КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Украина - Европейский Союз
Намерение вступить в Европейский Союз в Украине появился после ее выхода из Советского Союза. Очевидно, такова историческая судьба Украины - ей никак не удается избежать Союза - то Советского, то Европейского. О желании Украины быть в Европейском Союзе впервые было официально провозглашено в 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом было заключено 16 июня 1994 г. в г. Лиссабоне. Набрала она силу 1 марта 1998 Основные цели Соглашения: • развитие тесных политических отношений путем постоянного диалога по политическим вопросам; * Содействие торговле и инвестициям и гармоничным экономическим отношениям; * Создание основы для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, научно-технического и культурного сотрудничества; * Поддержка Украины в ее усилиях по укреплению демократии и завершение перехода к рыночной экономике. С 1 января 1993 г. Украина пользуется преимуществами генерализованную схемы преференций. Схема является перечнем тарифов для промышленных и сельскохозяйственных товаров, которые есть даже ниже тарифы, предоставляемые за статусом страны наибольшего благоприятствования. Следует отметить, что Украина стала первой из стран СНГ, заключившей Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Соглашение определило 28 сфер, в которых Украина и ЕС намерены развивать сотрудничество. Приводим перечень этих сфер: "Промышленность * Защите и поощрении инвестиций; * Государственные закупки; * Стандарты и оценка соответствия (сертификация); * Горнодобывающая и сырьевая промышленность * Наука и техника; * Образование и обучение; * Сельское хозяйство; * Энергетика; * Гражданская ядерная отрасль; * Охрана окружающей среды; * Транспорт; * Космическая промышленность; * Почтовая служба и телекоммуникации; * Финансовые услуги; * Борьба с "отмыванием" денег, полученных преступным путем; * Валютная политика; * Региональное развитие, включая контакты на региональном уровне; * Социальная сфера (здравоохранение и безопасность, трудоустройство, социальная защита); * Туризм * Малое и среднее предпринимательство; * Информация и связь; * Защита прав потребителей; * Таможенное дело; * Статистика; * Экономика; * Борьба с наркотическим бизнесом * Культура. Стратегия ЕС в отношении Украины была сформулирована Европейской Комиссией в апреле 1994 г. Совет министров ЕС 31 октября 1994 приняла специальную резолюцию об отношении к Украине. 28 ноября 1994 государства - члены ЕС заявили о своей общей позиции относительно Украины. Европейский союз высказался за независимость, территориальную целостность и суверенитет Украины, ее экономической стабилизации и рыночные реформы, интеграции Украины в мировой экономический порядок. Для мониторинга экономического и торгового ВТОрудничества Украины и ЕС в марте 1995 г. был создан Совместный комитет. Впоследствии его заменил Совет по ВТОрудничеству. 1 февраля 1996 вступило в силу Временное соглашение о торговле и вопросы, касающиеся торговли. В мае 1996 г. Европейский союз обнародовал Декларацию относительно Украины. Декларация признавала Украину как государство с переходной экономикой. Этот шаг помогал Украине решать проблемы в связи со вступлением в ВТО и давал шансы для получения финансовой помощи и кредитов от европейских структур. Совет Министров ЕС 6 декабря 1996 г. постановила План действий ЕС в отношении Украины. Усилия Украины в сфере политических и экономических преобразований были одобрены в Совместном заявлении, США и Европейский союз опубликовали в Вашингтоне 5 декабря 1997 С июня 1999 г. Украина и ЕС подписали кредитное соглашение и меморандум о взаимопонимании, которые направлялись на решение проблем Украины в связи с микрофинансовой помощи и платежным балансом. В октябре 2000 г. Совет ЕС принял постановление об изъятии Украины из списка стран нерыночной экономики и распространения на нее в рамках антидемпинговых расследований порядка определения "нормальной стоимости" по правилам, которые применяются в страны рыночной экономики. Теперь посмотрим на мероприятия Украины. Через четыре года после заключения Лиссабонского договора Президент Украины своим Указом от 11 июня 1998 № 615/98 утвердил "Стратегию интеграции Украины в Европейский Союз". В этом документе членство Украины в Европейском Союзе указано как долгосрочная стратегическая цель. 14 сентября 2000 Президент Украины Указом № 1072/2000 утвердил "Программу интеграции Украины в Европейский Союз". В декабре 2000 г. между Украиной и ЕС было заключено "Соглашение о торговле текстильной продукцией на 2001-2004 годы". Она не предусматривает количественных ограничений. Украина заинтересована в расширении действия относительно него Общей системы преференций ЕС и сокращение применения к ней различных ограничительных процедур - лицензирования, квотирования, антидемпинговых расследований. Европейский союз в 2004 г. стал непосредственным соседом Украины. Украина - это еще не часть ЕС, но она является частью Европы. Дискуссию о широкой Европе начала Великобритания в апреле 2002 г. Постсоветское пространство (за исключением стран Балтии) дифференцируется в Россию и три западные новые независимые государства (Украина, Беларусь, Молдова). Политика "особого соседства" была основана в Люксембурге в апреле 2002 г. в связи с приближением границ ЕС до западных Новых Независимых Государств. В послании Президента Украины Верховной Раде Украины от 21 апреля 2003 г. отмечается, что евроинтеграция является стратегической целью государственной политики Украины. Европейская комиссия (т.е. правительство ЕС) считает, что Украина: * Своим Законом "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции" от 17 июля 1997 г. возбудила ст. 14 Соглашения о ВТОрудничестве, поскольку закон предусматривает возможность установления квоты на импорт в Украину продукции животноводства; * Стимулируя отечественное производство автомобилей, нарушила ст. 10.1 и 15.49 Соглашения о ВТОрудничестве. Евросоюз также недоволен тем, что Украина предоставляет торговые преференции странам СНГ и ограничивает экспорт черного и цветного металлолома из Украины.
Важной вехой для страны на пути ее вступления в Европейский Союз считается предоставление ей статуса ассоциированного члена. Этот статус не рассматривается как автоматическая залог ускоренного принятия страны в ЕС. В связи с этим стоит упомянуть о Турции. Такой статус он имеет еще с 1964 года. Руководство Украины неоднократно заявляло о заинтересованности в получении статуса ассоциированного члена ЕС. Произойдет это, очевидно, не скоро. Украине не следует надеяться на скорое вступление в ЕС. Принятие новых членов происходит медленно. В частности, Испания и Португалия проводили переговоры о вступлении в ЕС в течение семи лет. Польша, Чехия, Словения и Венгрия начали их в 1993 p., А завершили - в 2003 г. Основными формами сотрудничества Украины и Европейского союза сейчас является техническая помощь, торговля и инвестиционная деятельность. Техническая помощь в рамках программы TACIS предоставляется Украине преимущественно в таких сферах, как ядерная безопасность, защита окружающей среды, реструктуризация государственных предприятий, развитие частного сектора экономики. В экспорте Украины в ЕС преобладают товары с низкой степенью обработки. Импорт из ЕС представлен промышленными товарами, машинами, транспортным оборудованием. Доля Украины во внешнеторговом обороте незначительна - она составляет менее 0,5% общей торговли ЕС. Объемы прямых инвестиций из стран ЕС в экономику Украины мизерные. Либерализация производственно-коммерческой деятельности в целом и экспортно-импортных операций в частности считается залогом успешного продвижения Украины для вступления в ЕС. В сфере сотрудничества Украины и ЕС нередко возникают острые проблемы. Для примера назовем некоторые из них. Ведущие страны - члены ЕС отказались от украинского грузового самолета АН-70, несмотря на очевидные его преимущества над европейским аналогом, как по цене, так и техническим уровнем. По мнению специалистов, путь Украины в ЕС охватит три этапа: 1. Создание предпосылок для развития сотрудничества и интеграции. 2. Ускорение адаптации и начало вхождения в экономических структур Евросоюза. 3. Комплексная интеграция в экономическую систему ЕС. Первые два этапа потребуют для своей реализации 4-5 лет каждый, а третий - одно или два десятилетия.
Основными задачами первого этапа должны быть: * Надлежащее осуществление внутренних экономических реформ с целью создания рыночной среды, адаптированного к условиям взаимовыгодного сотрудничества с Европейским Союзом и его государствами-членами; * Адаптация законодательства Украины к требованиям ВТО и начало его приспособления к требованиям гармонизированного и унифицированного законодательства ЕС; * Определение приоритетных отраслей (секторов) экономики Украины, которые имеют сравнительные преимущества уже с точки зрения мировой и европейской экономики; * Создание способных к крупномасштабной международной кооперации крупных фирм, финансово-промышленных групп; * Выборочное подключение к тем проектам ВТОрудничества и интеграции в рамках ЕС, где Украина способна соблюдать требования международных договоров и стандартов; * Апробация конкретных механизмов вхождения Украины в экономических структур Евросоюза; * Развитие договорных отношений с ЕС, в частности получение свободного доступа к Общей системы преференций Европейских сообществ (1971 p.) * Использование финансовой помощи ЕС для решения проблем платежного баланса, критического импорта, стабилизации денежной системы, обуздания инфляции и т.д.; * Укрепление институциональных основ рыночной экономики и ускорения ее прогрессивных структурных сдвигов. На втором этапе нужно будет: "Ускорить выход на рынок ЕС и закрепиться на нем тем производителям отечественных товаров и услуг, относящихся прежде всего к отраслей украинской экономики экспортной специализации; * Существенно расширить и углубить процесс выборочного вхождения Украины в экономические структуры Евросоюза; »Диверсифицировать формы экономического и научно-технического ВТОрудничества с партнерами из стран ЕС; * Заключить соглашение между Украиной и Евросоюзом о создании зоны свободной торговли; * Добиться адаптации законодательства Украины с законодательством ЕС в таких сферах: - Пошлина; - Компании; - Банки; - Бухучет; - Налоги; - Интеллектуальная собственность; - Охрана труда; - Финансовые услуги; - Правила экономической конкуренции; - Государственные закупки; - Охрана здоровья и жизни людей; - Охрана животных и растений; - Окружающей среды; - Защита прав потребителей; - Косвенные налоги; - Технические правила и стандарты; - Нормативное регулирование ядерной энергетики; - Транспорт; - Постепенно создавать предпосылки для свободного передвижения капиталов и рабочей силы между Украиной и ЕС; - Повысить степень координации внешнеэкономической политики. На третьем этапе нужно добиться интеграции экономики Украины в целом в экономические структуры Евросоюза. Чтобы стать участником Европейского Союза, страна-претендент должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, т.е.: * Быть демократической страной; * Иметь рыночную экономику; * Быть конкурентоспособной. Шансы вступления Украины в ЕС незначительны. Она относится к третьей группе стран-кандидатов. Кроме Украины, к ней относятся Сербия, Хорватия, Македония, Албания и Россия. Отметим откровенно - эти страны считаются европейскими аутсайдерами. Объем ВВП в расчете на душу населения в Украине составлял в начале XXI ст. 13% от уровня среднего душевого дохода в странах ЕС. Если брать этот показатель, то Папуа - Новая Гвинея имеет лучшие шансы на членство в ЕС. Нужно учитывать и то, что вступление в ЕС связано не только с экономическими выгодами, но и с потерями. Об этом свидетельствует, в частности процесс вступления в ЕС в прошлом социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Западноевропейские страны - члены ЕС обязывали новичков уменьшить экспорт их сельскохозяйственной продукции в страны - ветеранов ЕС, полностью отказаться от субсидирования сельского хозяйства, выполнить тотальную приватизацию субъектов, свернуть тяжелую промышленность. Вместе с тем отдельные страны - ветераны ЕС (Германия, Франция, Австрия) оказывают поддержку своим неконкурентоспособным предприятиям, субсидируют сельское хозяйство и т.д.. Конечно, рекомендовать соседу отказаться от протекционизма намного проще, чем сделать это самому. Вопрос о пути, которым пойдет экономическая интеграция Украины - в Европу или СНГ, - начала XXI вв. было актуальным, но мало однозначного ответа.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |