![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П.А. Сорокин (1889- 1968)
Автор книги «Социальная и культурная динамика» - 1-е издание 1941 года (основное 1957 года). Он критиковал концепцию Тойнби и считал, что концепция не работает на практике. По Сорокину: «Нужно выработать четкие критерии для исследования цивилизации и культуры» Культура определяет тип цивилизации, культура – совокупность значений и духовных ценностей. Главный вопрос: «Что такое реальный мир и для чего мы здесь? – Сорокин выделял 3 варианта ответа на этот вопрос: 1. Идеациональный – окружающий нас земной мир на самом деле не реален, существует мир, находящийся сверх нашего, не относящийся к материи. 2. Чувственный (сенсорный) – реален только земной мир. 3. Идеалистический – синтез первых двух типов, признает существование сверхреальности, но при этом признает реальность существующего мира. 4. В одном народе эти три типа могут меняться: западная цивилизация прошла от идеационального в Средние века к чувственному в Новое время. По Сорокину «способы удовлетворения потребностей зависят от системы ценностей: система аскетическая, потребительская. Духовное развитие человека может направляться как вовнутрь, так и во вне. Сочетание типа культуры и этих параметров определяет уникальность цивилизации. Широкого распространения концепция Сорокина так и не получила. 2. Карл Яспер (1883 – 1969) – философ – экзистенционалист. Его теория динамики цивилизации – теория «осевого времени». Книга «Истоки истории и ее цель» - 1918 года. По Ясперу: «вся история – развитие отдельных цивилизаций; человечество проходило несколько стадий развития: 1-я – первобытное общество (с него начинают все народы мира, это еще не история, это дописьменный период и человек не задумывался о смысле своего существования; в это период человек медленно покорял мир – расселялся, открыл огонь, приручал животных, процесс познания происходил очень медленно). 2-ая – древняя цивилизация (появляется письменность и начинается уже история, возникает социальная структура, которая направляет людей не на хаотичную, а на конкретную деятельность, но в сознании людей все еще господствовали догмы и мифы, история была неким набором мифов, свободы мысли не было, человек стал ощущать себя во времени, стал ощущать свою связь с историей, затем задался вопросами: «кто я есть, зачем существую?»). Яспер считал, что некоторые так и не вышли из состояния второй стадии. 3-я – «осевое время», с 7 века до 2 века до н.э. (у различных народов появились свои пророки (Моисей, Заратустра), которые начали отвечать на выше сказанные вопросы). 4-ая – постосевое время: до 15 века н.э. (все народы находились под влиянием осевого времени). 5-ая - период научно – технической цивилизации (с 15 по 16 века) – влияние идей осевого времени слабеет, торжествует материалистическое понимание истории, начинается наука и наука побеждает религию, человек начинает гигантскими скачками познавать мир (космос, новые виды топлива). По Ясперу: «этот период достаточно опасен, достижение этого периода – человек осознал себя личностью, а технические прорывы обезличивают человека, лишают его полета мысли, в мире вещей человек себя теряет и в этом опасность». Но для Яспера этот период еще не конец (как у Шпенглера) и нас ожидает новое «осевое время. 3. С. Хантингтон (1927 – 2008) – преподаватель в Гарваред, занимался политологией. 1993 год – статья «Столкновение цивилизаций». 1996 год – книга «Столкновение цивилизаций». В книге «Столкновение цивилизаций»: «20 век – противостояние идеологий: коммунистической и капиталистической». По Хантингтону: «Основа цивилизации – религия, через религию людям проще себя отождествлять». Он выделял 9 цивилизаций, 2 типа цивилизаций – осевые (есть сильная страна и цивилизация активна) и не имеющие оси (нет сильной страны и пассивность). Хантингтон предрекал столкновение Севера и Юга; между исламом и западным миром. Он хотел наладить контакты различных культур. Критика направления культурно исторических типов. Аргументы: нет четкой методики для исследования цивилизаций, четкого определения «цивилизация», противостояние макро и микро исторического исследования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |