КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности
1) Общее понятие о способностях. 2) Уровни способностей. 3) Виды способностей. 4) Задатки и способности. Природное и приобретенное в способностях Литература: 1)Платонов К.К. “Проблемы способностей” 2)Петровский А.В. “Способности и труд” 3)Крутецкий В.А. “Психология математических способностей школьников”. 4)Кузьмина Н.В. “Формирование педагогических способностей”. 5)Лейтес Н.С. “Способность и одаренность в детские годы”. 6)Лейтес Н.С. “Возрастная одаренность и индивидуальные различия”.
1)Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности характеризуются как значительными достижениями во владений деятельностью, так и высокими показателями труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Всякая деятельность сложна и многообразна, она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если имеются система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне может осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у человека обнаруживается неспособность. Вот почему способность нельзя свести к одному какому либо свойству. Она всегда совокупность или синтез свойств личности. Отсюда способность можно определить как синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней. 2)Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. В теорий личности выделяются два уровня развития способности: репродуктивная и творческая. Человек, находящийся на репродуктивном уровне способностей обнаруживает высокие умения усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое оригинальное. Но нельзя метафизически рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную без которой она немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способности, не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, деятельности, человек переходит с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только с появлением опыта обретали творчество. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами: талант и гений. Гениальный человек создает оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Гениальные люди своими открытиями и идеями опережают свое время на 100 лет. Природа отдыхает на детях гениев. Талантливый человек так же творит, вносит свое, но в пределах уже определившихся идей направлений способов исследований. 3)Кроме уровней стоит выделять виды способностей по их направленности или специализаций. В этом плане обычно психология изучает общие и специальные способности. Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность во владение знаниями и в научной деятельности. Под специальными способностями нужно понимать такую систему свойств личности, которая помогает ей достигнуть высоких результатов в познаний и творчестве в специальной области деятельности. Например: литературной, музыкальной, сценической и т.п. Кроме этих двух видов способностей выделяется и третья группа. Способности к практической деятельности. Сюда относят конструктивно технически, организаторские, педагогические способности. 4)До сих пор в среде математиков, литераторов и даже некоторых учителей существует представления о том, что способности от природы т.е. врожденны. От рождения человек художник, математик, поэт музыкант и т.д. Отечественная психологическая наука показала, что способности развиваются в процессе обучения и воспитания, в процессе деятельности. В тоже время отечественная психология и педагогика не отрицают наличия определенной природной предпосылки, необходимой для проявления и формирования способностей. Эти природные предпосылки заключены во врожденных особенностях организаций мозга человека и его функций, которые часто называют задатками. Задатки обнаруживаются при столкновений с определенными раздражителями, объектами, адекватными в какой-то мере этим задаткам. При восприятий музыки. При первых пробах в определенных областях деятельности человек проявляет соответствующею высокую чувствительность и склонность заниматься этими видами деятельности. Следовательно под задатками следует понимать первичную природную основу способностей, еще не развитую но дающее о себе знать при первых попытках человека заняться определенной деятельностью. Эти анатомофизиологические особенности человеческого организма с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей. Безусловно, что способность связанна с какими-то анатомическими особенностями структуры мозга. В первою очередь на клеточном уровне. У каждого свое строение клеточного уровня мозга.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |