Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательный контраст

Одновременный контраст

 

Под одновременным контрастом понимают изме­нение цветового впечатления, вызванное другими, расположенными по соседству цветами. Сила воздействия любого цвета увеличивается под влиянием противоположного цвета, безразлично, идет ли речь о светлотном или хроматическом контрасте. Серый цвет под влиянием чер­ного больше приближается к белому, а под влиянием белого — к чер­ному. Один и тот же оранжевый цвет в красном окружении кажется светлее, а в желтом - темнее (цветной рис. 43). Поскольку любой цвет, появляющийся в поле зрения, всегда понимается как часть цело­го, явление одновременного контраста приводит к взаимодействию час­ти и целого.

 

Например, на зеленом фоне красный цвет выделяется, светится; этим фоном подчеркивается его выразительность (цветной рис. 44) (влияние целого на часть).

 

Но красный цвет в свою очередь изменяет действие целого. Зеле­ный цвет под влиянием красного становится более определенным, как бы более зеленым, и приобретает живость, выразительность (влияние части на целое, см. раздел 5.3).

 

Всмотритесь в ахроматический ряд на цветном рис. 45. Каждое от­дельное серое поле на границе с более светлым соседним полем ста­новится как бы темнее. Причины этого явления еще недостаточно изу­чены. Гельмгольц объясняет его оптическим обманом. Геринг, напротив, предполагает взаимное влияние друг на друга отдельных частей сетча­той оболочки глаза (индукцию).

 

Если рядом расположены дополнительные цвета приблизительно равной светлоты (цветной рис. 27), то это взаимное влияние их друг на друга едва ли можно отрицать.

 

Последовательным контрастом называют способ­ность зрительного аппарата, выражающуюся в возникновении после любого цветового ощущения последовательного образа противополож­ного цвета. Если, например, из глубины комнаты смотреть на окно и оконный переплет, а затем закрыть глаза, то в зрительном аппарате возникнет образ окна, но цвет и светлота его будут обратны цвету и светлоте раздражителя (в нашем случае окна). Небо будет темным, а оконный переплет светлым. Чем больше света, тем больше энергии, т. е. большая нагрузка на сет­чатую оболочку глаза и, следовательно, более быстрая ее утомляемость в тех местах, на которых запечатлевается небо.

 

Когда мы закрываем гла­за, эти места сетчатки осо­бенно утомлены, и вслед­ствие этого в последова­тельном образе здесь по­является темная или об­ладающая лишь слабым светом зона. Части же сет­чатки, на которые попадает изображение темного оконного переплета, раздражаются мало и, следовательно, так же мало и утомляются. При закрытых глазах через веки проникает еще достаточно света, чтобы вызвать раздражение мало утомленных частей сетчатки и тем самым слабое световое ощущение. Таким образом, при закрытых глазах окон­ный переплет кажется светлым (рис. 74, слева). Если же при этом опыте полностью исключить всякое попадание света в глаза, то отрицательный последовательный образ превращается в положительный. Небо опять кажется более светлым, а переплет — темным.

 

Константность цвета. Особую способность нашего зрения оцени­вать, несмотря на различное освещение, цвет предмета, основываясь на знании его цвета в условиях дневного освещения, называют констант­ностью цвета. Верная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольным изменением чувстви­тельности сетчатки и сужением или расширением зрачка. Кроме того, в нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, связанные с деятельностью головного мозга. Эта приближен­ная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых замечательных и важных факторов физиологической оп­тики. Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пас­мурный день такого же цвета, как кусок угля при ярком солнечном све­те, а в течение дня он принимал бы все возможные цвета, лежащие между белым и черным.

Легко понять, насколько велико практическое значение констант­ности величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении ос­вещения, т. е. практически беспрерывно, в нашем восприятии изменя­лись бы свойства, по которым мы узнаем предметы. В этом случае во­обще не существовало бы восприятия предмета, а наблюдалось лишь непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении и изме­няющих свою форму пятен и световых бликов, обладающих чрезвы­чайно большой пестротой.

Цветовая память и трансформация. Мы фиксируем в нашей памяти цветовые характеристики, присущие предметам и неоднократно наб­людавшиеся нами в связи с данными предметами. Так, многие пред­меты мы узнаем по их цвету: кровь, снег, медь, цемент. Даже вещи, которые могут иметь различную окраску, мы узнаем как знакомые нам раньше, например синее платье, красную книгу или коричневую вазу.

Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии устано­вить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью аб­страгироваться от цветного освещения и достаточно правильно опреде­лить цвет предметов.

Способность нашего зрения постепенно привыкать к слабо окра­шенному освещению, например свету лампы накаливания, и судить о цвете так же, как и при нормальном освещении, называется трансфор­мацией. Если же насыщенность цвета освещения превышает определен­ные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления трансформации (перестройки) не наблюдается.

Например, зеленый при нормальном освещении лист при рассмотре­нии через красный фильтр или при насыщенном красном свете кажет­ся черным. При незнакомом окружении для неизвестного заранее цве­та достаточно даже света незначительной насыщенности, чтобы создать иллюзию цвета, отличающегося от цвета предмета при нормальном освещении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вторичные контрасты | Опыты с разными по цвету источниками света
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.