КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цветовой бассейн природного ландшафта
Колористика города ЛЕКЦИЯ 7
Формирование колористической среды города прежде всего зависит от природного окружения, фактора наиболее всеобъемлющего, влияющего не только непосредственно, но и опосредованно, через структуру города и цветовую культуру, которые в известной мере сами по себе являются продуктами природного воздействия. Отметим существование взаимосвязи между природными компонентами и многообразными продуктами градостроительной деятельности: с одной стороны — рельефа, водных бассейнов, зеленых насаждений, микроклимата, с другой — структуры города и его застройки. Где-то вдали от поселений и сегодня существует природная среда, которую мы вправе называть природным ландшафтом, основой существования которого является саморегуляция. Таким он и остается до тех пор, пока в нем не разворачивается кипучая деятельность человека. Ландшафт, подвергшийся воздействию человека, становится антропогенным, его наиболее концентрированное выражение — ландшафт города. Под ним мы понимаем пространственный организм, основанный на сочетании природно-территориальных данных и результатов градостроительной деятельности. Такая двойственность городского ландшафта делает двойственной (природно-антропогенной) и его полихромию. Этим и обусловливается специфика профессиональной деятельности, направленной на формирование цветовой среды города как целостной экологической системы, имеющей естественные и искусственные составляющие, обладающей способностью к саморазвитию и одновременно нуждающейся в направленном развитии. Вопрос так еще не ставился в архитектурно-градостроительной науке, а потому систематически не изучался. Динамичность цветовой среды города снижается по мере уменьшения в нем удельного веса естественных элементов, т. е. с развитием урбанизации. Это обстоятельство заставляет искать пути преодоления цветовой статичности архитектуры, возможно, за счет развития в архитектурной полихромии цветовой динамики природного окружения, что позволяет поддержать в городской среде ритм цветовых перемен, которые человек считает естественными, обеспечивающими привычный ритм жизнедеятельности, несущими смысловую и эмоциональную информацию, побуждающими к эстетическим переживаниям. Моделирование динамики цветового поля города на основе интерпретации цветовой динамики природного ландшафта требует глубокого изучения ее законов. Познав процесс цветовой природной саморегуляции, архитекторы смогут действовать заодно с ним в городской среде. Цветовая картина природного ландшафта зависит от множества компонентов. Среди них — климатические условия, в частности, состояние атмосферы, ее чистота или степень загрязнения; температурный режим, вызывающий туман и осадки в виде дождя и снега; морфологические особенности территории, в том числе ее рельефность, создающая игру светотени, холодных и теплых оттенков; фактура поверхности, от которой во многом зависит ее общая светлота и, конечно, цвет собственно покрытия. Эрозированные земли, лишенные травяного покрова, непосредственно проявляются в полихромии природного ландшафта и, кроме того, при сильном ветре могут запылять атмосферу, изменяя общий колорит местности. Флора значительно влияет на хроматические составляющие природного ландшафта. Каким же образом каждый из компонентов может влиять на цветовые характеристики природного ландшафта? Атмосфера является компонентом природного окружения, способным привести к визуальному единству почти любой природный или искусственный ландшафт. Атмосфера влияет не только на характер освещенности, прямой или рассеянный свет, но и обладает собственными цветовыми оттенками: в зависимости от наличия в ней взвешенных частиц и водяных паров, придает ландшафту цветовую характерность, смягчая светлотные и хроматические контрасты, создавая общий валёр. Рельеф существенно влияет на структуру цветового бассейна природного ландшафта, задает пространственные планы, подчеркнутые цветовой перспективой, потенциально содержит значительные возможности цветовой динамики при восприятии этого ландшафта с различных видовых точек.
Виды пространств: замкнутое, перетекающее, направленное, одностороннее, сквозное, открытое
ная горами), 6 — открытый (площадка, не имеющая вертикально означенных границ) [1]. Каждый из типов цветового бассейна складывается из различных компонентов природного ландшафта, являющихся цветоносителями, и предполагает поэтому определенный характер цветовой палитры и ее динамики. Гидрография природного окружения тесно связана с состоянием атмосферы и характером рельефа местности. Насыщенность атмосферы водяными парами, ее прозрачность зависят от наличия рек, озер и других водоемов. Зеркало водных поверхностей, отражающее доминирующие природные цвета, усиливает их, а поскольку они изменчивы, усиливается хроматическая динамика природы. Флора — наиболее динамичная составляющая природного окружения. Лесные массивы, степная, альпийская растительность существенно влияют на хроматическое содержание природной цветовой среды. Сезонные изменения флоры — самый активный фактор природной цветодинамики. Почва — важнейший компонент природного окружения. Ее цвета в основном зависят от минеральных составляющих и поэтому могут значительно колебаться по цветовому тону. В Японии, например, различают до 400 цветовых оттенков почв [I]. Все компоненты природного окружения тесно взаимосвязаны. Так, например, низкие температуры существенно преображают природный ландшафт: изменяется цвет растительности, почвы и замерзшие водные поверхности покрываются снежным покровом. Зимний период отличается увеличением доли ахроматических составляющих в цветовой палитре природного окружения. Цветовые оттенки природного ландшафта могут меняться в зависимости от направления и скорости ветра, который приводит в движение растительность, создавая подвижную фактуру, наполняет атмосферу взвешенными частицами. Среди всех климатических особенностей наиболее мощное цветовое воздействие на природный ландшафт производит солнечное сияние. Его качество (спектральный состав) и продолжительность (в течение суток и по сезонам) довершают цветовой образ природного ландшафта. Итак, полихромия природного ландшафта понимается как определенный тип цветового бассейна, обладающего конкретным хроматическим содержанием и динамикой. Такое представление о ландшафтной полихромии согласуется с установкой исследователей природной среды как некоей емкости, состоящей из пространственных единиц, что способствует более полной оценке природного ландшафта, в частности, его визуальных характеристик. Комплексное изучение объемно-пространственной структуры ландшафта включает его анализ не только по ландшафтоведческим территориальным единицам, но и по структурам оптическим. Такой подход плодотворен и для изучения ландшафтной полихромии. Объемно-пространственная структура визуальных пространственных единиц ландшафта типа емкостей характеризуется: 1 — величиной и размерами; 2 — высотой невидимого потолка; 3 — масштабом (соотношениями высоты зрительных барьеров с шириной и длиной ячейки; 4 — пространственной целостностью (визуальными связями меж. ду точками пространственной единицы, а также между этими точками -и окружением); 5 — конфигурацией зрительных барьеров; 6 — зрительными фокусами. Эти характеристики разработаны М. Пурвинасом, М. Пурвиненс, Д. Буатро, Л. Леопольдом, Ю. Курбатовым и ДР- [3]. Характеристики объемно-пространственной структуры природного ландшафта одновременно являются характеристиками природного цветового бассейна. Их суммарное значение позволяет отнести конкретный цветовой бассейн к одному из названных выше типов. В частности, высотная граница зрительных барьеров — высота «невидимого потолка» — оказывает влияние на восприятие трехмерности ячейки и ощущение ее замкнутости по вертикали, что задает конфигурацию воспринимаемого цветового бассейна. Масштаб характеризует размерные отношения между элементами пространственной ячейки ландшафта и их оценку человеком. Поэтому общий масштаб пространственной емкости — результат оценки высоты зрительных барьеров к размерам пространства. Существенно значимые элементы визуальных пространственных единиц ландшафта — фокусные точки связаны с определенными зонами пространства, с перспективным раскрытием планов, с формами ландшафта, наделенными содержанием, обусловленным как их действительными, так и ассоциативными качествами. Аналитический подход к полихромии природного ландшафта, безусловно, должен сочетаться с тонким видением ее особенностей, что немыслимо без пристального внимания к цветовым изменениям природы и большой наблюдательности.
Однако широкий спектр исследований игнорирует вопросы цвета. Культурологический и структурный анализ средовой полихромии мог бы существенно обогатить их результаты. Смысловые и визуальные характеристики ландшафта, абстрагированные от цветовой данности, не в состоянии с достоверностью охарактеризовать природный ландшафт. Компоненты природного ландшафта вне их цветовой выраженности не являются истинным материалом для изучения. К тому же обнадеживающие гипотезы исследователей без изучения природной полихромии не могут быть проверены. Это относится к действиям по определению «психолого-эстетических ресурсов природной среды», «емкости окружающей среды» и ее «визуальной доступности». Сохранение общекультурного потенциала городского ландшафта также не может стать действенным без учета цветовой значимости природных элементов городской среды. Отсутствие внимания к полихромии, недопустимое в деятельности, изначально связанной с визуальным восприятием, неумолимо заявляет о неполноте результатов данных исследований. Остановимся на исследованиях полихромии природных ландшафтов, проводимых французскими специалистами. Их методика получила значительный резонанс в мире. Основная особенность работ французских колористов в архитектуре и градостроительстве — осмысление в течение двух последних десятилетий роли цвета в масштабе городов и даже регионов, что вызвало необходимость цветового изучения ландшафтов целых провинций страны.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |