Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дневное или цветное и сумеречное или бесцветное зрение

ЛЕКЦИЯ 6

Любое эмоциональное состояние может быть активизировано (т. е. возбуждено, дополнено, подчеркнуто) или компенсировано (т. е. смягчено, ослаблено) соответствующим цветовым сочетанием.

Например, помещения, окрашенные в желтый и фиолетово-синий цвета, располагают к серьезным размышлениям, сосредоточенности.

Оранжевый и зеленовато-синий цвета создают жизнерадостную ат-мосферу. Хорошо сочетаются с синим цветом.

Пурпурный и зеленый цвета создают атмосферу покоя, праздничности.

Красный и сине-зеленый цвета стимулируют деятельность.

Это цветовое сочетание в том случае, если доминирует сине-зеленый, можно рекомендовать для помещений, в которых выполняется тяжелая физическая работа. Оно может показаться резким; поэтому целесообразно эту группу цветов смягчать серым или белым цветом.

Особое воздействие достигается сочетанием желтовато-зеленого с фиолетовым. Сильная цветовая контрастность этих цветов эстетически выразительна. Эта цветовая пара рекомендуется для создания в помещении отдельных зон, в которых выполняется работа, требующая большого эмоционального напряжения. Для помещения в целом такое сочетание цветов не рекомендуется.

Ненасыщенные цвета, использованные для окраски помещения, оказывают более сильное воздействие, чем те же цвета на отдельных предметах. Наше естественное чувство пространства подсказывает нам, что более светлый и более активный цвет следует отнести к верхней зоне помещений. Отражающие поверхности стен взаимно влияют друг на друга. Декоративные ткани и мебель также определяют сочетание цветов.

 

При сочетании цветов в равных количествах воздействие их взаим­но уничтожаются. Цвета как бы спорят друг с другом, вызывают чувство беспокойства. Определенная эмоция может быть вызвана только преобладающим цветом. Дополнительный цвет должен быть лишь сопутствую­щим, аккомпанирующим.

 

Дневное или цветное зрение. Дневной свет, проника­ющий внутрь человеческого глаза, действует на колбочки сетчатки. По­скольку колбочки расположены преимущественно в центре сетчатой обо­лочки, то это место обладает способностью наиболее ясного цветного зрения. Следовательно, в центральной части поля зрения мы наиболее четко различаем цвет и форму предметов.

По мере приближения к периферии поля зрения ощущение светло­ты и отчетливость зрительного образа, так же как и способность разли­чать цвета, уменьшается.

Красный цвет, который ярко светится и возбуждает внимание в центре поля обзора, теряет на периферии поля зрения свою силу и ка­жется серым. Аналогичное явление наблюдается с зеленым и фиоле­товым цветами. Желтый воспринимается как действенный цвет еще и на периферии поля зрения. По этой причине его используют в качестве пре­достерегающего или предупреждающего цвета на транспорте и произ­водстве. Синий цвет также еще воспринимается на периферии, но, бу­дучи пассивным цветом, он не способен обращать на себя внимание, как мы это наблюдаем у желтого цвета (рис. 69).

Лучше всего мы различаем цвета, когда солнце стоит посередине небосклона. При ярком солнечном свете сетчатка страдает от слишком сильного раздражения ее лучистой энергией. Происходит ослепление, и снижается способность различать цвета.

В сумерки наблюдаются некоторые особые явления. Сначала крас­ный цвет теряет свой цветовой тон и приближается к черному цвету, затем потухает и сереет сияющий желтый цвет. Наконец, теряют свою хроматичность также зеленый и синий цвета. Но они не кажутся более темными, чем при дневном свете, а, наоборот, кажутся более светлыми. Так, красное платье в сумерках выглядит черным, синий же автомо­биль — светло-серым.

 

Сумеречное или бесцветное зрение. При слабом свете, т. е. ночью или в сумерки, вступают в действие палочки сетчатой оболочки. Пос­кольку они расположены преимущественно по периферии сетчатой оболочки, в центре же встречаются лишь единично, то для су­меречного зрения характерна следующая особенность: если при слабом освещении сконцентрировать взгляд на небольшом участке, то детали различаются менее от­четливо, чем при беглом взгляде в сто­рону.

Подвижный глаз обладает большей ос­тротой зрения, чем неподвижный, направ­ленный в одну точку. Кроме того, подвиж­ные предметы воспринимаются отчетливее, чем объекты, находящиеся в состоянии по­коя. Это относится к неподвижным и сколь­зящим теням и источникам света.

При полном отсутствии света, как и при закрытых глазах, мы видим не черный цвет, а так называемый серый цвет глаза. При постепенном усилении освещения предметы принимают более светлый и более темный оттенки серого цвета. Чем больше прибли­жается освещение к полному дневному свету, тем яснее и отчетливее выступают бе­лый и черный цвета. Черный цвет, следовательно, не является цветом, ха­рактеризующим полное отсутствие света, и не идентичен с тьмой, а, так же как красный, желтый или белый цвета, лишь при полном свете от­четливо и с максимальной полнотой выявляет свой цветовой характер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воздействие цветов | Адаптация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.