Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитический доклад.




Социальное неравенство в социологическом измерении

Отношение к неравенству сегодня

 

http://www.isras.ru/analytical_report_Social_inequality_1.html

Подготовлен в сотрудничестве с Горбачев-Фондом

и Национальным Инвестиционным Советом. Москва - 2006

ЧТО ДУМАЮТ РОССИЯНЕ О СПРАВЕДЛИВЫХ И НЕСПРАВЕДЛИВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТВАХ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Половина опрошенных считают, что «в наше время трудно судить о том, что справедливо, а что нет». И лишь 22% опрошенных были с этим не согласны.

  Справедливо Несправедливо
Нынешняя дифференциация доходов    
Нынешняя система распределения собственности    
Люди со средствами могут пользоваться медицинскими услугами более высокого качества    
Те, у кого зарплата больше, и пенсию будут получать тоже больше    
Люди со средствами могут покупать себе лучшее жилье    
Те, кто может себе это позволить, дают лучшее образование своим детям    
У одних денег больше, чем у других, если они имели равные возможности, чтобы их заработать    

Исследование осуществлено в апреле-мае 2006 г. специалистами Института социологии РАН в сотрудничестве с Национальным инвестиционным Советом в рамках проекта «Горбачев-Фонда» – «Социальное неравенство и публичная политика». По репрезентативной общероссийской выборке во всех территориально-экономических районах страны (согласно районирования, принятого Росстатом) было опрошено 1750 респондентов, репрезентировавших население России по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания. Опрос проводился в 58 поселениях разных типов из 19 субъектов РФ

Основная масса неравенств вызывает протест лишь у сравнительно небольшой части населения. Наиболее толерантно россияне относятся к неравенству жилищных условий (с которыми не согласны всего 24%) и возможностям при наличии необходимых средств дать своим детям лучшее образование (23% – при этом среди тех, кто имеет несовершеннолетних детей, соответствующий показатель, естественно, возрастает, но лишь до 30%, т. е. даже для этой группы россиян это достаточно легитимное неравенство, как и неравенство в размерах пенсий для пенсионеров).

Таким образом, в принципе россияне достаточно толерантно относятся к большинству «бытовых» социальных неравенств за исключением неравенств в оказании медицинской помощи. Куда более резкий протест вызывают у них, однако, чрезмерная глубина неравенств в распределении собственности и доходов. При этом решающую роль в определении их позиции в вопросе о справедливости тех или иных неравенств играют не их личные интересы, а именно общие представления о справедливости, являющиеся некоторой социокультурной нормой, характерной для российского общества на нынешнем этапе его развития.

 

3. Образование и неравенство: основные тезисы и термины

 

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

См. Конференция ЮНЕСКО «Образование для всех»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ ПРОБЛЕМЫ НЕРАВЕНСТВА В ОБЩЕСТВЕ:

- Равенство-неравенство способностей

- Равенство-неравенство возможностей в доступе к образованию, особенно к качественному образованию

 

ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО – форма социальной дифференциации, при которой гендерные группы общества обладают и неравными шансами на удовлетворение потребностей в образовании, а также неравными жизненными возможностями на продвижение по служебной лестнице (карьера) и неравными шансами на вознаграждение (зарплата).

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО – расслоение общества по уровню доходов, составу семьи, уровню образования и т.д., в конечном итоге затрудняющее некоторой части граждан полноценный доступ к информации в сети Интернет.

 

Речь идет о том, что многие средства социального существования, напрямую связаны с образованием и распределяются неравномерно.

§ Адаптационный ресурс

§ Символический и практический капитал

§ Инвестиции в человеческий капитал

§ Жизненные шансы и вероятности

§ Социальные вознаграждения

§ Мотивации, самореализация и пр.

§ Мобильность и статусы; трансмиссия и конверсия статусов

 

По отношению к образованию проблема неравенства стоит очень остро именно потому, что оно сильно связано с качеством жизни вообще и перспективами детей, с их жизненными шансами.

 

  1. Доступность высшего образования – дорога к профессиональному и жизненному успеху. Наиболее значимый фактор, предопределяющий доступность – деньги.

§ Окончание колледжа в США дает многочисленные преимущества: так, за трудовую жизнь диплом колледжа приносит его владельцу дополнительно 500 тысяч долларов.

§ Получившие дипломы бакалавров зарабатывают примерно в 2,5 раза больше тех, кто имеет незаконченное среднее образование (8 классов и меньше)

  1. Поскольку столь многое решают деньги, то статус семьи происхождения долго влияет на жизненный путь каждого. Получается, что образование превращает социальные привилегии в личные достоинства, а их отсутствие – в личную неполноценность.

 

 

За равенство их доступа к образованию общество готово бороться потому, что понимает образование как общую, общественную ценность, которая должна быть доступна всем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.