КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука, гипотезы, аксиомы, вера
ЛЕКЦИЯ 12. И ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОСФЕРА Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; основа социального прогресса. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся процессы развития друг друга; современный этап определяется НТР, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт. Техносфера – совокупность технических устройств и систем, включая технико-технологическую деятельность человека. Человек уже давно не живет одними дарами природы, а производит большинство необходимых ему жизненных благ. Производство осуществляется с помощью средств труда и соответствующих технологий («искусственной природы»). Масштабы преобразований природы, связанные с производственной деятельностью человека, огромны и увеличиваются в геометрической прогрессии. По аналогии с «живым веществом» (биосферой) уже вполне можно говорить о «техновеществе» как совокупности существующих технических устройств и систем (техноценозе). До недавнего времени техника была нацелена на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека любой ценой, включая загрязнение природы. «Экология – это роскошь для богатых» (Индира Ганди). Но уже подписан и вступил в силу «Киотский протокол» по охране природы (экологические квоты и налоги).
ЛИТЕРАТУРА (МИНИМУМ) К ЛЕКЦИИ 11:
1. Техника. Технология. В кн.: Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982; 2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2009 (с.12-23). 3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник, 11-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009 (с. 427-574). 4. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 (с. 229-231). НАУКА, ЛЖЕНАУКА И РЕЛИГИЯ: 1. Наука, гипотезы, аксиомы, вера. 2. Новое знание в науке. 3. Наука и лженаука. 4. Религия и наука.
Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных (* не зависящих от воли и сознания человека) знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает деятельность по получению нового знания и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Знание – проверенный практикой результат познания действительности, первое ее отражение в мышлении (сознании); воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях действительности. Знание – продукт общественной деятельности (практики), направленной на преобразование действительности. Познание – процесс движения мысли от незнания к знанию; обусловленный потребностями общества процесс отражения действительности в мышлении; взаимодействие объекта и субъекта, итогом которого является новое знание. Уровни познания: эмпирический, в том числе чувственный, и теоретический. Формы познания: 1- получение знания, неотделимого от субъекта (восприятие, представление); 2 – получение объективного знания, существующего вне субъекта (наука-теория, воплощенное в продуктах труда знание). Типы познания: обыденное, художественное, научное. Путь познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин). Наблюдение – гипотеза – теория – проверка теории (практика). Вернадский В.И.: «Звучит парадоксом, однако, это так: распространение научного мировоззрения может даже иногда мешать научной работе и научному творчеству, так как оно неизбежно закрепляет научные ошибки данного времени, придает временным научным положениям большую достоверность, чем они в действительности имеют…Такое распространение временного – и часто ошибочного – научного мировоззрения было одной из причин не раз наблюдавшихся в истории науки местных или всемирных периодов упадка. Давая ответы на все запросы, оно гасило стремление к исканию». Всякая теория начинается с гипотезы – предположительного суждения об устройстве или методах получения чего-то, о причинной связи явлений и т.д. Например, в средние века широкое распространение получил поиск «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Его искали экспериментально, смешивая и нагревая различные вещества. Эта сфера опытов получила название «алхимия». Идея оказалась ложной, но пользу науке принесла несомненную – был накоплен огромный экспериментальный материал по физическим и химическим превращениям веществ. В итоге возникла наука «химия». Долгое время в науке господствовали: геоцентрическая система мира Птолемея, представления о «мировом эфире» в физике и т.д. Нельзя сказать, что они принесли науке только вред, хотя и оказались ложными. Но, кстати, идея эфира как передатчика действия сейчас возрождается некоторыми учеными, хотя и совершенно на качественно новом уровне (вакуум в современной физике уже не рассматривается как пустое пространство – пространство, лишенное материи). Гегель Г.: «Истины рождаются и умирают … Но рождаются они как ересь..» Рабиндранат Тагор: «Если мы закроем дверь перед заблуждением, то как же тогда войдет истина?» Вернадский В.И. «… “научная вера” является в истории науки могущественным созидательным фактором, теснейшим образом генетически связанным с научным исканием и научным творчеством, в общем, от них не отделимым. В обществе без научной веры не может быть научного творчества и прочной научной работы. Лекторский В.А., академик РАН: «Проблема отношения веры к знанию всегда была для философии одной из центральных, ибо речь идет как о самой возможности постижения реальности, так и о предельных основаниях человеческой деятельности. Оказывается, что наука принципиально не может обойтись без веры. Вера играет важную роль в научном познании. Существенно то, что идеал науки предполагает принципиальную возможность превращения того, что первоначально принимается всего лишь на веру, в более или менее обоснованное знание. Наука всегда шла по этому пути. В религии дело обстоит иначе. Религиозная вера исключает знание».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |