Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Триумфальные арки поздней империи

 

Следуя сложившейся традиции, римские императоры в III-IV веках продолжали возводить в честь своих побед трехпролетные триумфальные арки (рис. 10.9).

 

а б

 

Рис. 10.9. Триумфальные арки Поздней империи: а – арка Марка Антонина Каракаллы в г. Джемила (Северная Африка, нач. III века); б – арка Публия Галлиена в Риме (сер. III века)

 

Это были грандиозные сооружения. Например, арка Септимия Севера имела высоту 23 метра. Арка Константина при ширине 25,7 метров имела высоту 21,5 метра. Однако, при своих громадных размерах, триумфальные арки поздней империи отразили общий упадок стро-ительного и монументально-декоративного искусства.

Трехпролетная арка Септимия Севера (203 г.) была возведена на Римском форуме в честь побед императора над войсками наместника Сирии, над его соперником Песценцием Нигером в битве при Иссе, и над его союзниками – парфянами (рис. 10.10).

 

 

Рис. 10.10. Триумфальная арка Септимия Севера на Римском форуме, 203 г.

Портрет императора Септимия Севера (193-211 гг.)

 

Поставленная в низине Римского форума, громада арки своими формами и декором отразила общий упадок римской скульптуры и архитектуры. Придавленная массивным аттиком, арка буквально облеплена рельефами, которые искажают, делают «рыхлыми» ее фасады (рис. 10.11).

 

а б

 

Рис. 10.11. а – Луций Септимий Север (146-211 гг.); б – его триумфальная арка в Риме, 203 г.

 

Фигурные рельефы зри­тельно ослабляют даже пьедесталы приставных колонн, то есть конструктивную опору всего ордера. Богатство порезки перешло в избыток, а тонкие переходы светотени – в контрастные, визуально дробящие поверхность сооружения (рис. 10.12, рис. 10.13).

 

а б

 

Рис. 10.12. а – центральная часть арки; б – статуя «Гений Осени»

 

 

Рис. 10.13. Триумфальная арка Септимия Севера в Риме, 203 г.:

а – общий вид; б – фрагмент рельефа

 

Другая трехпролетная римская арка, именуемая аркой Константина (около 315 г.), установлена около Колизея при въезде в Рим с Аппиевой дороги (рис. 10.14).

Благодаря своим изящным пропорциям арка Константина производит издали выгодное впечатление. В отличие от арки Севера вертикали ордера здесь расчленяют и аттик, связывая его с массой арки.

Полихромия материалов (фиолетовый, пурпурный, белый и желтый мрамор) и наличие хорошей скульптуры содействуют живописности общего облика. Но при детальном рассмотрении выяв­ляются недостатки: преувеличенная ширина архивольтов малых арок; несоответствие фриза, проходящего под антаблементом, высоте капи­телей и чрезмерная толщина фриза над малы­ми арками; случайность членений, особенно на боковых фасадах, и т. д. (рис. 10.15).

 

Рис. 10.14. Триумфальная арка императора Константина в Риме, 315 г.

 

 

Рис. 10.15. Триумфальная арка императора Константина, 315 г. Общий вид

 

 

 

Рис. 10.16. Триумфальная арка Константина, 315 г. Декоративные элементы аттика (вверху – фигуры пленных даков с форума Траяна, внизу – римские легионеры)

 

Государственная казна империи в этот период была настолько пуста, что построить арку целиком не представлялось возможным. Поэтому скульптурные рельефы на аттиках были заимствованы из построек времен Марка Аврелия, причем голова императора-философа на этих рельефах была заменена головой Константина. Статуи пленных даков были принесены сюда с форума Траяна. Круглые щиты-медальоны над крайними пролетами арки относятся, по мнению специалистов, к эпохе Адриана. Зато скульптуры, выполненные мастерами самого Константина, отличаются грубостью форм и примитивным качеством. Рельефы начала IV века утратили пластичность и тяготеют к плоскостям, на которые они были помещены. В этом памятнике скульптурные украшения гораздо менее важны, чем в арке Септимия Севера. Зато сильнее ощущается монументальность и торжественность звучания архитектурной массы этого величественного сооружения (рис. 10.16).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оборонительные сооружения поздней империи. Развитие полиоркетики | Римские термы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.