Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие и основные концепции математики




СВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

ПРЕДМЕТ МАТЕМАТИКИ

ЛЕКЦИЯ 8.

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕНЦИИ МАТЕМАТИКИ:

1. Предмет математики

2. Связь математики с другими науками.

3. Развитие и основные концепции математики

4. Математическая логика

 

Математика (от гр. Mathẽma – познание, наука) – наука о количественных и качественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Условно различают элементарную (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), высшую и прикладную математику».

Ф. Энгельс подчёркивал, что «…математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало быть – весьма реальный материал. Тот факт, что этот материал принимает чрезвычайно абстрактную форму, может лишь слабо затушевать его происхождение из внешнего мира».

Современная математика в существенной степени развивается уже на собственной базе, является, иначе говоря, в определенной мере самодостаточной наукой. Уровень ее абстракций стал уже таким, что поиск приложений (практических объектов) для разработанных математикой теорий (моделей) превращается в сложнейшую проблему.

 

Истоки абстрактных (математических) понятий – человеческая практика:

Точка – от лат. глагола ткнуть.

Пункт – от лат. punctum (укол).

Линия – от лат. linea, происходящего от linum (лен). Слово линия первоначально обозначало льняная нить.

Конус – от греч. könos (сосновая шишка, остроконечная верхушка шлема).

Сфера – от греч. sphaira (шар, мяч).

Радиус – от лат. radius (спица в колесе).

Цилиндр – от греч. kylindros (каток, валик) и др.

Математика – не только универсальный язык всех наук, но и наука о всеобщей взаимосвязи явлений реального мира и его наиболее общих законах развития, записанных в символической (математической) форме. Принципиально область ее применения не ограничена: все виды движения материи могут изучаться и изучаются математикой. Однако роль и значение математического метода в различных случаях различны.

Никакая математическая схема не исчерпывает всей конкретности действительных явлений, поэтому процесс познания конкретного протекает всегда в борьбе двух тенденций: с одной стороны, выделения формы изучаемых явлений и логического ее анализа, с другой стороны, вскрытия обстоятельств, не укладывающихся в выявленные формы, и перехода к рассмотрению новых форм, более гибко и полнее охватывающих явления.

 

Ясное представление о математике как самостоятельной науке возникло в Древней Греции в VI-V вв. до н.э. Именно в это время завершился период ее зарождения и начался период элементарной математики, продолжившийся до XVI века н.э. Древнейшие математические науки – арифметика (наука о числа, прежде всего натуральных чисел).

До начала XVII в. математика – преимущественно наука о числах, скалярных величинах и простых геометрических фигурах; изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные. К этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее – алгебры (науки о буквенном исчислении) и тригонометрии (науки о функциях углов и их приложениях к геометрии), а также некоторых частных приемов математического анализа. Областью математики является счет предметов, торговля (коммерческие расчеты), землемерные работы, навигация, астрономия, отчасти архитектура.

В XVII и XVIII вв. потребности бурно развивавшегося естествознания и техники (мореплавания, астрономии, баллистики, гидравлики и т.д.) привели к введению в математику идей движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональной зависимости между ними, необходимости создания методов, преобразования геометрических фигур. Это повлекло создание аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчислений. Начинается период математики переменных величин. «Поворотным пунктом в математике была Декартова переменная величина. Благодаря этому в математику вошли движение и тем самым диалектика, и благодаря этому стало немедленно необходимым дифференциальное и интегральное исчисление …», – отмечал Ф. Энгельс в «Диалектике природы». На первый план выдвигается понятие функции, которая начинает играть такую же существенную и самостоятельную роль, какую ранее играли понятия величины и числа. Принципиально изменяется отношение геометрии к остальной математике (найден универсальный способ перевода геометрии на язык алгебры и открылась перспектива графического изображения алгебраических и аналитических зависимостей). Открыты логарифмы. Развивается учение о бесконечных рядах. В связи с созданием координатного метода и наличием представлений о скорости и ускорения как направленных величинах понятие отрицательного числа приобрело наглядность и ясность. Стало понятным, что законы природы выражаются дифференциальными уравнениями, и для предсказание хода описываемых этими уравнениями процессов необходимо интегрирование последних. Наряду с аналитической геометрией интенсивно развивается дифференциальная геометрия (изучение геометрических образов на основе метода координат средствами дифференциального исчисления). В XVII в. приобретает характер систематической науки теория чисел, изучаются мнимые и комплексные числа, заложены основы исчисления конечных разностей, найдены общие методы решения разностных уравнений. Открыта формула разложения произвольной функции в степенной ряд, заложены основы исследования эллиптических интегралов, развивается общая теория дифференциальных уравнений любого порядка и общая теория дифференциальных уравнения в частных производных, возникает вариационное исчисление (нахождение наибольших и наименьших значений переменных величин, зависящих от выбора одной или нескольких функций), окончательную форму приобретает начертательная геометрия. В XVII и XVIII вв. закладываются также основы теории вероятностей.

В XIX-XX вв. математика поднимается на новые ступени абстракции. Обычные величины и числа оказываются лишь частными случаями объектов, изучаемых в современной алгебре. Разработаны основы теории функций комплексного переменного, проективная геометрия, открыта и введена в употребление геометрическая интерпретация комплексных чисел, доказана неразрешимость в радикалах алгебраических уравнений пятой степени и дается окончательный ответ о разрешимости в радикалах алгебраических уравнений любой степени, разрабатывается теория групп, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ, формируется векторное и тензорное исчисление, развивается математическая логика. Теоретико-групповой анализ становится мощным средством исследования в физике, начинают приобретать остроту вопросы обоснования математики. Теоретико-множественная концепция рассматривается как основа строения любой математической теории.

Геометрия переходит под влиянием идей Н.И. Лобачевского к исследованию “пространств ”, частным случаем которых является евклидово пространство, создается неевклидова геометрия.

Практическое освоение результатов теоретического математического исследования требует получения ответа на поставленную задачу в числовой форме. В связи с этим в 19-20 вв. численные методы математики вырастают в самостоятельную ее ветвьвычислительную математику.

Стремление упростить и ускорить решение ряда трудоемких задач привело к созданию вычислительных машин. Потребности развития самой математики, “математизация ” различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин (например, теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления и др.).

Для исследования сложных линейных систем создаются методы операционного исчисления. При изучении нелинейных систем с малой нелинейностью широко используется метод разложения по параметру. Продолжает разрабатываться аналитическая теория дифференциальных уравнений, но основное внимание уделяется разработке их качественной теории (особые точки, устойчивость решений и др.). Это стало отправным пунктом для исследований по топологии многообразий, теории нелинейных динамических систем.

В ХХ веке создаются основы теории случайных процессов, и дается, как принято считать, окончательная форма аксиоматического изложения теории вероятностей, исходящая из аналогий между понятием вероятности и понятием меры в теории функций действительного переменного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.