КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10 Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и выказывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами. Какие же затруднения чаще всего испытывают дети в подростковом возрасте? Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, кружков, пользующихся спросом у подрастающего поколения, стали платными. Переход многих учреждений, осуществляющих организацию досуга во внешкольное время, на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих, порой месячная плата за занятия в какой-либо студии соизмерима с месячной зарплатой родителей ребят. Группа подростков, живущих в семьях с низким материальным достатком (а таких с каждым днем становится все больше), оказалась отрезанной от этой сферы досуга. Еще одна важная проблема досуга - неспособность удовле творить потребности подросткам А первая потребность подросткового возраста - потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. - это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга - ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и родители не удовлетворяют этих потребностей. Трудности подростков, связанные с досугом и свободным временем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-социальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к долгому сидению перед телевизором, компьютерной зависимости и т.п. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит существенный вред их здоровью. Долгое просиживание перед телевизором приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение. Возможность выхода в сеть Интернет и виртуального общения не способствует развитию навыков общения с реальными сверстниками. Наоборот, некоторая безответственность за свои слова все дальше отталкивает ребят от реального общения. «Домашние» дети до поры до времени не вызывают опасений родителей, проблемы появляются потом в виде различных болезней, конфликтов со сверстниками и т.п. Вторую крайность представляют так называемые «дворовые» дети, которые предпочитают проводить свободное время не возле телевизоров и компьютеров, а в непосредственном общении со сверстниками, но не на спортивных площадках и стадионах, а в грязных подвалах. Это подростки, стремящиеся к общению, но не умеющие его организовать. В результате из-за скуки, за компанию здесь учатся курить, пить, пробуют наркотики, принимают участие в противоправных деяниях. Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально-активную деятельность. Деятельность может быть организована в различных структурах. Например: • по месту действия (школа, внешкольные учреждения, летние центры, детские лагеря); • по целям деятельности (учеба, отдых, сбор детских организаций); • в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, игра, труд); • по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа); • по половому составу (однополые, разнополые) • по возрастному составу (одновозрастные, разновозрастные). Каждая структура выполняет определенный блок задач по отношению к подростку. Выстраивая целенаправленное воздействие для выполнения конкретных задач, определенный вид деятельности приобщает подростка к труду, учебе, игре. Несмотря на загруженность подростка школьными дисциплинами, у него все же остается масса времени. В среднем 180 дней составляют каникулы, воскресные дни и праздники и еще около 100 дней остаются свободным за счет часов, находящихся в личном распоряжении подростка. То есть 280 дней у подростков предоставлено в полное личное использование. А вот как они это время проводят? Для многих подростков это не свобода выбора любимого вида деятельности, а пустое времяпрепровождение. Актуальность проблемы свободного времени подростка является для педагога - организатора досуга социально значимой. Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуальных, физических и др.). Главное для организатора досуга - выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка. Это: • создание условий для развития и саморазвития; • управление процессами развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий; • целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентации; • восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования); • повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики (тесты, тренинги, КВНы, брейн-ринги); • развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские); • выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы, смотры). Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков. Какие же досуговые формы наиболее предпочтительны. Самая доступная форма - игра. Игра - это не просто имитация жизни, это очень серьезная деятельность, направленная на развитие познавательных, интересов, формирование нравственных оценок социального закаливания, проектирование собственной деятельности. Существует большое разнообразие игры для детей и подростков среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидактические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Роль игры трудно переоценить. Игру рассматривают как «наслаждение» (Шиллер), «радость и забавы» (Бейтендайк). Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местности, командные, коллективные. Как видно, проблема досуга, несмотря на внешнюю безобидность, является одной из причин социальных проблем общества, касающихся подросткового возраста.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |