Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархических и адаптивных организационных структур




Сравнение условий наиболее эффективного применения

Условия   Иерархические структуры управления   Адаптивные структуры управления  
Характеристика внешней среды   Стабильность и неслож­ность внешней среды   Неопределенность и слож­ность внешних факторов и ускорение их изменения  
Характеристика реа­лизуемых целей и задач   Цели и задачи простые и ясные. Задачи поддаются делению. Работы измеря­емы   Задачи не имеют четких гра­ниц. Работы измерить сложно, а порой и невозможно  
Возможность регла­ментации выполне­ния управленческих функций Авторитет власти   Постоянная повторяемость одних и тех же работ, что позволяет их регламенти­ровать. Признается данная власть   Редкая повторяемость одних и тех же работ, в результате че­го становится сложно регла­ментировать выполнение уп­равленческих функций. Авторитет власти завоевыва­ется  

 

Руководитель компании

Руководитель подразделения А Руководитель подразделения В

Исполнители Исполнители

1 2 3 1 2 3

Рис. 10. 2. - Линейная структура управления компанией

 

В качестве недостатков простейшего вида структур управления можно назвать:

· большую информационную перегрузку руководителя, огромный поток доку­ментов, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;

· высокие требования к руководителю, который должен быть высококвалифи­цированным специалистом, обладающим обширными разносторонними знаниями и опытом по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками;

· структура может быть приспособлена только к решению оперативных и теку­щих задач;

· структура негибка и не позволяетрешать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями функционирования.

Линейная организационная структура управления применима, как правило, только в низовых производственных звеньях (в группах, бригадах и т. п.), а также на малых предприятиях в начальный период их становления.

Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности (рис.10.3). Следовательно, в условиях данной структуры каж­дый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении от­дельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специа­листов, отвечающих только за определенный участок работы.

 

Исполнители в производственных подразделениях

Рис. 10.3. Функциональная структура управления компанией

В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного рас­порядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его ком­петенции обязательно для подразделений. Достоинства функциональной структуры управления можно свести к следую­щему:

• высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкрет­ных функций;

• специализация подразделений на выполнении определенного вида управлен­ческой деятельности, ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами.

В качестве недостатков этого вида организационной структуры управленияна­зовем:

• нарушение принципом полноправного распорядительства принципа единона­чалия;

• длительную процедуру принятия решений;

• трудности поддержания постоянных взаимосвязей между функ­циональными службами;

• снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый испол­нитель получает указания от нескольких руководителей;

• несогласованность и дублирование указаний и распоряжений, получаемых исполнителями «сверху»;

• каждый функциональный руководитель и функциональное подразделение ста­вят свои вопросы на первое место, не достаточно согласовывая их с необходимос­тью достижения поставленных перед компанией целей.

В определенной степени способствуют ликвидации недостатков линейной и функциональной организационных структур так называемые линейно-штабная и линейно-функциональная структуры управления, предусматривающие функциональ­ное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней и сочетание линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональ­ные подразделения могут проводить свои решения либо через линейных руководи­телей (в условиях линейно-штабной структуры), либо в пределах специальных пол­номочий прямо доводить их до специализированных служб или отдельных исполни­телей на нижестоящем уровне (в условиях линейно-функциональной структуры уп­равления).

В основе линейно-штабной структуры управления лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабные служ­бы), специализирующиеся на выполнении определенных управленческих функций. Эти службы не обладают правом принятия решений, а лишь обеспечи­вают силами своих специалистов более квалифицированное выполнение линейным руководителем его обязанностей. Деятельность функциональных специалистов в этих условиях сводится к поискам наиболее рациональных вариантов решения задач. Окончательное принятие решения и передача его подчиненным для исполнения осуществляется линейным руководителем. В условиях этого вида структур управления сохраняется принцип единоначалия. Важной задачей линейных руководителей при этом становится координация действий функциональных служб (звеньев) и направ­ление их в русло общих интересов организации.

В отличие от линейно-штабной вструктуре, самой распространенной структуре иерархического типа, до сих пор широко используемой во всем мире, функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но не по всем, а по ограниченному кругу вопросов, опре­деляемому их функциональной специализацией.

Основу линейно-функциональных структур составляет,помимо линейных прин­ципов руководства, специализация управленческой деятельности по функциональным подсистемам компании (маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы и экономика, персонал и т. п.), а также так называемый «шахтный» прин­цип построения. Этот принцип означает, что по каждой функциональной подсисте­ме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю компанию сверху донизу.

В качестве преимуществ линейно функциональных структур, как правило, от­мечают:

• стимулирование деловойи профессиональной специализации в условияхэтой структуры управления;

уменьшение дублирования усилий в функциональных областях;

• улучшение координации деятельности в функциональных областях. Несмотря на самое широкое распространение, линейно-функциональных струк­тур управления, приведем целый перечень недостатков:

• размывание разработанной стратегии развития компании: подразделения мо­гут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей и задач в большей степени, чем всей компании в целом, т.е. ставить свои собственные цели выше целей всей компании;

• отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями;

• резкое увеличение объема работы руководителя компании и его заместителей из-за необходимости согласования действий разных функциональных служб;

• чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;

• утрата гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управленияиз-заприменения формальных правил и процедур;

• неадекватное реагирование на требования внешней среды;

• затруднение и замедление передачи информации, что сказывается на скорости и своевременности принятия управленческих решений; цепь команд от руководите­ля к исполнителю становится слишком длинной, что затрудняет коммуникацию.

Один из недостатковлинейно-функциональных структур управления авторы учебника по менеджменту О.С. Виханский и А.И. Наумов образно назвали «эффект бутылочного горла». Суть его в том, что развитие преимущественно вертикальных связей в рамках функционального подхода поднимает решение проблем, возникаю­щих на различных уровнях организации, до ее главного руководителя. В результате попытки руководителей сконцентрироваться на решении стратегических задач тонут в оперативной работе, в текучке. И это является не виной руководителя, а виной используемой организационной системы. Учитывая все вышеперечисленные недостатки, важно подчеркнуть, при каких же условиях они сглаживаются:

• линейно-функциональные структуры управления наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меня­ющиеся задачи и функции, т. е. в компаниях, функционирующих в условиях реше­ния стандартных управленческих проблем;

• достоинства этих структур проявляются в управлении компаниями с массо­вым или крупносерийным типом производства, в компаниях, выпускающих относи­тельно ограниченную номенклатуру продукции;

• они наиболее эффективны при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники;

• линейно-функциональные структуры успешно применяются в компаниях, действующих в стабильных внешних условиях.

Для эффективного функционирования компании в условиях линейно-функци­ональных структур управления очень важно разработать соответствующие нормативные и регламентирующие документы, определяющие соответствие между ответственностью и полномочиями руководителей разных уровней и подразделений, соблюде­ние норм управляемости, особенно у первых руководителейи их заместителей, формирующие рациональные информационные потоки, децентрализующие опера­тивное управление производством, учитывающие специфику работы различных под­разделений.

В настоящее время классические линейно-функциональ­ные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще — на уровне их подраз­делений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению орга­низационных структур управления.

Дивизиональные (отделенческие) структуры управ­ления (от англ. слова division — отделение, подразделе­ние компании) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур, иерархическо­го типа и даже поройих считают чем-то средним меж­ду бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами. В ряде случаев эти структуры в ли­тературе можно встретить под названием «дробных структур».

Впервые дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов на предприятиях «Джене­рал Моторс», а наибольшее распространение они по­лучили в 60—70-е годы нашего столетия. По некоторым оценкам от линейно-функциональных структур к дивизиональным к середине 80-х годов в США перешли 80 % всех диверсифицированных_и специализированных компаний,в том числе из 500 крупнейших — 95 % В Японии такой вид структуры применяют 45 % всех ком­паний. Дивизиональные структуры возникли как реак­ция на недостатки линейно-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением техно­логических процессов, диверсификацией и интернаци­онализацией их деятельности. В условиях динамично из­меняющейся внешней среды невозможно было управ­лять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании.

Дивизиональныеструктуры — структуры, основан­ные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставле­нием этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

Подотделением (дивизионом) подразумевается организационная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность за производство и сбыт опре­деленной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Оперативный уровень управления, концентрирующийся на производстве конкретного продукта или на осуществлении деятельности на определенной территории, был наконец-то отделен от стратегического, отвечающего за рост и развитие ком­пании в целом. Как правило, у высшего руководства фирмы остается не более 4 – 6 централизованных функциональных подразделений. Высший руководящий орган компании оставляет за собой право жесткого контроля по общекорпоративным воп­росам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, финансов, инве­стиций и т. п. Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли. В связи с перенесением ответственности за прибыль на уровень отделений (дивизионов) они стали рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы. В связи с вышесказанным дивизиональные структуры управления принято характеризовать как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализа­ция при сохранении координации и контроля) или в соответствии с высказыванием А.Слоуна как «скоординированную децентрализацию». Дивизиональный подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящиево внешней среде. Дивизиональные структуры характеризуются полной ответственностью руково­дителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. В связи с этим важнейшее место в управлении компаниями с дивизиональной струк­турой занимают не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие производственные отделения. Структуризация компании по отделениям (дивизионам) производится, как правило, по одному из трех принципов: по продуктовому — с учетом особенно­стей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, в зависимости от ори­ентации на конкретного потребителя и по региональному — в зависимости от обслуживаемых территорий. В связи с этим выделяется три типа дивизиональных структур: дивизионально-продуктовые структуры; организационные структуры, ориентированные на потребителя; дивизионально-региональные структуры.

Придивизионально-продуктовой структуре полномочия по руководству производством_и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководи­телю, который является ответственным за данный вид продукции. Руководители функциональных служб (производственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинговой и т. д.) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции технологии и покупательского спроса. Деятельность по про­изводству определенного вида продукции находится под руководством одного чело­века, улучшается координация работ.

Возможный недостаток продуктовой структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции. В каждом продуктовом отделении создаются свои функциональные подразделения.

При созданииорганизационных структур, ориентированных на потребителя, под­разделения группируются вокруг определенных групп потребителей (например, армия и гражданские отрасли, продукция производственно-технического и культурно-бытового назначения). Цель такой организационной структуры состоит в том, чтобы удовлетворять потребности конкретных потребителей так же хорошо, как это делает компания, которая обслуживает всего одну их группу. В качестве примера организации, использующей организационные структуры управления, ориентированные на потребителя, можно привести коммерческие банки. Основными группами потребителей услуг в данном случае будут: индивидуальные клиенты, компании, другие банки, международные финансовые организации.

 

Рис. 10.6. Региональная дивизиональная структура

Если деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий, то целесообразно формировать дивизиональную структуру управления по территориальному принципу (рис.10. 6). Вся деятельность компании в определенном регионе в этом случае должна подчиняться соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом фирмы. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона. Территориальное деление создает условия для подготовки управленческого персонала отделений (дивизионов) непосредственно на месте.

Подводя итог рассмотрения дивизиональных структур, особо подчеркнем их достоинства, недостатки и условия наиболее эффективного применения. В качестве преимуществ данного вида структур можно назвать:

· использование дивизиональных структур позволяет компании уделять конк­ретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внима­ния, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, адап­тироваться к изменяющимся условиям;

· этот вид структуры управления ориентирует на_достижение конечных резуль­татов деятельности компании (производство конкретных видов продукции, удовлет­ворение потребностей определенного потребителя, насыщение товарами конкретно­го регионального рынка);

· уменьшение сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;

· отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;

· перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, децентрализацию принятия оперативных управленческих_решений, такая структура помогает приблизить руководство к проблемам рынка;

· улучшение коммуникаций;

· развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений (дивизионов).

В то же время следует подчеркнуть недостатки рассматриваемого типа орга­низационных структур:

· дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности;

· противопоставление целей отделений общим целям развития компании;

· возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;

· невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;

· неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;

· увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дуб­лирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличе­ния численности персонала;

· затруднение осуществления контроля сверху донизу.

Следует отметить, что наиболее эффективно использование дивизиональных структур управления при следующих условиях: в компаниях крупных размеров, при расширении производственно-хозяй­ственных операций; в компаниях с широкой номенклатурой выпускаемой продукции; в компаниях с сильно диверсифицированным производством; в компаниях, в которых производство слабо подвержено колебаниям рыноч­ной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений; при интенсивном проникновении компаний на зарубежные рынки, т. е. в компаниях, осуществляющих свою деятельность в широких международных масшта­бах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-эконо­мическими системами и законодательством.

В качестве наиболее развитого вида дивизиональных структур управления можно назватьорганизационные структуры на базе стратегических единиц бизнеса (стратегических хозяйственных центров ) (strategic business units, SBUs). Они применяются в компаниях в случае наличия у них большого числа самостоятельных отделений близ­кого профиля деятельности. В этом случае для координацииих работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделе­ниями и высшим руководителем. Данные органы возглавляются заместителями выс­шего руководства организации (обычно это вице-президенты),и им придается ста­тус стратегических единиц бизнеса.

Стратегические единицы бизнеса представляют собой организационные едини­цы компании, отвечающие за выработку ее стратегических позиций в одной или нескольких областях хозяйствования. На них возлагается ответственность за выбор сферы деятельности, разработку конкурентоспособной продукции и сбытовых стра­тегий. Как только номенклатура продукции разработана, ответственность за реализа­цию программы ложится на подразделения текущей коммерческой деятельности, т. е. на дивизионы

Первопроходцем по созданию и использованию организационных структур уп­равления, построенных на основе выделения стратегических единиц бизнеса, был «Дженерал электрик». Во второй половине 70-х годов в этой компании насчитывалось порядка 200 отделений и 43 стратегических единиц бизнеса. В дальнейшем мно­гие компании подхватили это новшество.

Проведенный подробный анализ разновидностей организационных структур иерархического типа показал, что переход к более гибким, адаптивным структурам управления, лучше приспособленным к динамичнымизменениям и требованиям производства, был объективно необходим и закономерен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.