КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 9. Цели и концепции систем подготовки смет и бюджетирования
Целью изучения данной темы является рассмотрение концепций сметных систем (бюджетов); рассмотрение структуры и содержания Главного (генерального) бюджета предприятия; осуществление сметного расчета показателей операционного бюджета; ознакомление с организацией бюджетирования на предприятии. Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которой оформляются системой бюджетов (смет). Соответственно, бюджет (или смета) – это план. Понятие «бюджета» имеет двойственное значение. С одной стороны, бюджет – это форма планового расчёта показателей. С другой стороны, бюджет – финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходов, которые должны быть понесены в течение предстоящего периода. Основные функции бюджета: п ланирование операций, которое обеспечивает целенаправленное достижение целей предприятия. Планирование операций бывает как стратегическое, так и тактическое; к оординирование различных видов деятельности и подразделений предприятия (бюджет побуждает производственные подразделения строить свою деятельность, принимая во внимание интересы предприятия в целом); стимулирование руководителей всех уровней на достижение целей своих центров ответственности и целей всего предприятия; контроль, представляющий систему наблюдения и оценку выполнения плана центрами ответственности путем сравнения фактически достигнутых результатов с данными бюджета (сметы); средство обучения менеджеров, поскольку участие в составлении бюджетов (смет), менеджеры имеют возможность изучить деятельность своих подразделений и взаимосвязь одних центров ответственности с другими. Бюджетное (сметное) планирование включает два этапа: 1. планирование – определение будущих целей на основе расчета смет; 2. мониторинг – контроль и наблюдение за выполнением сметных (плановых) показателей. В бухгалтерском управленческом учете бюджеты классифицируются по ряду признаков: по срокам составления: текущий, оперативный и скользящий; по назначению: операционный и финансовый; по методам разработки: статический (фиксированный, жесткий) и гибкий; по уровню детализации: Главный (генеральный) и частный. Текущий бюджет - бюджет, разрабатываемый на год. Годовой бюджет делится на кварталы и месяцы, т.е. оперативные бюджеты. С помощью оперативных бюджетов осуществляется контроль за деятельностью всех структурных подразделений предприятия. Скользящий бюджет –бюджет, разработка которого состоит в добавлении бюджета на предстоящий период как только истекает срок предыдущего периода, за счет чего обеспечивается непрерывность процесса планирования. Операционный бюджет – бюджет, отражающий плановый уровень показателей основной деятельности предприятия. Включает в себя бюджет о прибылях и убытках, который формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материально-производственных запасов, бюджеты затрат в разрезе различных видов ресурсов. Операционный бюджет является основой для разработки финансового бюджета. Финансовый бюджет – план того, какой станет финансовая отчетность при условии выполнения бюджетов текущей основной деятельности предприятия и удовлетворения ее потребностей в финансировании. Он состоит из бюджета капитальных вложений, бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса. Статический (жесткий) бюджет – бюджет,рассчитанный на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня объема продаж. Гибкий бюджет – бюджет, который составляется для определенного диапазона уровня деловой активности предприятия, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж. Для каждого возможного уровня продаж определяется соответствующая сумма затрат. Главный (генеральный) бюджет – бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия и скоординированный по всем его подразделениям или функциям. Цель Главного (генерального) бюджета – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (центров ответственности), которые представляют собой частные бюджеты. Главный бюджет представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов (смет) и описывает в структурированной форме план предприятия относительно продаж, производства, расходов по ним и других финансовых и нефинансовых операций в планируемом периоде. Он включает два блока: операционный бюджет и финансовый бюджет. Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать, может быть подготовлен в любых единицах измерения (стоимостных и натуральных). Форму представления бюджета выбирает разработчик в зависимости от объекта планирования, размера предприятия и других признаков. Все бюджеты, входящие в Главный бюджет, являются статическими, так как доходы и расходы предприятия прогнозируются с учетом определенного запланированного уровня продаж. Расчёт каждого бюджета производится в определённых форматах. Бюджеты составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Разработка генерального бюджета предприятия независимо от его типа начинается с определения плана продаж, т.е. формирования бюджета реализации продукции (работ, услуг), который является элементом операционного бюджета. Исходя из бюджета продаж разрабатывают бюджет производства, на основании которого составляют бюджет использования и закупки основных материалов, бюджет прямого труда и бюджет общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджет управленческих расходов и бюджет расходов на продажу. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана (бюджета) прибылей и убытков. Финансовый бюджет составляется с использованием данных операционного бюджета. Конечная цель финансового бюджета заключается в разработке прогнозного баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций предприятия. Составляющими финансового бюджета также являются бюджет капитальных вложений и бюджет движения денежных средств. Бюджет капитальных вложений - это план приобретения или замещения внеоборотных активов и источников их финансирования. Бюджет движения денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приход и расход денежных средств. Приход классифицируется по источникам поступления средств, а расход – по направлениям их использования. В бюджете денежных средств отражаются данные бюджета продаж, бюджетов производственных и текущих расходов, а также данные бюджета капитальных вложений. Помимо этого должны быть приняты во внимание выплаты дивидендов. Планы финансирования за счет собственных средств или привлеченных на платной основе ресурсов. А также другие проекты, требующие денежных расходов. Процесс бюджетирования начинается с составления операционного бюджета, отправной точкой которого является бюджет продаж. Бюджет продаж представляет собой прогноз будущих доходов от обычных видов деятельности предприятия и включает в себя информацию 1) о предполагаемых объемах реализации по каждому товару (изделию) и 2) об ожидаемой цене каждого товара (изделия). Эти данные обычно классифицируются по видам товаров (изделий) и по регионам. Бюджет продаж определяется по данным маркетинговых исследований и во многих случаях ограничивается имеющимися производственными мощностями. На основе бюджета продаж составляется производственная программа – бюджет производства. Бюджет производства – сметный объем производства продукции (работ, услуг), соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине запасов готовой продукции, которые должны быть на предприятии для бесперебойного функционирования. Норматив остатков готовой продукции устанавливается самим предприятием с учетом сложившейся практики. Бюджет производства составляется в натуральных и денежных единицах по номенклатурным позициям. Сметный объем производства в натуральных единицах рассчитывается следующим образом: Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой на конец периода – Прогнозируемый запас готовой продукции на начало периода (34)
Бюджет прямых материалов – сметное количествонеобходимых длявыполнения производственной программы основных материалов в натуральной и стоимостной оценке. Этот бюджет состоит из бюджета использования материалов и бюджета закупок материалов. Для расчета бюджета использования материалов в натуральных единицах необходимо знать запланированный объем производства продукции и нормы расхода материалов на одну единицу продукции:
Бюджет использования материалов = Бюджет производства x Норма расхода материалов (35) Бюджет закупок материалов определяется с учетом прогнозных данных о запасах материалов на начало и конец планируемого периода:
Бюджет закупок материалов = Бюджет использования материалов + Прогнозируемые запасы материалов на конец периода – Прогнозируемые запасы материалов на начало периода (36) Бюджет прямых трудовых затрат – сметное количество затрат предприятия на оплату труда основных производственных рабочих. Этот бюджет составляется на базе производственной программы и зависит от типа и количества производимой продукции, ее трудоемкости и применяемой на предприятии системы оплаты труда:
Бюджет прямых трудовых затрат = Бюджет производства x x Норма времени на производство одной единицы продукции x (37) x Тарифная ставка (стоимость единицы времени) или Бюджет прямых трудовых затрат = Бюджет производства x Сдельные расценки (38)
В бюджете прямых трудовых затрат выделяют фиксированную (постоянную) и сдельную (переменную) части оплаты труда. Бюджет общепроизводственных расходов – ожидаемая (сметная) величина накладных расходов подразделений предприятия (центров ответственности).При составлении бюджета накладных расходов по каждой сметной статье определяют сумму исходя из целевого назначения расходов, их целесообразности для данного центра ответственности и финансовых возможностей предприятия. Бюджет производственной (цеховой) себестоимости сводит воедино сметные затраты на основные материалы, на оплату труда производственных рабочих, на организацию, обслуживание и управление производственными подразделениями предприятия. Сметный расчет производственной себестоимости продукции осуществляется с учетом изменения запасов (заделов) незавершенного производства:
Бюджет производственной себестоимости = Прогнозируемые заделы незавершенного производства на начало периода + Бюджет прямых материалов + Бюджет прямых трудовых затрат + Бюджет общепроизводственных расходов – – Прогнозируемые заделы незавершенного производства на конец периода (39) Бюджет общехозяйственных расходов – ожидаемая величина управленческих (административных) расходов в разрезе статей расходов на оплату услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности; по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; на содержание служебного транспорта; на командировки; на оплату юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг; на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями; представительских расходов; на подготовку и переподготовку кадров; других прочих расходов. Бюджет расходов на продажу – ожидаемая величина расходов по сбыту продукции (работ, услуг), осуществлению маркетинговой деятельности и т.д. Сметы составляются для соответствующих центров ответственности в разрезе статей расходов. Бюджет себестоимости продаж – аккумулирует информацию бюджетов производственной себестоимости и текущих (периодических) расходов. Смета составляется с учетом ожидаемых величин товарных запасов на начало и конец планируемого периода:
Бюджет себестоимости продаж =Прогнозируемый запас готовой продукции на начало периода + Бюджет производственной себестоимости + Бюджет управленческих расходов + Бюджет расходов на продажу – (40) Прогнозируемый запас готовой продукции на конец периода Бюджет прибылей и убытков. Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках и аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о продажах и выручке, затратах, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Сметный расчет прибылей и убытков предприятия имеет следующий подход: Выручка от продажи продукции – Себестоимость проданной продукции = = Валовая прибыль – Управленческие расходы – Расходы на продажу = (41) = Прибыль от продаж Выручка от продажи определяется бюджетом продаж. Тщательно подготовленный бюджет является стандартом, относительно которого осуществляется оценка эффективности работы предприятия в целом и отдельных его подразделений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |