Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути сохранения личностности, духовности и психосоматического здоровья человека

Первый путь заключается в поисках среди различных общественных сил разнообразных средств обеспечения их равновесия и равноденствия, взаимозависимости и взаимообусловленности. Важно, чтобы ни одна из сил, представляющие частный, групповой, клановый, классовый, даже национальный, особенно националистический, интерес, не возобладала над всеми остальными, не превратилась в абсолютно господствующую, довлеющую и психически подавляющую силу. Необходимо противодействовать тому, чтобы одна из сил приобрела полный суверенитет, независимость от других групп, общества и монополизировала право психического воздействия. Духовное насилие в таких случаях становится узаконенным и тоталитарным. Стало быть СМИ без соответствующей, узаконенной обществом, уравновешивающей силы не могут принадлежать ни государству, ни отдельным информационным акционерным обществам, ни финансовым группам, ни частным лицам, ни тем более почитающим себя идеалом объективности, честности и беспристрастности журналистам, а в действительности полным честолюбия, субъективизма и послушания хозяевам. Нередко они отстаивают свою независимость от общества не для того, чтобы быть независимыми, а для того, чтобы закамуфлировать свою зависимость от хозяев. Выход из этой опасной и острой ситуации заключается в том и только в том, чтобы все средства массовой информации, воздействия на всех членов общества контролировались самим обществом. Речь идет не о государственной или церковной цензуре (которая сейчас вместо них, безусловно, осуществляется владельцами издательств, газет, телекомпаний), а об общественных наблюдательных советах, защищающих интересы различных групп населения и общества в целом. В состав таких советов должны входить депутаты Государственной думы, родители, учителя и дети, врачи и работники культуры, крупные предприниматели и мелкие бизнесмены, рабочие и крестьяне, ученые и юристы, ветераны и пенсионеры.

Именно эти наблюдательные советы будут способствовать утверждению в средствах массовой информации правды, истины, добра и красоты, перекрытию каналов пропаганды криминала, жестокости, порнографии, секса и чернухи. Рынку, основывающемся сегодня в СМИ на разжигании инстинктов и бессознательных влечений, должны быть поставлены определенные заслоны. Рынок - в основном явление экономическое, и его законы не могут и не должны напрямую переноситься в область образования, культуры, здравоохранения, духовности, веры, любви, совести, нравственности, Общественные наблюдательные советы призваны охранять духовный мир и нравственную свободу каждой личности, сдерживать хозяйско-барское своеволие владельцев и субъективный произвол деятелей СМИ.

Второй путь сохранения духовности и внутреннего самостояния людей в условиях информационного хаоса, разброда и даже террора заключается в том, чтобы развивать в каждом человеке личностность, делать его критически мыслящим, нравственно свободным и ответственным, обладающим убеждениями, хорошим художественно-эстетическим вкусом, самостоянием и саморегуляцией. Уже не нечто внешнее в виде общественных наблюдательных советов, а он сам будет способен защитить свой духовный мир, свою политическую и вкусовую независимость, свою автономность. Самоорганизация личности во взаимодействии со СМИ включает в Себя целый комплекс необходимых действий и мероприятий. К ним относится тщательный отбор книг, газет, журналов, фильмов и телепередач, отвечающих устоявшимся интересам, духовным потребностям и профессиональным нуждам. Специальный отбор и духовное потребление предполагают готовность к активному восприятию, критическому осмыслению и аналитической оценке. Немаловажное значение имеет и регламентация по времени взаимодействия со СМИ. Наибольшее количество времени мыслящая личность уделяет книге и предельно ограничивает время, предназначенное для просмотра газет, журналов, кинофильмов, телевизионных программ.

Однако подобный рационально-волевой подход к средствам массовой информации свойствен лишь тем взрослым, зрелым и цельным личностям, которые обладают сознанием цели жизни, занимаются конкретным делом, планируют свою деятельность, добиваются успеха, следят за режимом своей жизни, не попадают под власть обывательских настроений и вредных привычек, способны к самоорганизации и самоконтролю. Что же касается основной массы населения, особенно детей, редко проявляющих целеустремленность, волю, свободу и независимость от влечений и соблазнов, то все они вступают в контакт со средствами массовой информации в зависимости от желания пребывать в бездумном, лениво-расслабленном состоянии, стремления к удовольствию, непосредственного интереса, случайных побуждений и обстоятельств. Вот почему особо важное значение приобретает критически-аналитическое рассмотрение всех основных средств массовой информации с позиций их важности, полезности, а также никчемности и вредности для детей, становления и развития их организма и личности.

К числу основных и наиболее эффективно воздействующих на ребенка средств следует отнести книгу, телевизионные передачи, газеты и журналы; массовый плакат и открытку, репродукцию художественного, религиозного, бытового, инструктивного, рекламно-коммерческого назначения; кинофильмы, кассеты и диски (видео и музыкальные); музыкальные центры и магнитофоны; фестивали, форумы, митинги, демонстрации, акции массового протеста, а также театр (в том числе кукольный), цирк и эстраду. Все средства массовой информации, в единстве их формы и содержания, необходимо рассмотреть в многообразии аспектов их соприкосновения и взаимодействия с детьми, их психосоматического воздействия на ребенка. Такие аспекты положительно и негативно заряженного влияния весьма многообразны и разнообразны. Среди них: образовательно-развивающий и инфантильно-оневежествляющий; морально-нравственный и аморально-развращающий; гражданско-правовой и криминальный; национально-эстетический и националистический; интернациональный и космополитический; художественно-эстетический и псевдохудожественно-антиэстетический; государственно-идеологический и духовно разрушительный, деидеологизирующий; политически защитительный и дезориентирующе деполитизирующий; героико-патриотизирующий и космополитизирующий; стабильно-социализирующий и анархо-разрушающий; социально примиряющий и социально разъединяющий, непримиримо-противопоставляющий; личностно воспитывающий и псевдоличностно кон-формизирующий; духовный религиозно-сущностный и атеистически-антирелигиозный; наконец, последний по списку, но первенствующий по реальной жизненной значимости - оздоравляющий и здоровьеразрушающий.

Далее последует критико-аналитический, осуществленный в самом общем виде обзор сущности и действенности основных средств массовой информации, в свете вышеупомянутых аспектов.

Как было отмечено, важнейшим и позитивнейшим средством массовой информации, идущим из глубины веков и процветающим до сего времени, является безусловно книга. Как бы ни противостояли ей сегодня новейшие научно-технические средства, книга была, есть и останется самым приспособленным для человека, самым гуманным средством фиксирования продуктов духовности, обмена ими, взаимодействия и взаимовлияния, внутреннего духовного обогащения, духовного искания и внутреннего нравственного самостановления. Книга, самый значительный феномен духовной культуры, обладает такими свойствами, как всеохватность содержания явлений материального и духовного, мира, проникновение в их сущность; неограниченная возможность обучения, наставления, вооружения человека знаниями, умениями и навыками; ненавязчивость, обеспечивающая читателю право свободного выбора, отбора и отвержения.

Книгу как средство массовой информации можно охарактеризовать с позиции всех вышеозначенных аспектов. Образовательно-развивающий аспект в книге, безусловно, преобладает над инфантильно-невежествляющим и отупляющим. Книга охватывает и сосредоточивает в себе все области человеческого знания. Она наполняет память фактами, образами людей, событий, свершений. Она приводит в движение мышление и творческое воображение, учит анализировать, сравнивать, сопоставлять, давать оценки, делать выводы и заключения, оттачивает логику рассудка, внутренней и внешней речи. Книга возбуждает и направляет в соответствующее ее содержанию русло всю эмоционально чувственную и волевую сферу, фиксирует особенности темперамента и характера. Она обеспечивает ребенку возможность интимного, а потому открытого, откровенного и доверительного внутреннего мысленно-чувственного взаимодействия; самопознания и видения, как в духовном зеркале, своих достоинств и недостатков; осознания своих самых сокрытых мыслей, чувств, желаний, влечений, творческих побуждений. Вместе с тем книга для ребенка всегда есть явление манящее и привлекающее, загадочное и захватывающее, побуждающе-стимулирующее и вдохновляющее, радующее и печалящее, удовлетворяющее и опустошающее, возмущающее и разоблачающее, удивляющее и ошеломляющее, изумляющее и повергающее в уныние, организующее и целенаправляющее.

Морально-нравственный аспект книги также преобладает над морально развращающим. Учебная, техническая, справочная, научно-популярная, сельскохозяйственная, научная, философская, здравоохранительная и иная литература помогает организации полезной, а стало быть морально обусловленной деятельности детей. Подлинно художественная книга, какие бы области общественной или интимной жизни человека она ни затрагивала, всегда выступает под знаменем высокой общественной морали и глубокой индивидуальной нравственности. Что касается гражданско-правового аспекта в массовой книге, то его отражение, как и проявление в реальной жизни, весьма противоречиво и парадоксально. Хотя бесчисленные Детективы и криминальные повествования имеют своей целью показать торжество правовой справедливости, успешность расследований, неподкупность суда и неотвратимость наказания, привлечь к себе внимание они могут только через загадочность, хитроумность, жестокость, бесчеловечность, романтичность самого преступления, чем в немалой степени способствуют обучению и воспитанию молодежи в духе криминального романтизма. Неслучайно в 1998 году в США зарегистрировано уже несколько случаев, когда школьники из автоматического оружия расстреливали своих соучеников.

Гражданский аспект книги тесно связан с ее героико-патриотическим содержанием. Книга выполняет свою функцию патриотического воспитания, когда несет в себе правду о героическом прошлом народа, силе его неодолимого духа, вере в величие и мессианскую роль России в истории человечества. К несчастью, деятелями литературы, пишущими как для взрослых, так и для детей, сегодня не осмысливается и художественно не воспроизводится в героико-патриотическом аспекте характер новых общественных отношений. И это несмотря на то, что в архикризисном социально-экономическом положении страны и архибедственном положении народа все же появляются благодаря талантливости, патриотичности и сильной духовности народа светлые островки возрождающейся благополучной жизни. Ее творят разумные губернаторы, активные предприниматели, борющиеся за сохранность земли российской против разграбленная её недр отдельные народные депутаты, самоотверженные оборонщики и атомщики, угольщики и металлурги, учителя и врачи, фермеры и экологи. Образцы всех этих людей отсутствуют на страницах современных книг, потому что в исковерканной и опаленной временем психике современной интеллигенции правдой жизни является не то, что рождается, что диалектически, в борьбе развивается, а только то, что разваливается, разлагается, что можно изобразить как чернуху, порнуху и бормотуху в прошлом и настоящем. Антиэстетизм превратился в своего рода эстетический идеал художественного творчества, и не только в литературе.

Большое значение сегодня имеет национально-этнический и интернационалистический аспект книги, противостоящий националистическому и космополитическому. Национально-этнический аспект способствует образованию культурной и экологической ниши народа, в которой только и возможно его материально-социальное и духовное процветание, осуществляющееся лишь в тесной интернациональной экономической, политической и культурной связи с другими народами. Опасность националистического и космополитического аспектов содержания книги состоит, с одной стороны, в инфантильной культурно-образовательной ограниченности, экономической замкнутости и социальной ущербности, а с другой - в развитии национальной атрофии и индифферентности, убивающих в детях чувство национальной гордости и достоинства, сознание необходимости отстаивания сохранности и целостности национальных богатств, собственной территории и высокого международного статуса.

Государственно-идеологический и социально стабилизирующий аспекты содержания книги противостоят разрушительно деидеологизирующему, деполитизирующему, непримиримо разъединяющему, анархо-разрушающему. Это особенно важно потому, что существующее ныне взрослое поколение в обществе неспособно найти и поддерживать примирительные, тем более предотвращающие социальные взрывы, взаимодействия государственных и партийно разобщенных структур.

Книга имеет огромный, неисчерпаемый индивидуально-личностный воспитывающий потенциал. Художественная, философская, научная литература раскрывает сущность и смысл человеческого бытия, помогает личностому самостановлению человека, развитию в нем нравственной свободы, самостоятельного взгляда на мир, ответственности перед собой, людьми, обществом и Богом. Именно потому, что книга обладает столь мощной духовно-личностной развивающей силой, в тоталитарных обществах она подвергается жесткой цензуре, сжигается на кострах, заключается в режимные спецхраны и просто запрещается к изданию. Вместе с тем в любые времена и в различных обществах книге предопределяется роль средства массовой информации, несущего в себе нравственно разрушительные, оболванивающие, отупляющие и вводящие в заблуждение тенденции. Это не те книги, которые служат истине, добру и красоте, а те, которые целиком подчинены господствующей идеологии и призваны конформизировать сознание людей, полностью подчинить его политико-идеологическим установкам. Такие книги - на­пример, в первую очередь учебники и популярные издания по философии, истории, социологии, литературоведению, политологии - в советском обществе были строго выдержанными, иногда вопреки научной истине, в рамках марксистской моноидеологии; огромное количество таких книг появляется и сегодня; содержание чаще всего лживо и тенденциозно, грубо извращает действительность недавнего прошлого.

В нынешнем российском обществе возрастает удельный вес отечественной философской идеалистической и духовно-религиозной литературы, одновременно уменьшается - вульгарно-материалистической и атеистической. Позитив данного содержательного аспекта книги как средства массовой информации заключается в том, что духовность народа обогатилась за счет возвращения в сферу общественного сознания идей, убеждений и взглядов на мир таких выдающихся русских мыслителей, как B.C. Соловьев, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, Н.А. Бердяев, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, К.Н. Леонтьев, В.Ф. Розанов, А.Ф. Лосев и др. Религиозная и светская духовность людей, их интеллектуальный кругозор культурологически обогатились за счет классической мировой и отечественной религиозной литературы, особенно такой, как Библия, Коран, Веды, Талмуд; «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований» протопопа Аввакума; наставления Серафима Саровского и др. Вместе с тем получили широкое распространение брошюры и книги, проповедующие сектантские взгляды и учения, часто носящие характер антигуманный, политизированный, зомбирующий, калечащий психику верующих и растаптывающий их личность.

Наконец, нельзя не сказать и о медицинском аспекте книги как средства массовой информации. Этот аспект тоже неоднозначен и вскрывает противоречивый характер содержания современной книги. С одной стороны, на книжном рынке появилось множество произведений, направляющих личность на самооздоровление, саморегуляцию, организацию режима, поддержание физического и психического здоровья. С другой стороны, на читателя, особенно неопытного и жаждущего острых ощущений, обрушился град литературы бульварной: почти порнографически-сексуальной, насильственно-криминальной, а также превращающей в обыденное явление наркоманию, алкоголизм, токсикоманию, табакокурение. Подобные произведения калечат психику детей, стимулируют их негативное, разрушающее здоровье поведение.

К книге как средству массовой информации тесно примыкают иные печатные издания, такие, как газета, журнал, массовый плакат, репродукция и открытка художественного, общественно-политического, религиозного, коммерческого, рекламного, инструктивного содержания и назначения. Что касается образовательно-развивающего влияния газеты на детей и юношество, то оно сегодня в значительной мере ослаблено. И не только потому, что невелик тираж изданий для детей и что дети сами, как правило, не стремятся к общению с газетой. Оно ослаблено прежде всего потому, что сама нынешняя газета не видит, не чувствует ребенка и не нуждается в нем как в читателе. В погоне за тиражом и прибылью она гоняется за сенсацией, опережающей информацией, жареными фактами, «клубничкой», нечистоплотными подробностями из жизни актеров, политиков, спортсменов. Она не гнушается ложью, лукавством, введением в заблуждение, манипулированием сознанием и поведением. Задачей Купленной прессы стало быстрое реагирование на злобу рыночного дня; односторонний анализ событий; пропаганда, разоблачения, агитация в интересах своих хозяев в борьбе с их врагами. Словом, происходит то, что постоянно случается в животном мире, в борьбе за существование, когда одна группа уничтожает другую. Только в естественной среде это делается инстинктивно, а в социальной - вполне обдуманно и сознательно. Вот этой рыночной позиции современной российской Газеты отвечают своей сущностной позицией дети и молодежь: такие газеты им просто не интересны, и эти издания теряют свое влияние в среде подрастающего поколения. Иное дело журналы, плакаты, открытки и другой зрительный ряд. Здесь дети активно черпают образовательную и развивающую информацию; активно реагируют на рекламу; политический плакат, лозунги; они сами пишут. И рисуют на асфальте карикатуры и призывы; коллекционируют художественные брошюры и открытки. Конечно, среди этой массово-информационной продукции встречается немало политического, идеологического, антипатриотического, враждебно настраивающего, социально разъединяющего и даже индивидуально-разлагающего негатива. В этой сфере нередко господствуют газетно-прокламационные и провокационные листки националистического и даже неофашистского содержания; сектантско-религиозные лозунги, призывающие к космополитизму; проповеди, подталкивающие к социальной индифферентности и инфантилизму, даже суициду.

Наиболее сильно воздействующими на общественное и индивидуальное сознание людей средствами массовой информации являются телевидение, радио и кино. Если книга первенствует среди других средств как всесторонний и качественный источник индивидуально-личностного духовного становления, то телевидение, радио и кино являются лидерами повседневного, ежечасного информирования, манипулирования сознанием и поведением людей, а также по затратам времени зрителей и слушателей на восприятие образных и звуковых воздействий. Другими словами, эти средства объективно лишают человека духовной и физической свободы, вовлекая его в пассивное созерцание и слушание агрессивных односторонних воздействий без какой-либо надежды на aктивную позитивную или негативную ответную реакцию. Кроме того, они настраивают индивида или группу на определенную полезную или антиобщественную деятельность, травмируют психически и наносят ущерб здоровью, принуждая к длительному неподвижному бдению, порождающему застойные явления в организме. Однако эта общая, достаточно суровая характеристика не препятствует тому, чтобы несколько более подробно рассмотреть плюсы и минусы этих средств.

Образовательно-воспитательный, развивающий аспект на телевидении, радио и в кино представлен порой уникальными программами, содержание которых посвящено различным странам мира, животным планеты, разнообразным растениям, научным и техническим открытиям, классическим произведениям мирового искусства. Вместе с тем содержание всех этих средств информации не создает у зрителя, слушателя ощущения жизни своей большой многонациональной Родины - России. Засилье программ западной, особенно американской, массовой псевдо- и антикультуры, разлагающе действующей на подрастающее поколение, не оставляет ни места, ни времени для того, чтобы показать жизнь, быт, культуру, религию народов, населяющие Россию, Зрители и слушатели практически не имеют возможности узнать что-либо о своих согражданах, населяющих Северный Кавказ, живущих в Коми, Карелии, в поволжских республиках, в Якутии, на Сахалине (куда А.П. Чехов предпринял специальное путешествие, чтобы познакомить россиян с этим краем), на Алтае и других территориях. Полностью отсутствуют теле- и радиопрограммы, фильмы, которые знакомили бы зрителей и слушателей с новой российской идеологией и национальной идеей; с правовыми и моральными кодексами; с правдиво представляемой, без лжи и клеветы, без одностороннего отбора фактов и пристрастных оценок, историей народа, его великой гуманистической и патриотической литературой, в том числе и советского периода. Зато обильно представлена политизированная духовно-разрушительная информация. При этом хозяева телерадиоканалов и центров проката исходят из того, что будто, чем чернее и мрачнее будет изображено недавнее советское прошлое народа, тем скорее люди забудут о нем и смиреннее будут жить, по существу, в не менее мрачной и нищенской действительности. Однако при этом не принимается во внимание то обстоятельство, что нельзя привить людям любовь к сегодняшней Родине, со всем ее нынешним негативом, ненавидя ее вчерашний день со всеми его противоречиями, позитивом и трагедиями. Кроме того, если о вчерашнем дне Отечества постоянно и систематически транслируется сплошная «чернуха», то чисто психологически в каждом человеке поддерживается состояние негативизма, настороженности и даже агрессии ко всему тому, что совершается в настоящем и обещается в будущем.

Большую опасность рассматриваемые средства массовой информации представляют для детей, для их психического здоровья осуществлением инфантилизации, конформизации, сексуализации, криминализации. Бесконечные просмотры американских мультфильмов, криминальных и сексуальных картин, бесконечных примитивных мелодрам-телесериалов, прерывающихся навязчивой одуряющей рекламой, не только утомляют, но и расстраивают нервы, отвращают от интеллектуального и физического труда, создают нервно-эмоциональный психофизиологический перегруз, разобщают детей, создают в их сознании мешающие, препятствующие нормальному мышлению рекламные, штампы, шаблоны в общении и поведении, актуализируют сексуальную озабоченность, отчуждают чтения, развивают гиподинамию, способствуют расслаблению воли, внедрению в характер ребенка лени и стремления к незаработанному удовольствию. Неизбежно совершается засорение сознания, ослабление зрения, облучение организма, ослабление потенции в творческих и физически-двигательных проявлениях.

В результате все углубляющегося взаимодействия с телевидением, радио и кино огромные потери несут дети в своем художественно-эстетическом развитии. Традиционные, веками проведенные и утвержденные средства художественного воспитания детей, среди которых прежде всего практические занятия музыкой, изобразительным искусством, литературным творчеством и театральной самодеятельностью, потеснены, даже порой вытеснены из детской жизни и заменены слухозрительными восприятиями отвлеченных образов телевидения, кино, других технических средств. Оно еще, может быть, куда ни шло, если бы эти образы, навязываемые восприятию детей, были наполнены качественным художественно-эстетическим смыслом. Но сегодня, поскольку буквально все определяет вульгарный рыночный и политизированный спрос, а не художественное качество идеи гуманистического воспитания человека, вал зарубежных, да и российских фильмов, развлекательных программ, телесериалов построен на потребу антихудожественной пошлой дешевке, на примитивной развлекательности, игровом азарте, жажде приоб­ретения хоть мизерного и мнимого, но прославления. Стало быть, на смену нынешнему поколению россиян, еще успевшему получить нечто облагораживающее от осуществлявшегося в единой советской школе и многообразной системе внеурочного и внешкольного воспитания, а также от общей советской культуры, грядет поколение, дрессируемое, конформируемое на примитивной и разлагающей буржуазной массовой культуре, на идеях потребительства, равнодушного отношения к Родине, распродажи национальных богатств и космополитизма. Именно поэтому нынешние аудиовизуальные средства массовой информации, их воздействие, с точки зрения социальной, психологической, медицинской и воспитательной, представляют собой не только благо как достижение цивилизации, но и серьезное, почти катастрофическое бедствие, требующее оперативного вмешательства общества.

В современном мире большое распространение получили и такие технические средства массовой информации, как музыкальные центры, проигрыватели, диски, кассеты, плееры. Это явление, особенно в жизни детей и молодежи, несет в себе также немало противоречий. С одной стороны, самая разнообразная музыки стала доступной практически каждому ребенку. Он имеет возможность слушать классическую музыку: симфонии, оперы, романсы, народные и современные песни, произведения, исполняемые хорами, ансамблями, солистами, эстрадными группами. С другой стороны, приоритетной музыкой в среде молодежи стала рок и поп-музыка, оглушающая, дурманящая, доводящая до исступления, обалдения, полного отключения сознания и совершения неконтролируемых поступков, Это своеобразный, почти наркотический кайф, влекущий за собой негативные, иногда необратимые, психофизиологические последствия. Именно в таких психических состояниях и в целях их продления ребята легко поддаются соблазнам алкогольного, токсического, табачного и наркотического опьянения. Постоянный музыкально-шумовой оглушающий фон, создаваемый магнитофонами, проигрывателями, даже относительно тихо звучащими плеерами, держат в постоянном напряжении нервную систему; притормаживают способность активного мышления; притупляют возможность внимательного отношения к окружающему миру; расслабляют волю, размывают, делают неопределенными черты характера и усиливают конформность личности. Выступления рок и поп-музыкантов, звезд российской и зарубежной эстрады, и в натуральном восприятии, и в записях, пробуждают животные инстинкты. В состоянии стадного, отключающего сознание чувства молодежь легко управляема криминальными силами, отвлекаема от серьезных жизненных проблем. Она становится наиболее безопасна (не для себя самой, ибо происходит разрушение личности) для коррумпированных власть предержащих и господствующих в обществе страт.

Наконец, нельзя пройти мимо таких древнейших, не столько технических, сколько человечески персонифицированных, непосредственно-контактных способов массовой информации, как форумы и митинги, демонстрации и массовые протесты, а также театр, цирк и эстрада. На съездах, слетах, фестивалях, митингах, демонстрациях в качестве источников информации выступают лидеры партий и движений, творческие группы и коллективы, солисты и ансамбли. Особенно важно то, что информирование осуществляется в непосредственном контакте с неограниченной возможностью живого общения, прямой и обратной информационной связи. В таких формах массовой информации крепнет солидарность людей, возникает возможность дискуссии, свободного обмена мнениями, проявления вольнодумства, инакомыслия, взаимного убеждения. Однако существует и опасность для человеческой свободы, когда лидеры-организаторы предлагают лишь одну, безальтернативную позицию, добиваясь ее принятия всеми участниками и их общего конформного поведения.

Что касается театра, цирка и эстрады, то они как вечные и неуничтожимые проявления человеческого духа несут в художественной форме информацию об общечеловеческих ценностях, злободневных социальных и политических событиях, исторических коллизиях, обычаях и нравах людей. Данные способы непосредственно-контактного информационного взаимодействия обеспечивают не только интеллектуально-духовное обогащение индивида, но и его эмоционально-чувственное, художественно-эстетическое развитие. В соприкосновении с этими средствами массовой информации индивид, особенно ребенок, погружается в эмоциональные переживания, обучается художественно-эстетическому видению окружающего мира, развивает в себе тонкий художественный вкус. Вместе с тем и театр, и особенно эстрада способны нести в себе немалый негативный заряд безнравственного и антихудожественного начала, обыденности пошлости, когда действуют на потребу безвкусице, низменным страстям, или безосновательных амбициозных претензий авторов, актеров-исполнителей и режиссеров. Таковы, например, режиссерские новации в отношении классических пьес и опер, превращающие их в балаган. Самое любопытное заключается как раз в том, что подобные театрально-эстрадные извращения пользуются большим успехом у публики и благосклонным вниманием ратующих за свободу творческого проявления критиков.

Итак, роль средств массовой информации, несмотря на немалый позитив, несет в себе сегодня, пожалуй, значительно больший негатив в деле воспитания народа и особенно подрастающего поколения. Как же быть и что делать? Возможно ли остановить научно-технический прогресс со всей его бесовско-разрушительной силой для человеческой личности? Думается, все же можно поддержать призыв Ж.-Ж. Руссо «Назад к природе!», но не ценой уничтожения технического прогресса и СМИ. Можно было бы поддержать идею Ж.-Ж. Руссо в смысле обновленной идеи развития человека. Да, человек, как говорили древние, есть мера всех вещей. Но нельзя игнорировать и ту очевидную истину, что вещь представляет собой в жизни людей не отвлеченную сущность саму по себе, но и мыслимую меру ее потребления человеком. Каждый индивид как разумное свободное существо в силу закона свободы, предопределяемой необходимостью, должен установить для себя жесткую, детерминированную природой и обществом меру необходимого и достаточного для духовного и физического потребления, обеспечивающую нормальное существование. Человек, как говорил Л.Н. Толстой, в силу законов природы и Божьих, должен избегать греха блуда, обжорства, жадности, властолюбия, произвола, честолюбия и других. Очевидно, что питание, секс, самосохранение, чувство собственности и воля к власти в естественной мерной дозе необходимы каждому человеку как социоживотному существу. Вместе с тем всякий индивид должен установить для себя меру необходимого потребления как в естестве, так и в духе. Человек, особенно ребенок, должен не обжираться, не облучаться (телевизором), не перенапрягаться в уроках, не безмерно наслаждаться. Он не должен также злоупотреблять с освоением и усвоением мно­гообразной и подавляющей масскультурной, социально-политической информацией.

