Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базилика Максенция-Констрантина в Риме, нач. IV века




 

 

Это одно из лучших достижений строительного искусства римлян: «Все великолепные сооружения Максенция, как храм Ромы (Urbis) и базилику, сенаторы посвятили за заслуги Флавию [Константину]….» (Аврелий Виктор, О цезарях, 40, 26) (рис. 10.25).

Здесь цилиндрические своды, пересекаясь, образовали три крестовых свода (рис. 10. 26). Эллиптические «нервюры» (линии пересечения сводов) проецируются, подобно более поздним готическим нервюрам, на план сооружения огромными диагональными крестами. «Внутренний размеры базилики настолько велики, что она может разместить под своими сводами пятинефный Кёльнский собор со всеми его аркбутанами и контрфорсами. При этом наружные грани собора даже не коснутся стен боковых нефов базилики…» (Й. Дурм).

Фасады базилики были решены предельно лаконично – их украшали лишь большие решетчатые окна. Увеличение площади базилики было достигнуто за счет увеличения шести боковых помещений, перекрытых цилиндрическими сводами. Внутренняя поверхность сводов покрыта сеткой восьмиугольных кессонов (рис. 10.25).

 

 

а б

 

Рис. 10.25. Портреты императоров Максенция (306-312) (а) и Константина I Великого (306-337) (б)

 

 

Рис. 10.26. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV в. н.э. Современное состояние

а б

 

Рис. 10.27. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV века.: а – аксонометрия; б – план

 

 

Рис. 10.28. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV в. Интерьер, план (реконструкция)

 

 

Рис. 10.29. Вверху – руины базилики (гравюра Джованни Батиста Пиранези из цикла «Виды Рима», XVIII в.); внизу – современное состояние руин

 

 

Рис. 10.30. Базилика Максенция-Константина. Реконструкция интерьера

 

Цилиндрические своды и поперечные стены- контрфорсы погасили громадный распор бетонных крестовых сводов (рис. 10.27).

Пер­воначально в базилику Максенция входили че­рез портик с короткой, восточной, стороны. При перестройке вход был перенесен на длинную сторону, а трибунал – во вновь пристроенную против него апсиду. Таким образом, основной стала не продольная, а поперечная ось, как в термах, где главный зал неизменно ставился поперек главной оси генерального плана (рис. 10.28).

Пролет главного нефа (25,3 м) превосходит пролет терм только на два метра. Увеличение площа­ди до 6 000 м2 достигнуто дальнейшим увели­чением глубины шести боковых помещений. Сохранилась северная группа их громадных цилиндрических сводов, сплошь покрытых кес­сонами. Соединенные проемами, они образуют подобие бокового нефа. Грандиозность сохранившейся части дает представление о внутреннем пространстве и о смелой конструкции всей ба­зилики (рис. 10.29). Распор громадных бетонных крестовых сводов, поднятых выше крыш боковых помеще­ний, погашался, как и в термах, поперечными стенами и сводами. Лаконичные фасады, изре­занные поверху большими решетчатыми окна­ми, составляли лишь чрезвычайно простую оболочку богато отделанного зала; скромные входные портики подчеркивали грандиозность и простоту целого, что характерно для боль­шинства позднеримских зданий (рис. 10.30).

 

В Нимфее Лициниевых садов (так называемая Минерва Медика, сер. III в. н.э.) отражены искания, направленные к об­легчению конструкции и к разрешению проб­лемы сильно освещенного центрического про­странства.

Десятигранник с попереч­ником около 24 м разделен на два яруса. Объем нижнего яруса увеличен выступающими нару­жу нишами, верхний же прорезан окнами. Освещенный окнами в барабане интерьер существенно отличается от внутренних помещений, освещенных верхним отверстием (Пантеон) или окнами в распалубках у основания купола (термы Каракаллы). Переход от десятигран­ника к куполу произведен с помощью небольших парусов. Купол имеет кирпичные нервюры. Памятник свидетельствует о новаторских тен­денциях строителей того периода (рис. 10.31).

 

а б

 

Рис. 10.31. Нимфей Лициниевых садов (храм Минерва Медика) в Риме, III в:

а – фрагмент конструкции купола; б – план здания (внизу)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.