КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные обоснования
Социальные обоснования в градостроительстве и территориальной планировке - сведения об обществе и отдельных общественных явлениях, обеспечивающие возможность стимулировать позитивные и предотвращать негативные социальные процессы с помощью совершенствования материально-пространственной среды. Намечая градостроительные и территориальные преобразования, проектировщики предвидят, планируют и учитывают сопряженные с ними изменения состава населения и условий его жизнедеятельности. Реализация проекта непременно вызывает такие изменения, хотя их направленность и величина не всегда совпадают с проектным прогнозом. При этом основное внимание уделяется не столько сведениям об обществе и отдельных общественных явлениях, сколько динамике происходящих социальных процессов. В градостроительстве используются результаты исследований образа жизни населения, которые проводятся по специальным методикам. В частности, изучаются бюджеты времени индивидов и домохозяйств, а также балансы времени социумов, отражающие средние затраты времени на различную деятельность. Данные балансов и бюджетов времени с выделением величины свободного времени (не занятого работой, домашним трудом, удовлетворением физиологических потребностей и другими вынужденными процессами), времени домашнего труда, ухода за собой и т.д. используются при разработке нормативов обслуживания населения, функциональном зонировании открытых пространств жилых кварталов и микрорайонов, рекреационных территорий [15, 78]. Анализ и оценка социально-демографических факторов. Для обоснования решений в градостроительстве и территориальной планировке обычно рассматриваются следующие факторы, относящиеся к демографической сфере: динамика населения (его численность, естественный и механический рост, миграция, сдвижки, происходящие в силу каких-либо изменений внешних и внутренних условий в городе, районе и т.д.), демографическая структура населения (возрастные и половые группы, семейная структура, национальный состав, этнические особенности и другие), профессиональный состав населения, трудовые ресурсы. Их установление является подготовительным этапом для определения соотношений между градообразующей и обслуживающей группами населения и для прогнозирования перспективной численности населения. Результаты последней процедуры чаще всего используются в проектной практике. При этом важно принимать во внимание, что тенденции изменения структуры градообразующей группы в крупных и малых, сложившихся и новых городах различного народнохозяйственного профиля имеют свои закономерности. Демографические процессы рождаемости и смертности, обеспечивающие постоянное замещение уходящих поколений новыми, образуют естественное движение населения. Естественное движение населения описывается такими показателями, как демографические коэффициенты рождаемости и смертности, коэффициент младенческой смертности (смертности детей до года), коэффициент естественного прироста населения, средняя продолжительность предстоящей жизни новорожденных. Эти показатели фиксируются медицинской статистикой. Они зависят от уровня жизни, экологической ситуации, развития здравоохранения, системы медико-социальных мероприятий, витального поведения населения. Демографические процессы инерционны и имеют долговременные последствия. Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется низкой рождаемостью и высокой смертностью, и как следствие - сокращением численности населения. По прогнозам за период с 2000 по 2015 гг. убыль населения страны составит более 550 тыс. человек. Пространственное движение, перемещение населения - миграция, то есть перемещение людей через границы административно-территориальных образований любого уровня (стран, областей, районов, поселений), оказывает существенное влияние на расселение населения, развитие поселений. Миграция является разновидностью социального движения населения, порождаясь социально-экономическими, политическими, социокультурными, экологическими, психологическими причинами. В результате чернобыльской катастрофы и выезда большого количества жителей из зон радиоактивного загрязнения существенно изменились характер расселения и ранее сложившиеся миграционные потоки внутри страны. При этом появилась новая разновидность мигрантов - «возвращенцы» - переселенцы, которые вернулись на прежние места жительства. В градостроительстве и территориальной планировке учитываются как внешняя миграция (эмиграция, иммиграция, репатриация), так и внутренняя - внутриобластная, межобластная, внутрирайонная, межрайонная, а также перемещения «город - город», «село - город», «село - село», «город - село». Особо рассматривается маятниковая миграция - возвращение в пункт убытия в те же или на следующие сутки. Среди маятниковых передвижений населения выделяются регулярные трудовые, культурно-бытовые, рекреационные поездки. Маятниковая трудовая миграция помогает решать проблемы нехватки рабочей силы в трудонедостаточных районах. Маятниковая культурно-бытовая миграция связана с посещением больших городов сельскими жителями и жителями малых городских поселений с культурно-бытовыми целями. Маятниковая рекреационная миграция связана с посещением мест отдыха и туризма. На основе расчета миграционных потоков, характера их формирования и направленности принимаются решения по организации транспортных связей в системах расселения и городских агломерациях [15, 22, 78]. Анализ и оценка социокультурных факторов. Роль культуры, этики при формировании материально- пространственной среды трудно переоценить. Поселения формируются под воздействием духовных, этнических, культурных ценностей. Среда поселений сохраняет культурные особенности. Человеческие поселения историчны. Пространство, с которым имеет дело проектировщик, как правило, уже включает в себя результаты предшествующей человеческой деятельности. Оно определенным образом организовано и обладает потенциалом для дальнейшего совершенствования и развития. Поэтому применение метода историко-культурного анализа позволяет проследить закономерности развития поселений, взаимосвязи между их функционально-планировочной, композиционно-пространственной организацией и характерными для разных исторических периодов социокультурными процессами. Для современного периода развития человеческой цивилизации характерны разновекгорные социокультурные процессы - усиление как глобальных (интернациональных), так и региональных (национальных) тенденций. Процессы глобализации обусловлены бурным развитием информационных технологий и информационного обмена. Новейшие достижения градостроительства и архитектуры мгновенно становятся достоянием всей планеты, образцами для подражания в разных уголках мира. Позитивной стороной глобализации является ускорение обмена новациями, мировыми технологическими и интеллектуальными достижениями; негативной стороной - нивелирование национальных и региональных особенностей, обезличивание пространственной среды поселений, утеря их индивидуальности, усиление бездуховности среды, подчиненной не ценностям жизни, а возможностям техники. Города, особенно крупные, как правило, интернациональны. В них живут представители разных этносов, религий, отличающиеся культурными особенностями и традициями. Процессы регионализации направлены на сохранение местного своеобразия, уникальности культурных особенностей и традиций. Суть регионализации в том, чтобы понять смысл и содержание места, оценить, как оно трансформировалось во времени и чем живет сейчас. Накапливаемые из поколения в поколение местные культурные особенности (обычаи, традиции, социальные нормы) проявляются в характере планировки и застройки поселений. Нередко происходит вульгаризация региональности - копируются внешние формы традиционной застройки без учета уклада жизни, в рамках которого они формировались [11, 78, 82]. Учет требований государственной социальной политики. Государственная социальная политика формирует систему ценностей, которые прямо или косвенно влияют на принятие решений в градостроительстве и территориальной планировке. Органами государственной власти устанавливаются социальные стандарты, определяющие требования к уровню жизни и обеспечивающие защиту бедным слоям населения. Особое значение при разработке прогнозов градостроительного развития имеет политика народонаселения, являющаяся одним из направлений социальной политики государства, ориентированная на сохранение или преднамеренное изменение демографической ситуации: состояния населения, демографических процессов, демографического поведения, сложившихся на определенной территории в определенный период. Изменения демографической ситуации добиваются с помощью системы социально-экономических, правовых, воспитательно-психологических, градостроительных мер, стимулирующих желательные, а также ограничивающих нежелательные демографические процессы. Выравнивание полового состава населения на территориях и в поселениях обеспечивается созданием равного числа рабочих мест для мужчин и женщин; повышение рождаемости - улучшением жилищно-бытовых условий, системой льгот для поощрения родителей; повышение образовательного уровня населения - законами об обязательном обучении детей и т.д. Демографические процессы инертны, поэтому на достижение поставленных целей нужны годы, а иногда и десятилетия. Законом «О демографической безопасности Республики Беларусь» (2001 г.) предусмотрена разработка и реализация программ демографической безопасности. Для регулирования миграционного движения населения приняты законы о беженцах, о внешней трудовой миграции, о порядке въезда и выезда, о гражданстве. Следить за социальными процессами позволяют индикаторы социального развития. Индикаторами устойчивости развития общества служат средняя продолжительность предстоящей жизни новорожденных (биодемографическое воспроизводство), реальный размер подушного дохода (экономическое воспроизводство), уровень грамотности взрослых и совокупная доля учащихся в различных типах учебных заведений среди молодежи до 24 лет (социокультурное воспроизводство); индикаторами урбанизации общества служат доля горожан в населении, доля жителей больших и крупных городов среди горожан [15, 41]. 2.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ Экономические обоснования в градостроительстве и территориальной планировке - сведения об экономике, которые необходимо знать и использовать в ходе градостроительного и территориального прогнозирования, нормирования, проектирования для учета экономических реалий и оптимизации экономических последствий принимаемых решений. Экономические обоснования и расчеты позволяют получить представление о затратах, с одной стороны, и ожидаемых доходах и выгодах, которые будут получены в результате реализации проектного решения, с другой [15]. Сферой градостроительной экономики (экономики городов) является изучение экономической деятельности и экономических процессов в пределах поселений - размещение предприятий, выявление условий и предпосылок экономического роста и экономических проблем поселений, определение оптимального размера поселений в конкретных условиях и другое. Сферой региональной экономики является изучение экономической деятельности и экономических процессов в пределах крупных территориальных образований - размещение производительных сил, различия в уровнях экономической активности и благосостояния между регионами, возникновение и локализация центров интенсивного экономического роста и другое. Экономические обоснования направлены на выбор оптимальных решений в системе «затраты - результат». В составе экономических обоснований рассматриваются две группы связанных между собой задач: во-первых, как наиболее эффективно использовать необходимые для развития поселений ресурсы и, во-вторых, каковы наиболее целесообразные методы планировки и застройки поселений, освоения межселенных территорий [11,36]. Определение экономической эффективности принимаемых решений. Эффективность - соотношение полезного результата, ожидаемого от реализации решений и затрат ресурсов, необходимых для достижения этого результата. При определении эффективности решений в градостроительстве и территориальной планировке необходимо помнить, что финансовая и материальная экономия не должны стать самоцелью. Специалисты предостерегают от злоупотребления экономическими показателями, что может привести к снижению социальных и экологических качеств формируемой среды. Поэтому полезный результат решений в градостроительстве и территориальной планировке зависит как от их экономической, так и социальной (создания условий для устойчивого развития населения) и экологической эффективности (создания условий для устойчивого функционирования природной и антропогенной среды обитания). При определении экономической эффективности используются технико-экономические показатели, т.е. величины, критерии, уровни, измерители, коэффициенты, индикаторы, индексы и т.д., позволяющие судить о полезном результате и затратах ресурсов и инвестиций для его достижения. Среди множества показателей, характеризующих экономическую эффективность решений в градостроительстве и территориальной планировке, наиболее важными являются: интенсивность использования территории, доступность мест тяготения, баланс территории, баланс трудовых ресурсов, стоимость строительства, включающая затраты на освоение территории, эксплуатационные расходы. Интенсивность использования территории характеризует уровень ее функциональной нагруженности. К показателям интенсивности относятся: плотность населения, застройки, жилищного фонда, транспортной сети, озелененность территории и другие. Оценка интенсивности использования территории проводится на основании следующих технико-экономических показателей: плотность населения, плотность застройки, плотность жилищного фонда, средневзвешенная этажность, удельные показатели зон разного функционального назначения в расчете на одного жителя. Повышение интенсивности использования территории - важнейшее условие экономичности градостроительных решений. В то же время плотность застройки не должна быть чрезмерной. По гигиеническим требованиям рекомендуемый предел плотности населения составляет 800 - 1000 чел/га. Условия доступности для населения мест массовых посещений оцениваются показателем доступность мест тяготения, который характеризуется временем, которое надо затратить, или расстоянием, которое надо преодолеть жителям от мест нахождения (жилой дом, предприятие) до мест тяготения (мест работы, отдыха, объектов общественного обслуживания, остановок общественного транспорта и других). Для анализа соотношения территорий (и акваторий) различного функционального назначения используется баланс территории. Он разрабатывается на момент проектирования, на первую очередь реализации, на период полной реализации проекта. Баланс трудовых ресурсов включает систему показателей, характеризующих численность экономически активного населения в границах территориального образования или поселения с учетом возрастнополового состава, соотнесенную с наличием и качеством рабочих мест. Стоимость строительства в градостроительстве и территориальной планировке определяется по укрупненным показателям и включает затраты на освоение территории, эксплуатационные расходы. Затраты на освоение территории - затраты, предшествующие началу строительства: на отвод участка (затраты на вертикальную планировку территории и выплату компенсаций за сельскохозяйственные культуры, снос построек, перенос высоковольтных линий электропередач, другие расходы), инженерную подготовку территории, прокладку уличной сети, инженерное оборудование. Эксплуатационные расходы рассчитываются по прогнозным данным о затратах, необходимых для функционирования градостроительного объекта, и о доходах, которые ожидаются в результате взимания платы за землю (земельный налог, плата за аренду). Выбор оптимального проектного решения осуществляется либо по целевой эффективности (максимально возможное приближение к поставленным экологическим, социальным, хозяйственным целям при заданных затратах ресурсов и инвестиций), либо по ресурсной эффективности (минимизация затрат при приемлемой степени достижения целей). Нормативный метод экономической оценки заключается в сравнении технико-экономических показателей проектного решения с градостроительными нормативами (социальными стандартами). Нормативный метод может применяться и для сравнения вариантов проектного решения с тем, чтобы определить вариант, в большей степени соответствующий нормативным показателям. Сравнительная оценка вариантов выбора территории для градостроительного освоения проводится с использованием следующих технико-экономических показателей: компактность территории, удельный вес условно непригодных для застройки территорий, удельные затраты на освоение территории. Критерием оптимальности является минимизация затрат на освоение территории, прокладку транспортных и инженерно-технических коммуникаций, затрат времени на связи с пунктами внешнего тяготения. Сравнение различных вариантов развития может производиться на имитационных математических моделях, абстрагированных от содержания элементов системы и имитирующих ее поведение в некоторой среде. Изменяя условия (например, поля расселения, этажность застройки, средства сообщения), можно наблюдать вероятностные модификации поведения реальной системы [15, 16, 55]. Учет условий землепользования и землевладения. В рыночной экономике, когда формирование поселений, их планировка и застройка во многом зависят от цены на землю, возникает необходимость регулирования использования земли и имущества (рис. 2.1; 2.2). Объектом правового регулирования земельных отношений является земельный участок - надел, на который распространяются имущественные права определенного физического или юридического лица. Границы земельного участка устанавливаются в порядке, регламентируемом земельным законодательством, и обозначаются на местности. Земельный участок включает все материальные объекты на земле, под землей, над землей, которые прочно связаны с ним, если это не нарушает охраняемых законом прав других физических или юридических лиц и если иное не оговорено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, другими законами. Земельный участок является объектом социального управления, в отношении которого физические и юридические лица, местные, региональные и национальные социумы имеют определенные законом права и обязанности. Размеры, функции, принадлежность земельных участков могут быть различными: земельным участком является и надел для ведения личного подсобного хозяйства и территория поселения. Планы зонирования и застройки служат правовой основой регулирования имущественных и земельных отношений. В градостроительстве и территориальной планировке используются землеустроительные схемы, проекты, результаты инженерных изысканий и обследований, а также данные земельного кадастра, который ведется землеустроительными органами. Земельный кадастр представляет собой совокупность текстовых (кадастровые книги, карточки, ведомости, пояснительные записки) и картографических (кадастровые планы, схемы, чертежи) документов, выполненных по единообразной форме. Для регулирования и упорядочения землепользования и землевладения используется налогообложение владельцев и пользователей недвижимости, которое помогает регулировать земельный рынок, способствует эффективному использованию земли, является экономическим механизмом регулирования градостроительной деятельности и источником доходов местного, регионального, государственного бюджетов. Система налогообложения должна служить достижению четко обозначенных целей: поощрять эффективное использование ресурсов, содействовать получению значительных доходов, находиться под контролем государства, быть справедливой и доступной для общественного понимания, быть простой и недорогой в эксплуатации [15, 36, 62]. Учет требований государственной экономической политики. В Республике Беларусь в качестве перспективной принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах: конституционных гарантий личных прав и свобод граждан; свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы; равенства всех форм собственности и гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества; обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда; социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения; социального партнерства (между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей). В этой модели заложено, во-первых, использование рыночных механизмов для повышения производительности труда и эффективности экономической системы, ее восприимчивости к научно-техническому прогрессу, ее направленности к постиндустриальному обществу, во- вторых, обеспечение социальной защиты населения. Структурные преобразования в экономической сфере направлены на ресурсо- и энергосбережение, более эффективное использование созданного научно-технического и производственного потенциала и местных ресурсов. Государственная экономическая политика Республики Беларусь формируется с учетом мировых тенденций: глобализации, информатизации, ускорения инновационных процессов, организационных преобразований, усиления международной конкуренции. Эти процессы будут существенно влиять на социально-экономическое развитие страны, что требует выработки гибких механизмов адаптации к мировым тенденциям. Учет экономических реалий в ходе градостроительного прогнозирования, планирования, проектирования - необходимое условие принятия эффективных решений [41]. 2.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ Экологические обоснования - определение ожидаемых экологических последствий, базирующееся на учете законов экологии. В градостроительстве и территориальной планировке они включают анализ и оценку природно-ландшафтных и антропогенных, созданных человеком, условий и факторов. Природные и антропогенные элементы среды тесно связаны друг с другом. Природная основа исторически определяла выбор мест для размещения поселений, характер их планировочной организации. На современном этапе развития цивилизации природные условия постепенно утрачивают градофор- мирующую роль, но при этом усиливается их экологическое значение. Экологические обоснования направлены на усиление благоприятного воздействия и снижение негативного влияния среды на жизнедеятельность людей. При этом для разных градостроительных и территориальных образований анализ и оценка тех или иных условий и факторов проводятся с разной глубиной и детализацией [11, 15]. Анализ и оценка природно-ландшафтных условий - определение благоприятности и целесообразности освоения, функционального использования территории в зависимости от особенностей климатических, геологических, гидрологических, почвенных условий, растительности и животного мира, наличия природных ресурсов и характера физико-географических процессов. Анализ и оценка природно-ландшафтных условий в градостроительстве и территориальной планировке имеют целевое назначение, то есть рассматриваются только те свойства территории, от которых зависит достижение поставленной цели. Так, инженерно-геологические и геоморфологические свойства территории рассматриваются с позиций выбора типов застройки; гидрогеологические условия - с целью определения возможной затопляемости и подтопляемости территории. Климатические и микроклиматические условия (температура и влажность воздуха, скорость, направление и повторяемость ветров, количество атмосферных осадков, величина солнечной радиации, глубина промерзания почв) прямо или косвенно влияют на планировку и застройку поселений. Например, для улучшения проветриваемое™ застроенных пространств применяется постановка зданий параллельно направлению господствующих ветров; для защиты от сильных ветров, которые характерны для долин больших рек, применяется застройка С- или П-образной конфигурации. Особенности геологических условий и рельефа влияют на выбор типов застройки, мероприятий по инженерной подготовке территории, на стоимость строительства. При анализе рельефа составляются карты глубины и густоты расчленения рельефа, уклонов поверхности, на основании которых определяются объемы и стоимость работ по инженерной подготовке территории. Глубина расчленения рельефа позволяет определить пригодность территории для застройки, влияет на выбор архитектурно-планировочных решений, мероприятий по инженерной подготовке территории. Густота расчленения рельефа и уклоны поверхности влияют на планировку уличной сети, особенности прокладки инженерных коммуникаций. Результаты анализа инженерно-геологических условий (состава, структуры, свойств горных пород, а также динамики земной коры) влияют на выбор инженер но-строительных работ, на их основании разрабатываются прогнозы развития неблагоприятных геологических процессов и предложения по их нейтрализации. Гидрологические и гидрогеологические условия определяют благоприятность территории для градостроительного освоения на основании сведений о состоянии, режимах и ресурсах поверхностных и подземных вод, условий затопления и подтопления территории. Сведения о колебании уровня поверхностных вод определяют опасность затопления и подтопления территории в половодье. Сведения о подземных водах (объем запасов, источники питания, глубина залегания, гидрохимические особенности), данные о хозяйственном использовании водных объектов, источниках загрязнения, объемах сброса неочищенных и условно чистых вод, результатах химических и гидробиологических анализов проб воды позволяют определить возможности водоснабжения поселений. Сведения о почвах, растительности, животном мире используются при определении характера и режимов использования территории. При этом учитываются данные об антропогенном загрязнении почв с указанием источников загрязнения и концентраций загрязняющих веществ, о жизнестойкости растительности в городских условиях, тенденциях и причинах изменения животного мира под влиянием антропогенной деятельности, определяются места произрастания редких и охраняемых видов растений, выделяются участки фито- и зооценозов, требующие охраны. Природные ресурсы, включающие минеральные, водные, лесные, земельные ресурсы, изучаются для того, чтобы определить возможность и целесообразность освоения территории для тех или иных видов хозяйственного использования. Изучение физико-географических процессов позволяет выявить динамику происходящих физических, химических, биологических природных процессов и учитывать их при принятии планировочных решений [15, 37, 57]. Анализ и оценка антропогенных факторов. Антропогенные, т.е. вызванные хозяйственной деятельностью людей, воздействия на окружающую среду оказывают существенное влияние на принятие решений в градостроительстве и территориальной планировке. Выделяются антропогенные воздействия механические (нарушения геологической среды, почвенного покрова и растительности в результате строительства различных наземных и подземных сооружений и др.), физические (шум, вибрация, радиомагнитное излучение, тепловое загрязнение, радиация), химические (загрязнение почв, атмосферного воздуха, водоемов различными химическими веществами и соединениями), биологические (загрязнение болезнетворными микроорганизмами), психологические (так называемое «визуальное загрязнение», оказываемое на человека безликой, монотонной застройкой). В градостроительстве антропогенные воздействия на геологическую среду сопровождаются изменением рельефа, понижением уровня грунтовых вод, их истощением и другим. Загрязнение воздушного бассейна в городах приводит к парниковому эффекту, появлению различного рода смогов; в глобальном масштабе оно вызывает потепление, разрушение озонового слоя, кислотные дожди. Воздействие на гидросферу проявляется в загрязнении поверхностных и подземных вод, перераспределении речных стоков, уничтожении малых рек, озер, истощении запасов пресных вод. В некоторых регионах эти воздействия стали критическими и опасными для человека и биосферы. Для оценки качества городской среды осуществляется экологический мониторинг - система постоянного наблюдения и контроля за уровнем загрязнения воздуха, воды, почв, включающая станции и посты наблюдения. С целью уменьшения загрязнения окружающей среды разрабатывается комплекс технологических, технических, планировочных, юридических и других мер. Среди них важная роль принадлежит медико-биологическим нормативам - ПДК и ПДВ. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества в окружающей среде - его концентрация, не влияющая на здоровье человека, другие живые организмы, экосистемы; основной показатель, использующийся для контроля за качеством воздуха и воды. Существует раздельное нормирование содержания вредных веществ для жилых и производственных территорий. Кроме того, для каждого вещества установлено два норматива - максимальная разовая и среднесуточная концентрация. Исследования последних лет показали, что для канцерогенов и ионизирующей радиации не существует порога безопасной концентрации: любое превышение природных фонов опасно для живых организмов. Предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ устанавливается для каждого источника загрязнения с условием, что приземная их концентрация не превысит норму ПДК. Существенный вклад в снижение загрязнений городской среды призваны внести экологический кадастр и экологический паспорт предприятия. Экологический кадастр содержит сведения о природно- ресурсном потенциале любой территории, данные по качеству окружающей среды, оценочные сведения по состоянию воды, воздуха, почв, экосистем. Экологический паспорт предприятия - документ, в котором отражается уровень использования природных ресурсов и воздействие предприятия на окружающую среду, о чем свидетельствуют объем и качество сырья, топлива, энергии, применяемые технологии, объемы выбросов и твердых отходов, водозабор и способы очистки воды, озеленение территории предприятия, состояние санитарно-защитной зоны и другие показатели и характеристики [15, 79]. Учет требований государственной экологической политики. В основе экологической политики государства лежит стратегия устойчивого развития общества, направленная на создание здоровой, безопасной жизненной среды и сохранение биологического разнообразия как необходимой составляющей жизненной среды. Основными направлениями государственной экологической политики являются: создание правового и экономического механизмов регулирования экологической сферы путем совершенствования природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование; введение экономического стимулирования средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсо- и энергосбережения, внедрения экологичной техники и технологий; обеспечение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения всех программ и проектов хозяйственной и иной деятельности; требование гарантий возмещения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды предприятиями, организациями и частными лицами. В градостроительстве и территориальной планировке широкое распространение получил экологический подход, основанный на экологическом мышлении, рассматривающем природу и общество в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. В основе экологического подхода лежит экологический императив (от лат. imperativus - повелительный) - обязательность соблюдения принципов экологического развития, учета экологических ограничений, нормативов, стандартов. Экологический императив предусматривает переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики». Экологическое развитие (экоразвитие) ориентировано на обеспечение устойчивого развития поселений и территорий, оптимизацию экосистем в целом. Одной из составляющих экологического развития является сохранение биологического разнообразия. Биологическое разнообразие - понятие, объединяющее все виды растений, животных, микроорганизмов, а также их экосистемы, рассматривается как ресурс, представляющий жизненно важное значение для человеческого сообщества. В градостроительстве и территориальной планировке важно обеспечение экологического равновесия антропогенных и природных компонентов среды в пределах проектируемых территориальных образований. Экологическое (природно-антропогенное) равновесие достигается за счет рационального соотношения и территориального размещения интенсивно и экстенсивно эксплуатируемых участков территории, а также охраняемых природных территорий. Наиболее важно обеспечение экологического равновесия в пределах крупных территориальных образований [15, 41]. Контрольные вопросы: 1. С какой целью выполняются социальные обоснования в градостроительстве и территориальной планировке и что они включают? 2. Какие социально-демографические и социокультурные факторы влияют на принятие решений в градостроительстве и территориальной планировке? 3. Каким образом социальная политика государства влияет на принятие решений в градостроительстве и территориальной планировке? 4. С какой целью выполняются экономические обоснования в градостроительстве и территориальной планировке и что они включают? 5. Каким образом определяется экономическая эффективность решений в градостроительстве и территориальной планировке? 6. Какие технико-экономические показатели применяются в градостроительстве и территориальной планировке? 7. С какой целью выполняются экологические обоснования в градостроительстве и территориальной планировке и что они включают? 8. Какие природно-ландшафтные и антропогенные факторы влияют на принятие решений в градостроительстве и территориальной планировке? 9. Каким образом экологическая политика государства влияет на принятие решений в градостроительстве и территориальной планировке?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |