Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Турбулентность. Болтанка




Влияние вертикальных движений воздуха на работу авиации

- Приводят к образованию кучево-дождевых облаков, сопровождающихся грозовыми явлениями, шквалистыми ветрами, ливневыми осадка­ми, крупным градом, возможностью обледенения.

- Вертикальные потоки воздуха крупного масштаба могут вы­звать большие, не зависящие от летчика вертикальные перемеще­ния самолетов иногда на несколько тысяч метров вверх или вниз. Это бывает особенно опасным при полетах на высотах, близких к практическому потолку самолета, где восходящий поток может поднять самолет на высоту, значительно превышающую его пото­лок, или при полетах в горных районах на подветренной стороне хребта, где нисходящий воздушный поток может явиться причиной столкновения самолета с землей.

- При полетах в воздушной массе, где наблюдаются сильно развитые вертикальные токи, самолет испытывает болтанку.

Как уже упоминалось, атмосферные движения часто носят неупорядоченный хаотический, вихревой, так называемый турбулентный характер. При этом зоны с выраженной турбулентностью обычно являются не сплошными возмущенными слоями, а прерывистыми — возмущенные участки чередуются спокойными. Толщина возмущенных слоев чаще всего не превышает 300—600 м, а их протяженность — 60—80 км. Но иногда турбулентность охватывает более мощные слои — толщиной до 2—3 км и протяженностью до 1000 км и более. Чем интенсивнее турбулентность, тем меньше тол­щина и протяженность турбулентного слоя атмосферы.

Продолжительность существования турбулентных зон составляет несколько часов и лишь в отдельных случаях — до суток. Турбулентности чаще наблюдается в нижних слоях атмосферы (до высоты 2—3 км). Выше (до высоты 6 км) она встречается редко, а затем по мере приближения к тропопаузе снова чаще. В стратосфере до высоты 15— 16 км, повторяемость турбулентности вновь уменьшается.

При полете в турбулентной зоне возникают добавочные хаотические ускорения, вызывающие вредные перегрузки. Движение самолета становится возмущенным, он совершает непрерывные колебания по вертикали, появляется болтанка.

Интенсивность болтанки характеризуется величинами максимальной перегрузки.

Интенсивность болтанки Характеристика поведения самолета при болтанке Величина макс. Перегрузки.
Слабая Редкие колебания и вздрагивание самолета. Легкие броски вверх и вниз. Колебание Vy 2—3 м/с. Менее ±0,2
Умеренная Значительное дрожание самолета, резкие и частые броски вниз и вверх до 10— 15 м, колебания V до 10—15 км/ч. Режим полета сохраняется. От ±0,2 до ±0,5
Сильная Интенсивные частые и резкие броски самолета вверх и вниз до 20—40 м и более, сильное дрожание самолета, ощутимые динамические удары. Изменение V более, чем на 40 км/ч. Режим полета нарушается. От ±0,5 до ±0,8

Действие перегрузок вызывает увеличение нагрузок на летчика, дополнительные напряжения на отдельных частях самолета, что ускоряет изнашиваемость материальной части, а в тех случаях, когда перегрузки превышают допустимые, самолет может попасть на срывные режимы или разрушиться в воздухе. С увеличением скорости полета эти перегрузки увеличиваются.

Турбулентность, вызывающая болтанку самолетов, связана с описанными выше горизонтальными течениями и, особенно, с вертикальными движениями воздуха (в частности, со слоем трения, особенно при интенсивном солнечном нагреве земли, со струйными течениями на высоте 8— 14 км, с тропопаузой, с горными районами как при восходящих, так и при нисходящих потоках)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.