Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход

Причинами и предпосылками возникновения системного подхода являлись определенные идеи в философии и частных науках, которые во второй половине ХХ века привели к формированию и бурному распространению системного подхода.

Сущность системного подхода находит выражение в виде системы понятий и в виде системы функций. Среди специфических понятий системного подхода В.Н. Садовский выделяет следующие группы понятий:

1) понятия, относящиеся к внутреннему строению системных объектов: связь, отношения, элемент, среда, целостность, структура, организация;

2) понятия, связанные с функционированием системных объектов:

функция, устойчивость, равновесие, регулирование, обратная связь, управление, самоорганизация;

3) понятия, описывающие процессы развития системных объектов: генезис, эволюция, становление, развитие и т. д.;

4) специфические понятия: анализ систем, синтез систем.

Функции:

1. Методологическая – системный подход квалифицируется по своему уровню и типу как общенаучная методология, как учение о методах, понятиях, принципах исследования систем. В этом смысле более оправданным выглядит термин «подход», а не «метод», хотя иногда эти понятия отождествляют.

2. Мировоззренческая.

3. Диалектической взаимосвязи.

4. Математизации и формализации научного знания.

5. Перенос знания из одной области науки в другую.

Важнейшие принципы системного подхода

1. Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей.

2. Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения.

3. Необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели.

4. Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы).

5. Восхождение от абстрактного к конкретному.

6. Единство анализа и синтеза, логического и исторического.

7. Выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

8. Рассмотрение системы с позиции «черного ящика».

Рассмотрим основные понятия системного подхода.

Система – комплекс взаимодействующих элементов; совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

Среда – совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

Элемент – предел членения системы.

Подсистема часть системы, которая обладает свойствами системы.

Компоненты системы – группа элементов системы, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостности.

Связь – ограничение степени свободы элементов.

Связи можно охарактеризовать: направлением(направленные и ненаправленные); силой ( сильные и слабые); характером – связи подчинения, связи порождения, равноправные связи, связи управления; по месту приложения- внутренние и внешние, прямые и обратные.

Цель желаемый результат.

Структура отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство.

Структура характеризует организованность системы, устойчивую упорядоченность ее элементов и связей.

Система может характеризоваться:

Состоянием – мгновенная фотография, срез системы, остановка в ее развитии.

Поведением – если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением.

Равновесием – способность системы в отсутствие внешних, возмущающих воздействий сохранять свое поведение сколь угодно долго.

Устойчивостью – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена.

Развитием – процесс закономерного перехода управления с одного качественного уровня на другой.

Классификация систем

Системы разделяют на классы по различным признакам и в зависимости от решаемой задачи. Открытые и закрытые системы. Открытые системы способны обмениваться со средой массой, энергией, информацией. Закрытые или замкнутые системы предполагаются полностью лишенными этой способности, т. е. изолированными от среды.

Классификация систем по степени организованности. Впервые такое разделение систем предложил В.В. Налимов, который выделил класс хорошо организованных и плохо организованных систем. Кратко охарактеризуем эти классы.

Хорошо организованные системы означают, что определены элементы системы и их взаимосвязи между собой и целями системы. Проблемная ситуация может быть описана в виде выражения, связывающего цель со средствами, т. е. в виде критерия или показателя эффективности, критерия функционирования, целевой функции и т. п., которые могут быть представлены сложным уравнением, формулой, системой уравнений. Модели физики технических наук – хорошо организованные системы.

Плохо организованные – диффузные системы. При представлении объекта в виде этих систем не ставится задача определить все учитываемые компоненты и связи между ними с целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые выделяются на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а путем изучения определенной выборки компонентов. Отображение объектов в виде диффузных систем находит широкое применение при определении пропускной способности систем управления, при определении численности штатов в обслуживающих цехах, при исследовании документальных потоков.

Отображение объектов в виде самоорганизующихся систем позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы с большой неопределенностью на начальном этапе постановки задачи.

Класс самоорганизующихся или развивающихся систем характеризуется рядом признаков, приближающих их к реальным развивающимся объектам. Они обладают признаками, характерными для диффузных систем: стохастичностью поведения (случайное, независимое); нестабильностью отдельных параметров; непредсказуемостью поведения; способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды; менять структуру, сохранять свойство целостности; формировать возможные варианты поведения и выбирать из них лучший.

Эти системы приближаются к реальным экономическим и социальным объектам. Системы обладают определенными закономерностями. Перечислим некоторые: Закономерности взаимодействия части и целого. Закономерность целостности(эмерджентность) проявляется в системе в возникновении у нее «новых интегративных» качеств, не свойственных ее компонентам: а) свойства системы не являются суммой свойств ее элементов; б) свойства целого зависят от свойств элементов. Коммуникативность. Система не изолирована от других систем, она связана множеством коммуникаций со средой, представляющей собой, в свою очередь, сложное и неординарное образование. Иерархичность – иерархическая упорядоченность. Закономерности осуществимости систем.Эквифинальность. Эта закономерность характеризует предельные возможности систем. Закон необходимого разнообразия.Разнообразие управляющей системы должно быть больше (или по крайней мере равно) разнообразия управляемого процесса или объекта. Закономерности функционирования и развития.Историчность. Любая система не может быть неизменной, она не только функционирует, но и развивается.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика методов менеджмента | Ситуационный подход. Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.