КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура градостроительной формы
ЛЕКЦИЯ 9 Градостроительная форма и её содержание Объемно-пространственная структура города — в значительной степени результат планировочной структуры, получившей вертикальное развитие в конкретных формах архитектурной массы. Объемно-пространственная структура современных городов гораздо сложнее структуры городов прошлого, в то время как их планировочная основа становится значительно проще [17]. Это происходит из-за усиления роли вертикальной координаты в построении современного города. План и вертикальная координата — два взаимодействующих элемента целого. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Говоря о плане города, прежде всего отметим доминирующее влияние на него природного окружения: рельефа и водных бассейнов. Градостроитель не слепо повторяет структурные ценности природного ландшафта в плане города, а оуществляет сознательный выбор, отмечая случайное, обнажая и развивая характерные черты ландшафта Различные планировочные системы городов поначалу соответствуют географии места, на следующих стадиях проявляют общие закономерности освоения все возрастающей периферийной территории, что отражается в ветвистой планировочной системе. На этой стадии развитие планировочной структуры города подвержено действию новых закономерностей. Например, современная московская планировочная структура испытывает пульсацию в двух направлениях от кольцевой автодороги. «Развитие вовне сочетается с развитием внутрь. Отразившись от вновь обретенной границы города, волна пульсации возвращается к центру укрупнением масштаба планировочной структуры, уплотнением, интенсификацией застройки, повышением этажности» [19]. Видимо, вскрыв закономерности такого рода пульсаций, можно попытаться сделать этот структурообразующий процесс предсказуемым не только для плана города, но и его объемно-пространственной структуры. Интересно, что тип планировочной структуры города обусловлен философскими взглядами и национальными традициями градостроительства. «Хаотичность Лондона и Токио в сопоставлении с четкой планировкой Парижа и Пекина воплощает общий подход к жизни, свойственный двум островным народам: представление о том, что человеку следует как можно меньше вмешиваться в естественный ход вещей. На взгляд англичан и японцев, город должен расти так, как растет лес. И роль градостроителя, стало быть, не должна превышать роли садовника в английском парке или японском саду. Его дело лишь поправлять и облагораживать то, что сложилось само собой, а не вторгаться в разросшуюся ткань города со своими планами» Развитие плана города по вертикальной координате упоминается в градостроительстве обычно в связи с горным рельефом или с силуэтом города, но еще не исследовано в его объемно-пространственном выражении. Правда, уже появилось понятие «вертикальная композиция города» для обозначения пространственной системы акцентов с их связями, панорам города, его силуэта [22]. Выделены два уровня вертикальной композиции: первый — вертикальная композиция отдельной доминанты (или рядового здания) и второй — вертикальная композиция города (центра, зоны, ансамбля).
Характер объемно-пространственного освоения городской среды во многом определяется социальными и пространственными условиями. деятельности населения, которые необходимо учитывать в процессе градостроительного проектирования. Доказано, что наиболее значимыми признаками, по которым можно оценить состояние человека в городской среде, являются выбираемые им интенсивность пространственного контекста и интенсивность физической нагрузки. Можно выделить микро-, мезо- и макропространства — социально-пространственные комплексы, масштаб которых определяется уровнем взаимодействия людей: персональное общение, социальный контроль, пешеходная связанность. Набор этих социально-пространственных компонентов позволяет, в частности, конструировать объемно-пространственную структуру жилой застройки. Построение цветовой среды города, как видим, выдвигают не только формально-композиционные, но в основном социально-поведенческие требования, Заметим, что сама по себе объемно-пространственная структура градостроительной формы все же еще не в состоянии полностью определить характер и ход будущего развития цветовой среды города, поскольку лишена функциональной наполненности, а следовательно, «очеловеченности». «Для обозначения относительно устойчивой, структурно-образующей части системы, концентрирующей основные процессы жизнедеятельности городского населения, связанные с высокой интенсивностью пространственного освоения, предлагается термин КАРКАС. «В отличие от планировочной структуры каркас означает не сами по себе внутренние взаимосвязи, свойственные объекту, а выделенную на основе этих взаимосвязей, совокупность его материально-пространственных элементов (сооружения, магистрали и т.п.). В то же время каркас охватывает не все, а лишь важнейшие элементы и связи объекта, определяющие его структурную и функциональную организацию; он характеризует верхний иерархический уровень структуры, тогда как ее нижележащие уровни находят отражение в строении ткани. Функционально-пространственная природа каркаса предлагает соответствующий набор стереотипов, из которых складываются все его элементы. Это «емкости» — пространства сосредоточения функциональной деятельности, «каналы» — подводящие внешние коммуникации; «распределители» — узловые участки внутренней коммуникационной сети; «шлюзы» — входы, выходы, соединенные с другими элементами»
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |