Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальность




Человек как индивид Человек как личность Человек как субъект

 

Какие качества можно отнести к свойствам индивида? Это, например,

· половозрастные особенности, то есть наличие у каждого человека того или иного пола, возраста, особенностей, характерных для людей этого возраста и пола, скажем, для детей дошкольного возраста характерны доверчивость, непосредственность, конкретность мышления и т.д.;

· особенности нервной системы, то есть для каждого из нас характерен тот или иной тип нервной системы, на его базе формируется темперамент.

· Особенности конституции, то есть телосложения.

· Природные задатки.

Субъект – это человек в деятельности, человек как преобразователь самого себя и мира. Например, человек проявляет себя как субъект в творчестве. При этом если, например, человек в своей профессиональной деятельности исключительно выполняет указания других, пассивен, никак не проявляет своей собственной позиции, вряд ли можно назвать его субъектом деятельности. Он скорее пассивный объект воздействия других.

Личность понимается в психологии по-разному. Ананьев считал, что личность – это особое качество, которое приобретает индивид в обществе, в отношениях с другими людьми. С этой точки зрения под личностью понимается система качеств, которые важны для общения с другими людьми, например, статус в группе, социальные роли, которые играет человек в семье, в коллективе и другие качества. Объединение всех личностных свойств человека рождает определенный характер.

По З.Фрейду личность – это ансамбль бессознательных влечений.

А.Н. Леонтьев писал о том, что «личностью не рождаются, а становятся», становятся в результате воспитания и самовоспитания.

Л.И.Божович считала, что человека можно считать личностью, если он может подчинять свои желания целям, если он преодолевает себя и может руководствоваться нравственными и социально значимыми принципами.

С.Л.Рубинштейн включает в понятие «личность» не только отношение к другим, но и самосознание, отношение к самому себе, наличие собственной внутренней позиции по различным вопросам.

Получается, что с одной стороны, человек становится личностью в обществе, то есть он должен следовать нормам, принятым в обществе, но в тоже время человек должен выработать свою собственную позицию и научиться в случае необходимости противопоставлять себя обществу. Например, в 1937 году в нашем обществе стало нормальным доносить на знакомых и близких. Должен ли человек-личность следовать этой норме?

Если в воспитании учитывать только особенности индивида, врожденные свойства, задатки ребенка, то его психические достижения просто приурочиваются к определенному возрасту, воспитание и обучение в этом случае не ориентируется на зону ближайшего развития. Если же, наоборот, в воспитании личности не учитывать индивидные особенности, созревание мозга, врожденные склонности, тип нервной системы, это может привести к навязыванию ребенку занятий не соответствующих его возрасту, интересам, способностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.