Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Актер представляет собой любую внешнюю по отношению к моделируемой системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные

Актеры

Актер представляет собой любую внешнюю по отношению к моделируемой системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенных целей или решения частных задач. При этом актеры служат для обозначения согласо­ванного множества ролей, которые могут играть пользователи в процессе взаимодействия с проектируемой системой. Каждый актер может рассмат­риваться как некая отдельная роль относительно конкретного варианта ис­пользования. Стандартным графическим обозначением актера на диаграм­мах является фигурка "человечка", под которой записывается конкретное имя актера (рис. 4.2).

 

В некоторых случаях актер может обозначаться в виде прямоугольника клас­са с ключевым словом "актер" и обычными составляющими элементами класса. Имена актеров должны записываться заглавными буквами и следо­вать рекомендациям использования имен для типов и классов модели. При этом символ отдельного актера связывает соответствующее описание актера с конкретным именем. Имена абстрактных актеров, как и других абстракт­ных элементов языка UML, рекомендуется обозначать курсивом.

Примечание

Имя актера должно быть достаточно информативным с точки зрения семанти­ки. Вполне подходят для этой цели наименования должностей в компании (например, продавец, кассир, менеджер, президент). Не рекомендуется давать актерам имена собственные (например, "О.Бендер") или моделей конкретных устройств (например, "маршрутизатор Cisco 3640"), даже если это с очевидностью следует из контекста проекта. Дело в том, что одно и то же лицо может высту­пать в нескольких ролях и, соответственно, обращаться к различным сервисам системы. Например, посетитель банка может являться как потенциальным кли­ентом, и тогда он востребует один из его сервисов, а может быть и налоговым инспектором или следователем прокуратуры. Сервис для последнего может быть совершенно исключительным по своему характеру.

Примерами актеров могут быть: клиент банка, банковский служащий, про­давец магазина, менеджер отдела продаж, пассажир авиарейса, водитель ав­томобиля, администратор гостиницы, сотовый телефон и другие сущности, имеющие отношение к концептуальной модели соответствующей предмет­ной области.

Примечание

В метамодели актер является подклассом классификатора. Актеры могут взаимодействовать с множеством вариантов использования и иметь множество интерфейсов, каждый из которых может представлять особенности взаимодей­ствия других элементов с отдельными актерами.

Актеры используются для моделирования внешних по отношению к проек­тируемой системе сущностей, которые взаимодействуют с системой и ис­пользуют ее в качестве отдельных пользователей. В качестве актеров могут выступать другие системы, подсистемы проектируемой системы или отдель­ные классы. Важно понимать, что каждый актер определяет некоторое со­гласованное множество ролей, в которых могут выступать пользователи данной системы в процессе взаимодействия с ней. В каждый момент време­ни с системой взаимодействует вполне определенный пользователь, при этом он играет или выступает в одной из таких ролей. Наиболее наглядный пример актера — конкретный пользователь системы со своими собственны­ми параметрами аутентификации.

Любая сущность, которая согласуется с подобным неформальным определе­нием актера, представляет собой экземпляр или пример актера. Для моделируемой системы актерами могут быть как субъекты-пользователи, так и другие системы. Поскольку пользователи системы всегда являются внешни­ми по отношению к этой системе, то они всегда представляются в виде ак­теров.

Так как в общем случае актер всегда находится вне системы, его внутренняя структура никак не определяется. Для актера имеет значение только его внешнее представление, т. е. то, как он воспринимается со стороны систе­мы. Актеры взаимодействуют с системой посредством передачи и приема сообщений от вариантов использования. Сообщение представляет собой запрос актером сервиса от системы и получение этого сервиса. Это взаимо­действие может быть выражено посредством ассоциаций между отдельными актерами и вариантами использования или классами. Кроме этого, с акте­рами могут быть связаны интерфейсы, которые определяют, каким образом другие элементы модели взаимодействуют с этими актерами.

Отношения на диаграмме вариантов использования

Между компонентами диаграммы вариантов использования могут существо­вать различные отношения, которые описывают взаимодействие экземпля­ров одних актеров и вариантов использования с экземплярами других акте­ров и вариантов. Один актер может взаимодействовать с несколькими вари­антами использования. В этом случае этот актер обращается к нескольким сервисам данной системы. В свою очередь один вариант использования мо­жет взаимодействовать с несколькими актерами, предоставляя для всех них свой сервис. Следует заметить, что два варианта использования, определен­ные для одной и той же сущности, не могут взаимодействовать друг с дру­гом, поскольку каждый из них самостоятельно описывает законченный ва­риант использования этой сущности. Более того, варианты использования всегда предусматривают некоторые сигналы или сообщения, когда взаимо­действуют с актерами за пределами системы. В то же время могут быть оп­ределены другие способы для взаимодействия с элементами внутри системы.

В языке UML имеется несколько стандартных видов отношений между ак­терами и вариантами использования:

- Отношение ассоциации (association relationship)

- Отношение расширения (extend relationship)

- Отношение обобщения (generalization relationship)

- Отношение включения (include relationship)

При этом общие свойства вариантов использования могут быть представле­ны тремя различными способами, а именно с помощью отношений расши­рения, обобщения и включения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Диаграмма вариантов использования (use case diagram) | Отношение ассоциации. Отношение ассоциации является одним из фундаментальных понятий в язы­ке UML и в той или иной степени используется при построении всех гра­фических моделей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.