Стало быть необходима огромная работа с индивидом, в том числе и с ребенком, по воспитанию в нем политического разума; способности трезвой оценки событий; нравственных убеждений и сознания ответственности; подлинного художественно-эстетического вкуса, в целях становления и укрепления в нем индивидуально-личностной самости, нравственной свободы, критического мышления, целенаправленного гражданского воления. Такое воспитание необходимо для самоутвержения личности, ее отторжения от всего того, что одуряет его, зомбирует, манипулирует его сознанием, волей и чувствами; что превращает индивида из человека разумного в индивида повинующегося управляемого извне: средство исполнения любых, даже самых отвратительных и антигуманных распоряжений, приказов, призывов; в стадное, голодающее, обираемое, эксплуатируемое, угнетаемое, обездоленное и никчемное в этой жизни существо. Перед таким существом, утратившим свое разумение и достоинство, даже животное, борющееся за свое существование, представляет собой вид, сохраняющий свою честь как Божьего творения, живого существа. В целях осуществления такой работы по саморегуляции и осуществления свободного выбора, особенно с детьми, важно добиваться строгого контроля за общением всего подрастающего поколения с телевизором, газетой, книгой, радио, кино, музыкальной техникой. Речь идет как о количестве потребления преподносимой этими средствами информации, так и особенно о ее качестве, политической направленности, нравственно-эстетической форме в единстве с содержанием. В каждой семье важно установить строгий разумный режим потребления ребенком рок-музыкальной и особенно телевизионной информации. Вплоть до того, чтобы телевизионные просмотры и прослушивания рок-групп осуществлялись не каждый день и не каждую неделю, особенно в ситуациях переутомления, чрезмерного расслабления воли и проявления лености, запущенности в освоении школьных и. вузовских курсов. Что же касается школы, содержания образования, то уже очевидно, что назрела необходимость создания образовательного стандарта и специального предмета, хотя бы для младших школьников, посвященного саморегуляции ребенка в его взаимодействиях со СМИ. Ребята учились бы умению распределять время потребления информации между различными СМИ; определять качество книг, программ, дисков, газетных текстов; критически относиться к содержанию информации и самостоятельно оценивать его; делать самостоятельный выбор программ, руководствуясь нравственно-эстетическими критериями.

Хорошо известно, что человек не может жить без огня, но любому страшно, когда бушует пламя пожара; вода необходима индивиду, потому что она составляет подавляющую часть его биологического существа, но человек переполняется ужасом, когда идут бесконечные дожди, происходят наводнения, бушуют штормы; красота гор приводит людей в восторг, но их охватывает паника, когда вдруг просыпаются вулканы, а землю начинает трясти; легкие заболевания человека способствуют выработке иммунитета, но запущенная болезнь сводит его в могилу. Точно так же обстоит дело и с потреблением информации людьми через СМИ: в разумных и контролируемых пределах она необходима им для интеллектуально-духовного развития, а также включения в информационное поле Земли и общества. Но в чрезмерных количествах и в низком, бессмысленном, отупляющем качестве она приводит индивида к идиотизму, утрате разума, психическим заболеваниям и распаду личности.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова роль средств массовой информации в психосоматическом развитии личности?

2. Каковы пути сохранения личностного, духовного и психосоматического здоровья человека?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства массовой информации в психосоматическом развитии личности | Преобразование аффинной системы координат
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.