Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизация и гуманитаризация образования




Профессиональная и гуманистическая составляющие ценности образования как средство для повышения социального статуса человека

Лекция 3.7

Начальник учебного отдела Н.В.Верхина

Время лекции 14.40-15.40

 

 

Декан факультета В.А.Подоляко

 

 

1.Гуманизация и гуманитаризация образования.

2. Непрерывное социально-гуманитарное образование.

Можно согласиться с тем, что концепция гуманитарного образования была заложена Платоном, который считал, что образование состоит в обучении общению, чтению, пониманию различных литературных трудов, а также умению мыслить. Исходя из тако­го подхода, качественным является лишь то обучение, которое охватывает не только интеллектуальный, но также социальный, эмоциональный, физический и духовный уровни.

Принятое в современном мире деление знания на гуманитарное и естественнонаучное возникло в западноевропейской культуре в Новое время в связи с возникновением феномена науки. Именно тогда за знанием, претендующим на объективность, закрепились такие характеристики, присущие естественнонаучному знанию, как абстрактность основных конструктивных единиц, дедуктивная выводимость теоретических положений и их базовая экспериментальная основа. Эти качества в известном смысле у гуманитарных дисциплин (включая общественные науки и философию) определяются не всегда четко, подразумевая субъективный компонент. Именно указанные обстоятельства легли в основу укоренившейся традиции воспринимать эти области знания как второстепенные, в каком-то смысле неполноценные по сравнению со знанием естественнонаучным.

Дискуссии о соотношении гуманитарного и естественнонаучного знания имеют глубокие исторические корни. В 1837 г. при обсуждении во французском парламенте законопроекта о расширении преподавания естественных наук в средней школе произошел ставший знаменитым диспут между физиком Д.-Ф. Араго и поэтом А. Ламартином. Д.-Ф. Араго требовал потеснить гуманитарное образование в пользу естественнонаучного: «Производство развивается не при помощи красивых слов и стихов. Знание должно быть инструментом действия. Вместе с тем, изучение естест­венных наук служит не только материальным интересам. Свет естественнонаучных знаний рассеивает многие предубеждения, под тяжестью которых сгибаются народы...». А. Ламартин, напротив, утверждал, что законодатели должны непременно сохранить в школьном образовании доминирующую роль гуманитарных дисциплин как основных носителей нравственных ценностей. «Если бы мы оказались внезапно лишены всех естественнонаучных знаний, материальный мир сохранился бы, хотя, безусловно понес бы огромный ущерб. Но если человек утратит хотя бы одну из моральных истин, хранителем которых является гуманитарное образование, погибнет человек и все человечество».

Принципиальное различие между гуманитарными и естественными науками подчеркивалось представителями баденсксой школы неокантианства (особенно Г. Риккертом), которые считали, что естественные науки изучают объективные предметы, их целью является описание общего, типичного, универсального; (поиск законов природы), а гуманитарные науки познают проявления человеческого духа, субъективность и уникальность человеческой жизни. Г. Риккерт указывал, что в гуманитарных исследованиях на первое место выходят ценности человеческой жизни (значимые исторические события, жизнь великих деятелей, реальные литературные произведения и т. п.). Это противопоставление гуманитарных и естественных наук было поддержано также представителями феноменологической герменевтики, которые отмечали, что в естествознании стремятся к объяснению событий (природы), а в гуманитарной сфере возможно лишь понимание феноменов человеческой жизни.

Проблема соотношения гуманитарного и естественнонаучного знания, которую английский ученый и писатель Ч. Сноу обозначил формулой «Две культуры», в наши дни приобрела еще большую актуальность. В полемике вокруг этой проблематики отразились противоречивые оценки научно-технической революции и её социальных последствий. Сторонники технологического детерминизма ратуют за всемерное увеличение удельного веса естественнонаучных предметов в учебных планах школ. По их утверждению, остальные области знания являются, в конечном счете мифологией. Так, английские педагоги Р. Вудс и Р. Барроу, рассматривая образовательные функции различных предметов, решительное предпочтение отдают естественным наукам и математике Они пишут, что в физике и химии любое положение может быть доказано экспериментальным путем или аргументированно отвергнуто. В математике многие положения не поддаются опытной проверке, но зато четко прослеживается логическая структура этой дисциплины, упор делается на строгость дефиниций, на развитие дедуктивного мышления. Поэтому эти курсы представляют первостепенную важность, как для умственного развития, так и для нравственного формирования учащихся. Что же касается гуманитарных дисциплин, то они принципиально несовершенны, не обладают собственной логической структурой, их данные невозможно верифицировать, и поэтому они более похожи на религию, чем на науку.

Против подобных установок выступали приверженцы гуманистической ориентации. Их влияние усиливалось по мере того, как развитие событий в мире наглядно выявляло не только позитивные, но и серьезные негативные последствия научно-технического прогресса. «Головокружительное развитие науки и техники, — писал французский социолог и педагог Ж. Фридманн еще в конце 1950-х гг., — оказывает губительное, разлагающее влияние на интеллект, притупляет критическое мышление, инициативу, чувство ответственности... Одно из наиболее эффективных противоядий должно состоять в том, чтобы дать молодому человеку, прежде чем он придет на производство, такую техническую и гуманитарную подготовку, развить и укрепить в нем такие качества, которые позволят ему сопротивляться этому отрицательному влиянию. Не должна ли педагогика в наиболее широком смысле этого термина сказать свое слово перед лицом этого грозного вызова, брошенного человеку XX века?».

В США сторонники концепции гуманистического образования подчеркивали первостепенную важность формирования эмоциональной сферы личности. По их мнению, развитие интеллекта не делает ребенка ни лучше, ни счастливее, а, напротив, часто обедняет личность, тогда как развитые эмоции способствуют гу-манным импульсам и помогают избрать этически правильное решение сложной жизненной ситуации. Главное — воспитание чувств, утверждение альтруизма и эмпатии. Таких взглядов придерживается известный американский культуролог Т.Роззак В своей книге «Личность—Планета» он пишет, что взрослые озабочены лишь интеллектуальным развитием детей, подготовке их к будущей деятельности с позиций узкого функционализма, но игнорируют задачи эмоционального воспитания. Критика американской школы, замечает Т.Роззак, сводится главным образом к тому, что ребенок не умеет бегло читать и грамотно писать. Несомненно, это плохо, но почему мы не думаем о нравственно-эмоциональной сфере? Почему нас не волнует, что ребенок находится в постоянном нервном напряжении, не умеет расслабляться, преодолевать агрессивность и зависть, выражать доверие и нежность, не готов к подлинной самореализации?

Теоретическая полемика оказывала известное воздействие на реальные процессы модернизации содержания образования. На первом этапе развития НТР, в 1950-х — 60-х гг., наибольшее внимание уделялось обновлению естественнонаучного образования. Но по мере выявления неоднозначных социальных последстви НТР и в условиях, когда от субъективного фактора, то есть от воли и сознания людей, все более непосредственно зависит развитие общества, становилось особенно очевидным непреходящее значение гуманитарного образования.

Во многих западных странах гуманитарные знания всегда рассматривались как наиболее важная составная часть общеобразовательной подготовки молодежи. Это находит отражение и в coвременных учебных планах, где по количеству часов гуманитарные дисциплины занимают доминирующее положение. Так, во французской школе на девятом году обучения в обязательном учебном плане на гуманитарные предметы отводится вдвое больше часов, чем на естественно-математические. К тому же из предметов по выбору значительная часть учащихся выбирает усиленное изучение иностранных языков.

В западногерманских гимназиях родной язык, иностранные языки, история и география, предметы эстетического цикла занимают до 60 % учебного времени, в средней школе Италии — до 50%. В Великобритании Закон об образовании 1988 г., подчеркивая первостепенную важность нравственного и культурного развития учащихся, связывает реализацию этой задачи с увеличением удельного веса гуманитарных дисциплин в учебных планах обязательных школ, рекомендует включить в число основных предметов историю и географию, а также музыкальное воспитание.

Современные авторы все чаще приходят к выводу, что приоритеты естественнонаучного знания над гуманитарным привели к современному гуманитарному кризису в целом и к кризису образования в частности.

