КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. А. Антонов
Китай Япония Традиционной характеристикой японского рынка труда является система трудовых отношений, основанная на пожизненном найме работников. При таком подходе постоянный (штатный) работник гарантированно занят на предприятии до достижения им возраста 55—60 лет, повышение размеров его заработной платы, премиальных и социальных выплат осуществляется в прямой зависимости от числа проработанных лет, плановое последовательное повышение квалификации и служебно-профессиональный рост — в зависимости от возраста сотрудника. В таком виде японская модель рынка труда существовала достаточно долго и показала свою эффективность в период восстановления экономики после Второй мировой войны. В 1970—1980-е гг. проявились недостатки системы пожизненного найма, т.к. затраты на содержание штата в условиях гарантированной занятости чрезвычайно высоки и не всегда обеспечивают эффективность организации, что в свою очередь вынуждает предприятия принимать меры по сокращению штата. Отсутствие гибкого рынка труда, обеспечивающего потребности общественного производства, развивающегося в условиях глобализации и продолжающегося научно-технического прогресса, стало одной из причин длительного экономического кризиса в Японии. Рост безработицы, ухудшение демографической ситуации, характеризующейся угрожающим старением населения, вызванным снижением рождаемости, высокий уровень безработицы среди молодежи, вдвое превышающий средний по стране, закрытость внутреннего рынка труда для мигрантов, потребовало изменений в сфере регулирования занятости. Решение указанных проблем специалисты связывают с проведением молодежной политики в сфере занятости, стимулированием трудоустройства пенсионеров и женщин, а также развитием новых форм занятости. Проблемы молодежной занятости решаются различными организациями инфраструктуры рынка труда — и государственными, финансируемыми за счет госбюджета, и негосударственными, осуществляющими свою деятельность с привлечением различных источников финансирования, в том числе от общественных и благотворительных организаций. Так в Японии действуют курсы профессионального обучения и производственной практики, центры и так называемые кафе по трудоустройству молодежи, школы вакансий. Кроме того, в Японии недавно была увеличена возрастная граница выхода на пенсию — 65 лет и для мужчин, и для женщин. Для данной страны такой подход вполне оправдан, поскольку там отмечается самая высокая продолжительность жизни населения в мире. В настоящее время в Японии широкое распространение получили гибкие формы занятости: • занятость неполный рабочий день; • временный найм на работу по контракту с испытательным сроком, который может продолжаться несколько лет; • занятость на основе деления рабочего времени или рабочего места; • дистанционная занятость, расширяющая возможности трудоустройства женщин, пенсионеров, молодежи, людей, живущих на значительном расстоянии от места работы и тратящих много времени на дорогу. Таким образом, рынок труда современной Японии характеризуется процессами перехода от традиционной модели занятости к ее формам, обеспечивающим гибкость и мобильность рабочей силы, а также проведением политики вовлечения населения различных социально-демографических групп в сферу занятости. Китай — самое значительное по численности населения государство мира. Обладая практически неограниченными трудовыми ресурсами, оно вместе с тем сталкивается с серьезными проблемами в сфере занятости и рынка труда. Рост внутренней миграции привел к формированию стихийного рынка труда, где практически сразу определились следующие противоречия: • избыток рабочей силы из сельских районов при нехватке рабочих мест в городах; • ориентация среди безработных на трудоустройство на государственные предприятия, при этом спрос на рабочую силу формируется в основном за счет малого и среднего бизнеса — сфера услуг, торговля, строительство и т.д.; • низкая квалификация рабочей силы при значительном снижении доли ручного труда и внедрении высокоэффективных трудосберегающих технологий; • количество новых рабочих мест не сопоставимо с темпами роста численности трудоспособного населения. Правительство Китая предпринимало различные меры по снятию напряженности на рынке труда, в частности, путем ограничения переселения крестьян в города, поддержки различных форм частного предпринимательства, например семейного подряда. Однако большая часть функций в сфере занятости по-прежнему остается в ведении государственных предприятий: на многих из них были выделены определенные категории работающих, по которым они не включались в списки для сокращения. Например, нельзя увольнять мужчин в возрасте старше 55 лет и женщин старше 50 лет, членов семей военных; может быть сокращен только один из работающих супругов и т.д. В 2000 г. предложение рабочей силы на рынке труда страны превысило потребность на 183,5 млн чел. В настоящее время примерно четверть трудоспособных горожан и крестьян полностью или частично безработные. Ситуация осложняется тем, что в Китае фактически отсутствуют институты рынка труда, система страхования от безработицы, учебные заведения профессионального образования не обеспечивают возможности подготовки для безработных. Помимо этого, китайские специалисты считают, что для регулирования безработицы на данном этапе необходимо применение следующих мер: формирование институтов (системы социального страхования, страхования по безработице, трудового законодательства) и инфраструктуры рынка труда, адекватных рыночной экономике, контроль уровня безработицы на государственном уровне, введение сокращенных режимов работы и гибких форм занятости на предприятиях, обеспечение первоочередного трудоустройства квалифицированных работников в соответствии с их профессиональной подготовкой, организация общественных работ, содействие межрегиональной миграции рабочей силы и др. Вместе с тем руководство Китая осознает, что проблемы в сфере занятости в стране, где человеческие ресурсы огромны, а количество рабочих рук избыточно, не могут быть решены в полной мере без свободной трудовой миграции. Некоторые китайские провинции уже в течение нескольких лет «экспортируют» рабочую силу, в частности в Российскую Федерацию.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |