействиях на автомобиль.

Информация, внесенная в путевой лист и листок учета, позволяет всем подразделениям предприятия решать вопросы, связанные с функционированием предприятия: материально – техническое обеспечение, проведение ремонтно – профилактический работ с АТС, зарплата, доходы, расходы, прибыль и т. д.

Товарно – транспортные накладные выдаются на перевозку грузов АТС. В них указываются грузополучатель, плательщик, АТП, модель автомобиля и прицепа, водитель, наименование грузов, его количество, стоимость время погрузки, транспортировки, расстояние перевозки.

Оперативная документация формируется в реальном времени и реализуется в течение рабочей смены.

Оперативный план – отчет (ОПО) постановки автомобилей на ТО – 1 (Д-1), ТО- 2 (Д-2) по фактическому пробегу составляется план ТО ежесуточно. Исходным материалом для планирования служат данные лицевой карточки АТС по ежесуточному пробегу каждого автомобиля. Зная ежесуточный пробег автомобиля и нормативную периодичность ТО – 1 (ТО – 2), определяют дату постановки автомобиля на техническое воздействие.

Оперативный план – отчет составляется в пяти экземплярах: в ПТО; диспетчеру по эксплуатации, который ставит штамп в путевом листе о постановке АТС на следующую смену в ТО – 1 или ТО – 2; механику КТП, который направляет АТС на технические воздействия; диспетчеру производства для контроля и оперативного воздействия на технологический процесс; руководителю ТО – 1, ТО – 2 для контроля выполняемых операций.

При постановке АТС на ТО и ремонт оформляется акт приемки, в котором фиксируются:

- комплектность автомобиля;

- видимые наружные повреждения и дефекты;

- передаваемые заказчиком запасные детали;

- объем и стоимость работ по ТО и ремонту АТС.

К первичным документам на ТО и ремонт АТС относятся:

- заявка на ТО и ремонт;

- талон на специальные виды работ;

- приемо – сдаточный акт;

- заказ – наряд;

- журнал учета заказов.

Заказ на выполнение ПАС работ по ТО и ремонту автомобиля подается в форме заявки. Заказчик заполняет графы по виду заказываемых работ и личные данные. В заявке указывается неисправность автомобиля и вид оказываемых услуг, подписывается ответственным лицом ПАС. Заказ на выполнение дополнительных работ оформляется талоном (балансировка колес, колес мойка и др.). Приемо – сдаточный акт оформляется при приемке АТС на ТО и ремонт, служит квитанцией на принятый от заказчика автомобиль, запасные части и материалы.

В заказ – наряде указываются соответствующие прейскуранту и согласованные с заказчиком виды работ, объемы, стоимость и сроки выполнения заказа, а также материальные ценности, необходимые для выполнения этих работ. В заказ – наряде отмечается: кто принял заказ, проверил объем и качество выполненных работ, а также возможные претензии заказчика по качеству и стоимости выполненных работ.

Карты диагностирования Д – 1 и Д – 2 предназначены для записи диагностической информации о техническом состоянии узлов, агрегатов и механизмов, обеспечивающих работоспособность автомобиля и безопасность его движения. Источник информации может быть субъективным, использующим органы чувств оператора – диагноста, и объективным, использующим аппаратуру и стенды оценки состояния автомобиля.

Суточный сетевой график технических воздействий на постах ТО и ТР ведется в зависимости от режима работы производственной зоны в одну, две или три смены. В графике расписаны все посты ТО и ТР, имеющиеся на предприятии, и время работы по часам каждого из них в течение суток. На каждом посту оперативно отмечается время постановки автомобиля на пост, норматив простоя и фактическое время убытия автомобиля с поста. Здесь же отмечается количество персонала в бригадах ТО и ТР, занятого на постах, а также автомобили, переходящие из-за нехватки времени для ремонта на следующие сутки.

Карта диагностирования по элементам автомобиля, определяющим ресурс расход топлива, составляется на автомобили, имеющие неравномерный, ускоренный износ шин в процессе их эксплуатации, либо на автомобили, перерасходующие топливо. При наличии на предприятии персональных ЭВМ эти работы значительно ускоряют процесс обработки документов и более объективно оценивают работу шин и расход топлива автомобилями. В карте указаны все элементы автомобиля, оказывающие влияние на ускоренный износ шин либо на перерасход топлива.

Имея карту диагностирования, автомобиль, ставя на пост диагностики, где диагност проверяет состояние элементов автомобиля согласно параметрам, указанным в карте. При необходимости выполняются технические воздействия с целью приведения технического состояния элементов в соответствие с нормативами.

На автомобиль с повышенным износом шин либо с перерасходом топлива составляется график постановки автомобиля на технические воздействия. График составляется по учету расхода топлива и учету и учету работы автомобильных шин на основе анализа накопительных карт, учитывающих расход топлива автомобилями и работу автомобильных шин в процессе эксплуатации. График составляется для тех же лиц, что и оперативный план – отчет.

К накопительной документации относятся формы документов, предназначенные для заполнения их в течение месяца, года и т. д.

Лицевая карточка автомобиля предназначена для планирования ТО, учета и анализа выполнения ТО и ремонта и корректирования плана ТО по конкретному автомобилю с учетом фактического пробега и простоев в ремонте. Составляется и ведется техником по учету подвижного состава на основе периодического проведения ТО с учетом специфики работы предприятия; периодичности проведения предупредительного ремонта; суточного пробега автомобиля; режима работы АТП. Лицевая карточка учитывает работу автомобиля помесячно и ежедневно.

На основании лицевых карточек выписываются суточные оперативные планы – отчеты постановки автомобилей на ТО. Отметки о выполнении ТО и ремонта производятся в лицевой карточке с помощью условных сокращений на основании информации, содержащейся в поступающих планах – отчетах ТО и листках учета.

Отметки о ежедневных пробегах с нарастающим итогом и простоях автомобилей проставляются по сведениям, поступающим из отдела эксплуатации. При стабильных ежедневных пробегах подвижного состава планирование ТО может осуществляться по принципу месячного календарного графика. На обратной стороне лицевой карточки записываются данные по поставленным на автомобиль агрегатам: дата их постановки и снятия, пробег автомобиля. Лицевая карточка храниться в техническом отделе предприятия.

Накопительная карта диагностирования ведет учет данных о техническом состоянии автомобиля, накапливая их сначала эксплуатации и до капитального ремонта. Данные о состоянии списываются с карт диагностирования Д – 2по 40 – 50 параметрам, обеспечивающим работоспособность автомобиля. Накопительные объективные данные позволяют решать целый ряд задач, связанных с периодичностью и объемами технических воздействий, с запасами элементов, необходимых для оборотного фонда, с ресурсом элементов автомобиля, с топливной экономичностью подвижного состава и т. д.

Накопительная карта диагностирования ведется диагностом и реализуется в группе учета и анализа.

Лимитная карта определяет и суммирует отпущенные запасные части и материалы со складов предприятия по каждому автомобилю с начала и до конца его эксплуатации в номенклатурном и стоимостном выражении с учетом инфляции. Необходимость ведения такой карты диктуется тем, что в сочетании с другими расходными документами она позволяет определить суммарный уровень расходов на данный автомобиль и в сравнении с доходами получить информацию о прибыльности автомобиля. Лимитная карта выполняется кладовщиком склада и находится в группе учета и анализа информации.

Заборная карта выполняется на каждый вид материала и на все запасные части, поступающие на склады предприятия извне, с указанием наименования, шифра детали, узла, агрегата, а также их стоимости.

Списание материалов и запасных частей с заборной карты, находящейся на складе, производится в лимитную карту конкретного автомобиля.

Накопительный журнал суточного распределения автомобилей находится на контрольно – техническом пункте (КТП) предприятия и ведется контрольным механиком, где исходя из списочного количества подвижного состава ПАТ, все автомобили расписывают по их местонахождению в данный момент времени, например, на 8 часов утра: на линии, в ТР, ТО – 2, в ожидании ТР или капитального ремонта. Такое распределение автомобилей предприятия дает возможность определить оперативные коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию.

Накопительный журнал схода автомобилей с линии по техническим причинам также находится на КТП и оформляется на автомобили, отказавшие в процессе первой половины линейного времени. В журнале указывается время схода с линии, номер автомобиля, причина схода, время последующего выхода на линию и суммарное время простоя. Данная информация позволяет выявить тяжесть отказов и возможность предупреждения их с помощью диагностики.

Карточка учета работы автомобильной шины составляется на каждую шину (новую, восстановленную, бывшую в эксплуатации), устанавливаемую на автомобиль. В карточке записываются основные данные по шине: ее обозначение, модель, завод – изготовитель, ГОСТ, номер, а также номера автомобиля и прицепа; дата установки и снятия шины с автомобиля; техническое состояние в процессе эксплуатации, в том числе глубина рисунка протектора по мере его износа, и причина снятия шины.

При периодическом осмотре шины и изменении высоты рисунка протектора, например, при проведении ТО – 2 устанавливается фактический износ шины и сравнивается с нормативным. При преждевременном износе устанавливается его причина путем заполнения карты диагностирования и проведения необходимых технических воздействий.

Карточки по учету расхода топлива заполняются на водителя и автомобиль. Двойной контроль связан с тем, что на одном и том же автомобиле могут работать разные водители. В карточке записываются фамилия. Имя, отчество водителя, число, месяц, номер путевого листа, номер автомобиля и расход топлива по норме и фактический, а также экономия или перерасход. Карточка заполняется ежедневно техником по учету расхода топлива. В случае перерасхода оформляется карта диагностирования по отдельным элементам автомобиля, определяющим расход топлива. Автомобиль после диагностирования подвергается техническим воздействиям по тем элементам, которые не соответствуют НТД или оптимальному техническому состоянию. Формирование и движение нормативно – технической документации в системе технического обслуживания и ремонта, а также эксплуатации автотранспортных средств приведено в табл. 10.1.

Таблица 10.1.

№ п/п Вид документа Шифр Где, кем формируется Движение документа
  Паспорт текущего состояния автомобиля ПА ПТО, начальник (техник) ПТО–ВД–ПТО–ЗТО-ВД
  Ремонтный листок (листок учета ТО и ТР) РЛ КТП, механик КТП–ВД–ЗД–ЗТГО–ПТО–БГ-ЯА
  Лицевая карточка автомобиля ЛК ПТО, техник по учету ЯА–ПТО-ЯА
  Оперативный план – отчет ТО (Д) автомобиля ОПО   _____//______ ПТО–ДЗ–КТП–ЗД–ЗТО – ФК-ПТО
  График постановки автомобиля на ТВ по причине перерасхода топлива и повышенного износа шин ГР-ШТ ПТО, техник ПТО–КТП–ЗД–ЗТО-ПТО
  Карта диагностирования КД -1 КД - 1 ЗД, диагност ЗД–ЗТО–НП-ЯА
  Карта диагностирования КД -2 КД – 2 ПТО, техник по учету ПТОСДЗ–ВД–КТП-ЗД–НП –ЗТО–ИД-ЯА
  Накопительная карта диагностирования НК - Д ЗД, диагност производства ЗД-ИД-ЯА
  Накопительная лимитная карта автомобиля НК - 3 Начальник производства ЯА-НП-ГЛ-ПО(ЦС)-ЯА
  Заборная карта ЗК Центральный, промежуточный слады, кладовщики ПО(ЦС)-БГ-ПО(ЦС)
  Путевой лист автомобиля ПЛ Отдел эксплуатации, диспетчер ОЗ-ВД-ОЭ-БГ-ТУ-ПТО-ОЭ
  Накопительный журнал на автомобили, находящиеся на предприятии в сменное время НК - Р КТП, механик КТП–ГЛ-ПТО-ОЭ-НП-КТП
  Суточный сетевой график выполнения ТО и ТР ССГ Производство, диспетчер производства НП-ГЛ-ПТО-НП
  Накопительный журнал схода автомобилей с линии по техническим причинам НК - С КТП, механик КТП-МП-ПС-КТП
  Карта учета отказавших элементов автомобиля, сданных на промежуточный склад КП Промежуточный склад, кладовщик ПС-Ц-ПС
  Накопительная карта учета работы шины НК - Ш ПТО, техник по учету ПТО-ЗД-ЗТО-ПТО
  Карта диагностирования ТС элементов автомобилей, определяющих ресурс шин и расход топлива (водителя, автомобиля) КД- Ш -Т КТП, контрольный механик КПТ-ЗД-НП-ЗТО-МС-ПТО-ЯА
  Накопительная карта по учету расхода топлива НК -Т ПТО, техник по учету ПТО-БГ-ПТО
  Накопительная карта оперативных технико – экономических показателей автомобиля НК - Э МСС, техник по учету МСС-ПТО-ПО-ГЛ-МСС

 

Условные обозначения. ВД – водитель; ПТО – производственно –технический отдел; ЗТО – зона ТО и ТР (посты); КТП – контрольно – технический пункт; ЗД – зона диагностирования; ЯА – ячейка с текущей документацией автомобиля; ДЭ – диспетчер по эксплуатации; НП – начальник мастерских (производства); ЦС – центральный склад; ПС – промежуточный склад; БГ – бухгалтерия; ОЭ – отдел эксплуатации; ТУ – техник по учету; ГЛ – главный инженер; Ц – цеха; МСС – машиносчетная станция; ИД – инженер диагност; ТС – техническое состояние; ПО – плановый отдел.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Лизинг как форма финансирования, создания и развития предприятий автосервиса | Кратности воздухообменов помещений жилых зданий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.234 сек.