Кризис системы образования конца XX века был во многом обусловлен господствующими установками на узкодисциплинарный подход, приведший к отчуждению гуманитарного и естественного компонентов. Следствием этого стало фрагментарное видение мира, не позволяющее адекватно реагировать на происходящие в обществе перемены, неспособность осознать комплексность про­блемы, охватить связи между понятиями, находящимися в разных областях знания и затрудненные для восприятия сегментированным сознанием. Следовательно, образование должно выполнять не только традиционную функцию передачи специального опыта, но и в большей степени опережающую превентивную функцию подготовки человека к жизни в эпоху кризисов (экономических, политических, экологических, техногенных и др.). Это должно опираться на усиление фундаментализации и целостности образования, а синтез наук приведет к новому, недуалистическому подходу к решению проблем, к признанию существования альтернативных решений.

Можно подытожить, что традиционно социально-гуманитарные науки выступают как определенный комплекс знаний, направленных на понимание и истолкование поведения человека, его духовной жизни и культуры. Глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на рубеже веков, вызвали потребность в гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе и образования. Гуманизация образования является выражением общей тенденции к признанию прав и абсолютной ценности человеческой личности, ее права на свободу выбора, развитие проявление своих способностей, самореализацию? Такой подход обязывает пересмотреть традиционно сложившуюся модель образования, приблизить ее к гуманистическим идеалам, более ориентировать на индивида. Важнейшим аспектом современного обновления становится его гуманизация, выражающаяся в направленности на сохранение и развитие нравственных и эстетических ценностей, высоких общественных идеалов.

Первостепенная роль в гуманизации содержания образования, безусловно, принадлежит гуманитарным дисциплинам. Это те учебные предметы, содержание которых, с одной стороны, рассматривает проблемы общественного развития в прошлом и настоящем, а с другой — непосредственно обращено к человеку, к его интеллекту и эмоциям, к осознанию им своего места в социуме и своего жизненного предназначения. Что касается гуманитаризации образования, то в современной ситуации она призвана не только наполнить или дополнить образовательные программы гуманитарным содержанием путем включения в учебный процесс гуманитарных дисциплин, но также создать систему гуманитарного образования, доступную для представителей различных групп.

Очевидно, что «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» характеризуют различные векторы в реформировании системы образования. Если «гуманизация образования» в широком смысле означает создание в обществе гуманной системы образования, соответствующей гуманистическим идеалам (прежде всего личностной свободе, социальной справедливости и человеческому достоинству), то «гуманитаризацию образования» связывают с учебно-методическим содержанием преподавания. Принципиально важным является то, что выдвижение на первый план гуманитарных наук обусловлено в значительно степени их содержательным аспектом, подразумевающим анализ насущных социальных проблем, стремление сконцентрировать внимание на проблемах человека как субъекта.

Таким образом, перед современным гуманитарным образованием стоит не только обучающая задача, сводящаяся к передаче индивиду знаний и навыков, но и задача формирования общекультурной компетентности человека, выходящей за пределы его профессиональной сферы. Другими словами, гуманитаризация образования преследует две основные и взаимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью стремятся преодолеть однобокость специального образования, одномерность, задаваемую узкопрофессиональной подготовкой; во-вторых, с помощью гуманитаризации стремятся заложить у индивида основы гуманистического мировоззрения. Гуманитаризация рассматривается как способ приобщения человека к духовным ценностям цивилизованного мира, как его приобщение к культуре, отнюдь не сводимое к узкой профессионализации. Наиболее адекватно решить поставленные задачи может система непрерывного гуманитарного образования, поскольку именно непрерывное образование, призванное обеспечить каждому человеку возможность обучаться и развиваться в течение жизни, наиболее всего отвечает задачам гуманизации образования, предоставляя индивиду свободу выбора форм и уровня образования, плавный переход с одного уровня образования на другой, свободу творческой деятельности в рамках образовательного процесса, раскрытие его индивидуального потенциала.

Социально-гуманитарное образование в России обновляется вместе с преобразованием общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Оно необходимо как условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и, в то же время, открытию и утверждению уникальности и неповторимости собственной личности.

Особое место среди основных тенденций и принципов развития образования в современный период занимает гуманитаризация образования, обусловленная объективными процессами гуманизации общественного производства и общественных отношений. При этом состояние социально-гуманитарного образования сегодня переживает не лучшие времена. Одна из важнейших причин этого — прежний приоритет технического образования над гуманитарным. Последствия его мы ощущаем сейчас, когда именно недостаток социально-гуманитарного образования не позволяет значительному числу выпускников высших учебных заведений полноценно реализовать себя в трудовой деятельности, а также актуализировать в полной мере свой гражданский потенциал. Недостаток знаний в социально-гуманитарной сфере не дает возможности молодому человеку адекватно осмыслить процессы, происходящие в стране, причины тех или иных, подчас драматичных, событий, мешает формированию целостного видения социального мира.

Постепенно пробел осознается, чем и объясняется известный ренессанс социально-гуманитарного знания. Необходимо признать, что созрела объективная необходимость гуманизации образовательного процесса, подразумевая под этим как необходимость расширения программ социально-гуманитарного цикла в средней и высшей школе, так и ориентирование человека на возможность включения в непрерывное социально-гуманитарное образование. Это означает переход к новой концепции образования, ориентированной на расширение социально-гуманитарной культуры.

Пока еще гуманитаризация образования зачастую рассматривается как педагогическая проблема, связанная с увеличением удельного веса гуманитарных предметов в учебных планах. Однако решать вопросы гуманизации и гуманитаризации образования лишь простым введением в учебные программы традиционных гуманитарных предметов и некоторых курсов недостаточно. Не­обходимо перестраивать содержательные аспекты преподавания самих гуманитарных наук применительно к проблемам XXI века, создавать междисциплинарные циклы, объединяющие специальные курсы с традиционными гуманитарными предметами. Это принципиально изменит характер обучения, возникнет новое знание: гуманистическое, развивающее способность думать, самостоятельно принимать решения.

Гуманитаризация включает в себя такие моменты, как формирование у индивидов потребности в непрерывном образовании, в развитии своей общей культуры, обеспечении гуманитарной грамотности, выработки соответствующей социальной ориентации, нравственное совершенствование.

Гуманитарное образование должно быть нацелено на формирование у личности нравственного, правового сознания, экологического мышления, эстетического вкуса, толерантности и т.д. Всё это дает возможность личности более полно проявить свои способности и дарования в плане последовательной самореализации на протяжении жизненного пути.

Деятельность современной российской системы образования должна быть направлена на реализацию не только учебных и научных, но и культурных целей. Чтобы гуманитарная подготовка стала в них необходимым структурным элементом, ей необходимо придать системный характер, что подразумевает охват ею всех субъектов образовательного процесса на протяжении всего периода обучения в них. Становится актуальным включение в учебные программы циклов гуманитарных дисциплин, таких, как культурология, философия, социология, обществоведение, право, эсте тика, культура речи и т.п.

Гуманитарное образование призвано подготовить специалистов способных создать условия для выхода из системного (культурного, экологического, антропологического, нравственного) кризис современного общества. Притом успех гуманитарного образования в решении такого рода задач определяется спецификой гуманитарных наук, в которых приоритетом является раскрытие смысла, понимание изучаемых явлений, субъект-субъектные отношения, предполагающие диалогичность образовательного процесса.

Все это указывает на то, что посредством непрерывного гуманитарного образования воплощаются в жизнь гуманистические идеалы, призванные создать предпосылки духовного совершенствования в современном обществе в целом, и в образовании, в частности. Формулирование последнего тезиса не случайно. Решение таких глобальных проблем, как выживание человечества и переход к устойчивому развитию, тесно связаны именно с духовностью человека. По словам основателя «Римского клуба» А. Печчеи «...суть проблемы, которая встала сейчас перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа Решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменения самого человека, его внутренней сущности». Эта мысль, лежащая в основе деятельности «Римского клуба», указывает на необходимость формирования новой системы ценностей, которую можно противопоставить культу техницизма, породившего «одномерного человека» индустриальной эпохи. Ключевая роль в решении этой задачи возложена на гуманитарное образование и гуманитарные науки, объявленные ЮНЕСКО науками XXI века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.